Дж.М. Кейнс рисует модель экономики, которая обладает внутренней несбалансированностью. Основная проблема заключается к том, что не существует механизма, который бы обеспечил автоматическое превращение всех сбережений в инвестиции. Эта проблема усугубляется действием «основного психологического закона», когда рост доходов приводит к снижению предельной склонности к потреблению, а следовательно, к росту доли сбережений. Этот рост сбережений должен поглощаться ростом инвестиций, иначе все большая доля дохода будет выпадать из экономики, не превращаясь в эффективный спрос. Если проблема инвестиций не будет решена, то экономика впадет в кризис, характеризующийся недозагрузкой всех видов ресурсов.
Исследуя соотношение динамики дохода и инвестиций, Дж.М. Кейнс выдвигает модель, которая количественно определяет влияние роста доходов на рост сбережений (инвестиций). Он использует понятие мультипликатора, выдвинутое в 1931 г. английским экономистом Ричардом Ф. Каном (1905—1989) в статье «Отношение внутренних инвестиций к безработице».
Рост доходов приводит к росту потребления и сбережений (инвестиций).
∆Y = ∆C + ∆I
Соотношение долей С и I в этом приросте определяется предельной склонностью к потреблению. Чем ниже эта склонность, тем большая часть приращенного дохода пойдет на инвестиции. Соответственно, прирост инвестиций может быть приравнен к приросту дохода с учетом некоего коэффициента, выражающего влияние предельной склонности к потреблению. Этот коэффициент Дж.М. Кейнс и называет мультипликатором.
∆Y = m∆I, где т — мультипликатор.
Мультипликатор зависит от предельной склонности к потреблению и рассчитывается как
m =1/(1 - MPC),
где MPC — предельная склонность к потреблению
На основании выведенной модели Дж.М. Кейнс представляет рост экономики в виде кумулятивного процесса, когда рост инвестиций порождает рост дохода; а тот, в свою очередь, приводит к дальнейшему росту инвестиций в силу действия мультипликатора. Представленная модель описывает ситуацию, когда вся доля дохода, которая не идет на потребление, превращается в инвестиции. Если же эта доля дохода сохраняется в виде сбережений, то действие мультипликатора осуществляется в обратном направлении и приводит к постепенному сокращению роста доходов.
Кейнсианская модель экономической политики государства '
Если экономическая система не способна самостоятельно справиться с проблемой эффективного спроса, следовательно, необходимо внешнее воздействие на экономику. Главным пунктом проблемы эффективного спроса Дж.М. Кейнс считал превращение сбережений в инвестиции. Он предложил целый ряд государственных мер, которые могут решить эту задачу. Эти меры можно разделить на два блока — денежно-кредитная и бюджетная политика.
С точки зрения Кейнса, денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование частных инвестиций. Основной задачей этой политики является увеличение привлекательности инвестиционных вложений за счет понижения ставки процента. Поскольку ставка процента в кейнсианской теории — «монетарный феномен», то ее регулирование осуществляется на денежном рынке с помощью увеличения предложения денег. Но Дж.М. Кейнс указывает на ограниченность денежно-кредитных мер. Он пишет, что возможна ситуация, когда рост денежной массы настолько велик, что он не понижает норму процента, а лишь увеличивает количество незадействованных денежных средств. Такое состояние Дж.М. Кейнс назвал «ловушкой ликвидности».
Поэтому кредитно-денежная политика должна быть дополнена бюджетной политикой. Целью бюджетной политики должно являться увеличение совокупного спроса за счет бюджетных расходов самого государства. Дж.М. Кейнс предлагает использовать бюджетные средства для кредитования частных предпринимателей, для организации государственных закупок товаров и услуг, для создания общественных работ.
Все указанные меры имеют целью стимулировать эффективный спрос за счет повышения уровня инвестиций и являются главными мерами, которые должно предпринимать правительство для решения проблем совокупного спроса.
Но существует еще один элемент совокупного спроса. Это потребление. Дж.М. Кейнс считал, что стимулировать потребление необходимо лишь тогда, когда полностью исчерпана программа по росту инвестиций, так как именно инвестиции оказывают непосредственное влияние на уровень производства. Тем не менее кейнсианская теория предусматривает целый ряд мер, направленных на увеличение потребления. Эти меры включают в себя уже упоминавшуюся организацию общественных работ (для обеспечения заработком соответствующей части населения), увеличение потребления государственных служащих, а также перераспределение части доходов в пользу бедных слоев населения, поскольку в соответствии с «основным психологическим законом» эта часть общества обладает наибольшей склонностью к потреблению.