Концепция эффективного спроса
Концепция эффективного спроса становится центральной в экономической теории Дж.М. Кейнса. Поэтому его теорию, а также всю школу кейнсианства часто называют экономической теорией спроса. Проблема спроса никогда не ставилась неоклассиками, поскольку они исходили из закона рынков Ж. Б. Сэя, согласно которому предложение всегда порождает соответствующий спрос и недостатка этого спроса быть не может. Дж.М. Кейнс, следуя в своих рассуждениях за идеями главы шведской школы Кнута Викселля, утверждает, что закон Ж.Б. Сэя действует только в бартерной экономике. Современная же экономика является денежной, и деньги не выступают простой формой выражения бартерных сделок. Они создают возможность для сохранения части дохода в денежной форме, а следовательно, нарушают правило, введенное Ж. Б. Сэем, согласно которому каждый продавец становится покупателем. Сохранение доходов в денежной форме приводит к возникновению разрыва между спросом и предложением — спрос начинает отставать от предложения, поскольку часть полученных средств изымается из товарооборота в виде сбережений. Это создает реальную возможность кризиса.
В этом состоянии экономика характеризуется избыточностью ресурсов — высоким уровнем безработицы, неполной загрузкой производственных мощностей, большим объемом незадействованных капиталов.
Выход из такой ситуации Дж.М. Кейнс видит в решении проблемы недостаточного эффективного спроса и выработке мер, которые обеспечили бы полную занятость ресурсов.
Предельная склонность к потреблению
Эффективный спрос согласно кейнсианской теории состоит из двух частей — потребления и инвестиций. Потребление представляет собой определенную долю полученного дохода и, следовательно, находится в прямой зависимости от него. То, какая часть дохода пойдет на потребление, определяется предельной склонностью к потреблению. Последняя выражается как MPC = ∆C/∆Y
где С—потребление; Y—доход.
Из этого Дж.М. Кейнс делает вывод, что предлагаемое неоклассиками снижение заработной платы, которое снизит доходы большей части населения, приведет к уменьшению потребления и снижению эффективного спроса. Это негативно скажется на объемах производства и приведет к дальнейшему росту безработицы.
Но рост доходов, с точки зрения Дж.М. Кейнса, также негативно воздействует на уровень потребления. Он говорит об «основном психологическом законе», согласно которому с ростом доходов индивид склонен все меньшую часть этого дохода потреблять. Следовательно, с ростом доходов потребление растет в меньшей степени, чем доход. Если представить изменение потребления как ∆С, а изменение дохода как ∆ Y, то можно записать, что (∆C/∆Y) < 1
Известно, что доход раскладывается на две части — потребление и сбережение. Следовательно, если с ростом доходов доля потребления падает, то растет доля сбережений (S): (∆S/∆Y) >1
С точки зрения неоклассической теории здесь не возникает проблем, поскольку все сбережения автоматически превращаются в инвестиции посредством колебаний нормы процента: с ростом сбережений процент на капитал понижается; это делает более привлекательными инвестиции; объем инвестиций начинает расти, пока средняя норма прибыли не уравняется с понизившимся уровнем процента. А инвестиции являются такой же частью совокупного спроса. Следовательно, падение нормы потребления не должно повлиять на размер спроса.
Дж.М. Кейнс критикует позицию неоклассиков в этом вопросе.
Соотношение сбережений и инвестиций
Дж.М. Кейнс утверждает, что не существует механизма, который автоматически превращает все сбережения в инвестиции. В этом пункте своей теории он развивает идеи, высказанные английским экономистом Деннисом Холмом Робертсоном, который в своей книге «Банковская политика и уровень цен» (1926) указывал на отсутствие в экономике этого механизма. А если сбережения не превращаются автоматически в инвестиции и при этом доля сбережений с ростом доходов увеличивается, то все большая часть этого дохода выпадает из эффективного спроса. В этом Дж.М. Кейнс видит основную проблему современной экономики и причину возникающей проблемы незанятости ресурсов.
Свою позицию Кейнс аргументировал следующим образом. Он исходил из того, что уровень инвестиций определяется соотношением предельной эффективности инвестиций (MPI) и нормы процента (r). Инвестиции продолжают расти, пока ожидаемый доход от инвестиций превышает норму процента. Соответственно, центральной категорией, определяющей объем инвестирования, является норма процента. Дж.М. Кейнс предлагает свою теорию нормы процента. Он представляет процент как цену денег, а не капитала, как это было в неоклассической школе. Соответственно, уровень процента определяется не соотношением спроса и предложения капитала, а соотношением спроса и предложения денег. Таким образом, процент представляется элементом, который не зависит от рынка капитала, но влияет на этот рынок.
Предложение денег (Ms) определяется общим их количеством в обращении. Определяющим фактором спроса на деньги (Md) Кейнс считает «склонность к ликвидности», т.е. общее стремление индивидов хранить свои активы в наиболее ликвидной, денежной форме. Он выделяет три мотива, определяющих спрос на ликвидность.
Первый мотив — трансакционный, который связан с необходимостью осуществлять куплю-продажу товаров и услуг. Интенсивность спроса на деньги в соответствии с этим мотивом зависит от общего уровня дохода и прямо пропорциональна ему. Второй мотив — мотив накопления на случай непредвиденных расходов, который выражает потребность людей иметь наличные деньги для покрытия неожиданно возникших расходов. В этом случае величина спроса также зависит от уровня дохода и прямо пропорциональна ему. Третий мотив — спекулятивный, когда деньги для индивидов представляют форму хранения богатства. Определяя свой спрос на деньги, в этом случае индивид рассчитывает, в какой форме ему выгоднее хранить свои сбережения. Альтернативной формой хранения накопленных средств являются ценные бумаги. Чем выше их доходность (процент), тем выгоднее обладание ценными бумагами и тем ниже склонность хранить свои сбережения в ликвидной форме. С понижением доходности ценных бумаг эта склонность возрастает.
В результате склонность к ликвидности оказывается зависимой от двух факторов — дохода и нормы процента. При этом спрос на деньги в целом оказывается зависимым от психологических факторов поведения людей. Любые колебания на денежном рынке вызывают неуверенность индивидов и приводят к усилению «склонности к ликвидности». Это, в свою очередь, повышает норму процента, что негативно сказывается на инвестициях.
Следовательно, возможна ситуация, когда рост сбережений сочетается с ростом нормы процента, в результате чего имеющиеся накопленные средства не превращаются в инвестиции, а сохраняются в ликвидной форме.