Т.И. Петракова
(пособие для врачей психиатров-наркологов, психологов,
педагогов средних учебных заведений)
Москва 2000
Петракова Т.И.
РУКОВОДСТВО ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - 170 с.
В пособии изложены биологические основы формирования наркоманий, история употребления наркотических веществ, законодательный аспект злоупотребления наркотиками за рубежом и в России. Предложены организационные и методические подходы к составлению и реализации профилактических программ, проведению занятий по развитию психосоциальной компетентности среди подростков и родителей.
Одобрено Министерством Здравоохранения РФ и Министерством образования РФ.
Пособие предназначено для врачей психиатров-наркологов, психологов, педагогов средних учебных заведений
https://www.niinop.ru
![]() |
Автор и составитель
© Т.И. Петракова 2000, E-mail tamara@niinop.ru
Редакция, художественное оформление и компьютерная верстка
А.В. Загорулькин E-mail sasha@niinop.ru
Тираж 1000 экз. Печать DUPLO 63S.
UNODCCP
![]() |
Подготовлено при содействии
Регионального Представительства по России и Беларуси
Управления ООН по контролю за наркотиками и предупреждению
преступности
United Nations
Office for Drug Control and Crime Prevention
Regional Office for Russia and Belarus
![]() |
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1.................................................................................................................. 8
Строение головного мозга........................................................................ 9
Нейроны и нейротрансмиссия (нейропередача)........................... 12
Эффекты злоупотребления наркотиками........................................ 16
Анаша, марихуана,гашиш...................................................................... 19
Механизм действия.................................................................................... 19
Опиаты............................................................................................................. 24
Механизм действия.................................................................................... 25
ИНГАЛЯНТЫ(летучие вещества)........................................................ 30
Механизм действия.................................................................................... 31
Галлюциногены........................................................................................... 33
Механизм действия.................................................................................... 34
Анаболические стероиды........................................................................ 37
Механизм действия.................................................................................... 38
Стимуляторы................................................................................................. 40
Механизм действия.................................................................................... 41
Общие цели..................................................................................................... 45
Обобщение деятельности......................................................................... 45
Часть 2................................................................................................................ 46
История злоупотребления психоактивными веществами...... 47
Опий................................................................................................................... 49
Использование опиума в терапии......................................................... 51
Териак............................................................................................................ 53
Филониум...................................................................................................... 54
Лауданум, анодинум................................................................................... 54
Парегорик..................................................................................................... 55
Опиумные препараты в психиатрии.................................................... 56
Первые описания опийной наркомании................................................ 56
Открытие морфина. Наркомания как социальная проблема........ 59
Кокаин.............................................................................................................. 62
ЛСД..................................................................................................................... 63
Анаша, марихуана..................................................................................... 64
Часть III............................................................................................................. 66
Закон, наркотики, наркоманы….......................................................... 67
Зарубежный опыт..................................................................................... 67
Законодательство Российской Федерации........................................ 70
Употребление наркотиков и психотропных веществ.................... 71
Незаконные операции с наркотиками.................................................. 71
Склонение к потреблению наркотиков................................................ 75
Культивирование наркосодержащих растений............................... 75
Организация и содержание притонов................................................. 76
Преступления, связанные с наркотиками............................................ 76
Принудительные меры медицинского характера............................. 78
Часть IV............................................................................................................. 81
1. Программа первичной профилактики наркоманий и ее развитие 83
1.1 Главные принципы программы профилактики........................... 83
1.2 Этапы разработки программы...................................................... 84
2. Целостный подход................................................................................. 85
2.1 Употребление алкоголя, наркотиков и табака.......................... 86
2.2 Риск одностороннего подхода......................................................... 87
2.3 Влияние ролевой модели.................................................................... 89
3. Реализация единого подхода........................................................... 91
3.1 Учет географических, экономических и национальных особенностей. 91
3.2 Целевые подгруппы............................................................................. 92
3.3 Помощь целевым подгруппам.......................................................... 93
4. Деятельность целевых подгрупп..................................................... 94
4.1 Начальная школа.................................................................................. 95
4.2 Средняя школа...................................................................................... 97
4.3 Cемья....................................................................................................... 98
5. Обучение участников программы................................................ 101
5.1 Предварительное обучение............................................................ 102
5.2 Обучение в ходе выполнения программы.................................... 103
5.3 Обучение по результатам «обратной связи»........................... 103
5.4 Долговременное обучение................................................................ 105
6. Педагогическая концепция............................................................. 105
6.1 Три основные цели педагогической концепции......................... 105
6.2 Средства достижения целей........................................................ 106
Эффективность профилактики........................................................... 110
Часть V............................................................................................................. 112
Занятие 1. Вступление, знакомство, правила общения.......... 115
Занятие 2. Общение, речевое, неречевое, умение слушать и говорить. 117
Занятие 3. Критика, критические замечания............................... 120
Занятие 4. Помощь друг другу............................................................ 123
Занятие 5. Решение проблем................................................................ 125
Занятие 6. Настроение, чувства......................................................... 127
Занятие 7. Ценности................................................................................ 132
Занятие 8. Психоактивные вещества.............................................. 132
Занятие 9. Жестокость насилие......................................................... 133
Занятие 10. Секс, реклама безопасного секса............................ 134
Занятие 11. Итоги...................................................................................... 135
Часть VI........................................................................................................... 136
Ценности....................................................................................................... 140
Правила, препятствующие употреблению алкоголя и других наркотиков 142
Причины и признаки................................................................................. 143
Почему люди употребляют наркотики?........................................... 143
Когда это можно заметить?.............................................................. 144
Примечание.................................................................................................. 146
Список литературы.................................................................................. 147
Предисловие 1
В частях 1, 2, 3 отражена информация для преподавателей средних учебных заведений, которая может быть использована на уроках биологии, обществоведения и истории в целях антинаркотического просвещения. Она предназначена для того, чтобы сформировать понимание детей 8-11 классов относительно биологических эффектов при злоупотреблении психоактивными веществами, политических последствий торговли наркотиками в истории, об отражении проблемы злоупотребления наркотиками в законодательстве Российской Федерации.
Предложенная информация, может быть использована при проведении уроков по общеобразовательным предметам. Она может быть дополнена и развита, а также использоваться фрагментарно, в соответствии с задачей сформировать первичные научные понятия о наркотиках и негативных последствиях злоупотребления. В зависимости от общего уровня осведомленности аудитории учащихся, обыденных представлениях о наркотиках, информация может представляться с той или иной мерой условности, упрощения и обобщения.
Часть 1
для преподавателей биологии
и анатомии