Концепция мультипликатора




Дж.М. Кейнс рисует модель экономики, которая обладает внут­ренней несбалансированностью. Основная проблема заключается к том, что не существует механизма, который бы обеспечил авто­матическое превращение всех сбережений в инвестиции. Эта про­блема усугубляется действием «основного психологического зако­на», когда рост доходов приводит к снижению предельной склон­ности к потреблению, а следовательно, к росту доли сбережений. Этот рост сбережений должен поглощаться ростом инвестиций, иначе все большая доля дохода будет выпадать из экономики, не превращаясь в эффективный спрос. Если проблема инвестиций не будет решена, то экономика впадет в кризис, характеризующий­ся недозагрузкой всех видов ресурсов.

Исследуя соотношение динамики дохода и инвестиций, Дж.М. Кейнс выдвигает модель, которая количественно опреде­ляет влияние роста доходов на рост сбережений (инвестиций). Он использует понятие мультипликатора, выдвинутое в 1931 г. анг­лийским экономистом Ричардом Ф. Каном (1905—1989) в статье «Отношение внутренних инвестиций к безработице».

Рост доходов приводит к росту потребления и сбережений (ин­вестиций).

∆Y = ∆C + ∆I

Соотношение долей С и I в этом приросте определяется пре­дельной склонностью к потреблению. Чем ниже эта склонность, тем большая часть приращенного дохода пойдет на инвестиции. Соответственно, прирост инвестиций может быть приравнен к приросту дохода с учетом некоего коэффициента, выражающего влияние предельной склонности к потреблению. Этот коэффици­ент Дж.М. Кейнс и называет мультипликатором.

∆Y = m∆I, где т — мультипликатор.

Мультипликатор зависит от предельной склонности к потреб­лению и рассчитывается как

m =1/(1 - MPC),

где MPC — предельная склонность к потреблению

На основании выведенной модели Дж.М. Кейнс представляет рост экономики в виде кумулятивного процесса, когда рост ин­вестиций порождает рост дохода; а тот, в свою очередь, приводит к дальнейшему росту инвестиций в силу действия мультиплика­тора. Представленная модель описывает ситуацию, когда вся доля дохода, которая не идет на потребление, превращается в инвес­тиции. Если же эта доля дохода сохраняется в виде сбережений, то действие мультипликатора осуществляется в обратном направ­лении и приводит к постепенному сокращению роста доходов.

Кейнсианская модель экономической политики государства '

Если экономическая система не способна самостоятельно спра­виться с проблемой эффективного спроса, следовательно, необ­ходимо внешнее воздействие на экономику. Главным пунктом проблемы эффективного спроса Дж.М. Кейнс считал превраще­ние сбережений в инвестиции. Он предложил целый ряд государ­ственных мер, которые могут решить эту задачу. Эти меры мож­но разделить на два блока — денежно-кредитная и бюджетная политика.

С точки зрения Кейнса, денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование частных инвестиций. Основной задачей этой политики является увеличение привлекательности ин­вестиционных вложений за счет понижения ставки процента. По­скольку ставка процента в кейнсианской теории — «монетарный феномен», то ее регулирование осуществляется на денежном рын­ке с помощью увеличения предложения денег. Но Дж.М. Кейнс указывает на ограниченность денежно-кредитных мер. Он пишет, что возможна ситуация, когда рост денежной массы настолько велик, что он не понижает норму процента, а лишь увеличивает количество незадействованных денежных средств. Такое состоя­ние Дж.М. Кейнс назвал «ловушкой ликвидности».

Поэтому кредитно-денежная политика должна быть дополне­на бюджетной политикой. Целью бюджетной политики должно являться увеличение совокупного спроса за счет бюджетных рас­ходов самого государства. Дж.М. Кейнс предлагает использовать бюджетные средства для кредитования частных предпринимате­лей, для организации государственных закупок товаров и услуг, для создания общественных работ.

Все указанные меры имеют целью стимулировать эффективный спрос за счет повышения уровня инвестиций и являются главны­ми мерами, которые должно предпринимать правительство для решения проблем совокупного спроса.

Но существует еще один элемент совокупного спроса. Это по­требление. Дж.М. Кейнс считал, что стимулировать потребление необходимо лишь тогда, когда полностью исчерпана программа по росту инвестиций, так как именно инвестиции оказывают непо­средственное влияние на уровень производства. Тем не менее кейн­сианская теория предусматривает целый ряд мер, направленных на увеличение потребления. Эти меры включают в себя уже упо­минавшуюся организацию общественных работ (для обеспечения заработком соответствующей части населения), увеличение по­требления государственных служащих, а также перераспределение части доходов в пользу бедных слоев населения, поскольку в со­ответствии с «основным психологическим законом» эта часть об­щества обладает наибольшей склонностью к потреблению.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: