Теория Раскольникова и ее крушение в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».




Билет №8.

Главный герой романа Достоевского Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу и её сестру, не обычный преступник, а человек мыслящий, создавший свою теорию.

Теория Раскольникова возникла в эпоху спада общественного движения, наступившую после 1863 года. В стране обостряются социальные противоречия. Развитие капиталистических отношений приводит к росту благосостояния верхов, к обнищанию широких масс населения. Всё это заставляет честных людей искать пути преобразования общества. В это время рождаются разные теории.

Раскольников –человек, остро чувствующий чужую боль. Рискуя жизнью, он спасает из пламени детей, делится своими скудными сбережениями с отцом умершего товарища, отдаёт последние деньги семье Мармеладовых. Вместе с тем он горд, необщителен, одинок и беден. Он вынужден из-за недостатка средств выйти из университета. Он до того худо одет, что иной человек посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях. Комната его похожа на «гроб», хозяйка перестала «отпускать ему кушанья».

Он горд, но гордость его уязвляется на каждом шагу: он принуждён прятаться от хозяйки, которой задолжал, появляется на улицах в рубище, вызывая насмешки прохожих. Под низким потолком нищенской конуры в уме голодного человека родилась чудовищная теория.

Раскольников в своей теории разделяет людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». «Обыкновенные», «твари дрожащие», существуют для воспроизведения себе подобных, они составляют большинство, живут в послушании, любят быть послушными, подчиняются силе.

«Необыкновенные», «господа будущего», являются для того, чтобы сказать новое слово, они навязывают большинству свою волю, не останавливаясь, если потребуется перед преступлением. К числу необыкновенных людей Раскольников относит великих людей прошлого, в том числе и Наполеона.

Раскольников спрашивает себя: «Тварь я дрожащая или право имею?» Он мучительно размышляет над этим вопросом и хочет доказать себе и окружающим, что он «не дрожащая тварь», а «властелин судьбы». Идея о праве сильной личности является ведущей в ряду причин, толкнувших Раскольникова на преступление.

Достоевский знает, какую опасность для общества представляет деление людей на «обыкновенных» и «необыкновенных», он прослеживает крушение теории своего героя.

Раскольников все отчетливее чувствует внутреннюю связь своей теории со взглядами Лужина и Свидригайлова. Ведь и они считают, что человеку, обладающему силой и властью, «всё позволено». Сам Раскольников говорит Лужину по поводу его осуждений: «А доведите до последствия, что вы давеча проведовали, и выйдет, что людей можно резать... «А имел ли основание Свидригайлов, которого остро ненавидит Раскольников, сказать ему: «Мы одного поля ягоды»? Общего между этим человеком и Раскольниковым то, что оба они — пусть по разным мотивам — сочли возможным перешагнуть через кровь».

Получается чудовищное противоречие: Раскольников хочет защитить «униженных и оскорбленных» от Лужиных и Свидригайловых, но ложная теория, которую он исповедует, сближает его с ними.

Достоевский убежден и убеждает читателя, что если на путь насилия становится даже человек честный и добрый, измученный «чужими страданиями, то он неизбежно приносит зло себе другим. Мало того: стоит только разрешить себе «кровь по совести» — и кровь польется потоком. Знаменательно, что, убив ростовщицу, чья жизнь, с точки зрения Раскольникова, значит «не более, как жизнь вши», он вынужден был также убить смиренную, добрую Лизавету и едва не явился причиной гибели маляра Миколки. Автор показывает, как одно преступление неизбежно влечет за собой другое, становится источником все новых и новых злодеяний.

Свои доводы, разоблачающие теорию, приводит следователь Порфирий Петрович.

«Чем бы отличить этих необыкновенных людей от необыкновенных? При рождении, что ль, знаки такие есть?»-спрашивает он Раскольникова.

По теории Раскольникова, Сонечка, Катерина Ивановна, Дуня, его мать- люди «низшего разряда», их надо презирать и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться и на их головы. Он же преклоняется перед Соней, любит сестру за её гордость, чувство человеческого достоинства.

Теорию Раскольникова опровергает Соня. «Это человек-то вошь!»-восклицает Соня, утверждая ценность всякого человека.» И сам Раскольников соглашается:

«Да ведь и я знаю, что не вошь».

Раскольников надеялся, что не испытает мук совести за совершённый грех. Но он ошибся. Совершенно случайно ему удалось остаться незамеченным, некоторое время он находился в бессознательном состоянии от потрясения. Убийство перевернуло его жизнь. Раскольников повсюду видел преследование, разучился доверять людям. Он оказался в одиночестве. Находиться в обществе было для него мучением. Между ним и другими людьми стояла непреодолимая нравственная преграда. Чтобы опровергнуть теорию Раскольникова, Достоевский подвергает его тяжким душевным мукам.

Во время болезни Раскольников видит сон о ''моровой язве'', который раскрыл сущность его идеи. В этом сне все люди заболевают неизвестной болезнью и начинают жить по теории Раскольникова: каждый начинает чувствовать себя властелином и не ставит ни во что чужую жизнь, ''люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе.'' Достоевский хотел сказать этим сном, что «властелин», мечтающий о власти, может привести человечество к самоистреблению. Он показывает, что произошло бы с человечеством, если бы теория Раскольникова осуществилась.

Раскольников говорит о своём преступлении:«... Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» В этом и заключается сущность наказания Раскольникова: он убил в себе человека.

Таким образом, теория Раскольникова терпит крах. Его путь ложен, протест бунтаря - одиночки оказался несостоятельным, потому что носил антигуманный характер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: