МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пермский институт (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО государственного БЮДЖЕТНОГО образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Российский государственный торгово-экономический университет»
Кафедра менеджмента и права
Одобрено УМС Пермского института (филиала)
Протокол № ___ от «___» __________ 201___г.
Председатель: к.э.н., доцент Измайлова Л.Н.
САМОЙЛОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
УЧЕБНая ПРАКТИКА
Учебно-методический комплекс
Специальность: 080507 «Менеджмент организации»
Рекомендовано кафедрой:
Протокол № ___
«___ » __________ 201__г.
Зав. кафедрой
Пермь 2014
Автор-составитель:
Самойлов А.Н., кандидат военных наук, доцент,
доцент кафедры менеджмента
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников ВПО для специальности 080507 «Менеджмент организации».
Согласования со смежными кафедрами:
Зав. кафедрой Организации и технологии коммерции
кандидат фармацевтических наук, доцент Просовский М.А.
Зав. кафедрой Экономического анализа и статистики
кандидат экономических наук, доцент Шушарин В.Ф.
Зав. библиотекой Любимова Л.Б.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Цели и задачи учебной практики ……………………..
2. Объекты и порядок прохождения практики …………………………….
3. Содержание практики …………………………………………………….
4. Руководство практикой ……………………………………………………
5. Порядок подведения итогов практики ……………………………………
6. Приложения ……………………………………………………………..
|
Цели и задачи учебной практики
Основным требованием подготовки специалистов высшей квалификации в современных условиях является практическая направленность и адаптированность полученных ими знаний к практической деятельности организации.
Цель прохождения студентами учебной практики - закрепление, расширение и углубление теоретических знаний, практических умений и навыков по дисциплинам, формирующим будущую профессию.
Для достижения поставленной цели студент в процессе прохождения практики должен решить следующие задачи:
- приобрести первичные практические знания в области менеджмента;
- собрать практические материалы для написания выпускной квалификационной работы;
- обобщить полученные данные о прохождении практики в отчете.
Учебная практика может включать в себя несколько этапов:
- практика по получению первичных профессиональных умений;
- ознакомительная.
Основными методами являются: отработка и решение частных ситуаций, сквозных задач, действий при проведении деловых игр, посещение торговых и других предприятий (организаций) соответствующих профилю специальности и т.д.
Объекты и порядок прохождения практики
Объектами прохождения практики могут быть розничные и оптовые торговые предприятия, а также предприятия сферы услуг различных организационно-правовых форм с высоким уровнем организации производства и обслуживания, укомплектованные квалифицированными кадрами.
Во время прохождения практики студент обязан отработать все разделы программы практики по её содержанию. Срок прохождения практики – 2 недели.
|
Методическое руководство процессом прохождения практики от института осуществляют научные руководители, закрепляемые кафедрой менеджмента и права, общее руководство и организацию практики - руководители предприятий.
Руководитель практики от учебного заведения составляет совместно с направляемым студентом календарно-тематический план прохождения практики и график прохождения практики, проводит ознакомительную консультацию до начала прохождения практики, организуют отработку программы практики, проводит групповые и индивидуальные консультации, осуществляют контроль за работой практикантов.
Руководители практикой от предприятия проводят её в соответствии с программой, предоставленной студентом, обеспечивают выполнение согласованных с учебным заведением графиков прохождения практики, организуют проверку знаний студентов по охране труда и противопожарной безопасности, обеспечивают и контролируют соблюдение практикантами правил внутреннего трудового распорядка, установленных в данной предприятии.
Во время практики студент обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и режим работы предприятия – базы практики.
Содержание практики
Задание 1. Организационно-правовая концепция предприятия
При ознакомлении с предприятием необходимо изучить: его тип, класс, местонахождение, дату создания, основания для начала деятельности, организационно-правовую форму, режим работы, основные виды деятельности, основные документы, регламентирующие деятельность предприятия.
|
Ознакомление с учредительными документами. Изучение устава предприятия (основные разделы), документов, подтверждающих факт сертификации, лицензирования.
Ознакомление с административно-территориальным подчинением предприятия.
Задание 2. Организационно-хозяйственная деятельность предприятия
Ознакомление с формами, условиями и основными направлениями организации труда во всех подразделениях предприятия. Проанализировать эффективность организации труда. Ознакомиться с правилами внутреннего трудового распорядка. Провести анализ соблюдения требований трудового законодательства.
Ознакомление с организацией охраны труда и противопожарной защиты на предприятии, правилами техники безопасности, санитарии личной гигиены. Привести примеры нарушений правил охраны труда и техники безопасности, их последствий и документального оформления.
Участие в составлении графиков выхода на работу работников различных подразделений. Отличительные особенности. Анализ сроков составления и выполнения графиков выхода на работу.
Задание 3. Организационная структура управления и производственная структура предприятия
Необходимо определить тип организационной структуры управления предприятием, дать её характеристику, изучить линейные и аппаратные полномочия структурных подразделений, определить степень централизации и децентрализации управления в организации.
Ознакомление с правами, обязанностями, ответственностью руководителей и специалистов различных подразделений (цеха, зала, склада, отдела и т.д.); с действующими типовыми, индустриальными и иными положениями и должностными инструкциями.
Необходимо изучить производственную структуру предприятия и оценить ее соответствие стратегии организации. Изучить и проанализировать рациональность размещения производственных, торговых, вспомогательных и др. помещений; рациональность оборудования; изучить структуру организации производственных (торгово-технологических) процессов, сравнить их с существующими стандартами. Сделать выводы о соблюдении (несоблюдении) данных требований.
Анализ эффективности существующей структуры и ее соответствия целям предприятия, а также обеспечения взаимосвязи структурных подразделений.
Задание 4. Товарная и сбытовая политика предприятия
Изучить товарную и бытовую политику предприятия, её основные направления и принципы.
Изучить ассортимент (товаров, услуг), маркетинговую политику, потребителей, конкурентов, порядок заключения договоров на сбыт, основные каналы распространения. Изучить рекламу, её виды, проанализировать эффективность.
Задание 5. Оформление отчета по практике
Отчет должен быть аккуратно оформлен. Объем работы должен составлять 10-15 страниц машинописного текста. Текст набирается на компьютере на одной стороне листа белой бумаги формата А4, шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 12, межстрочный интервал –1,5
В отчете следует излагать ответы на поставленные вопросы с привлечением бухгалтерской и статистической информации за отчетный период учредительных материалов, положений, приказов, иллюстрировать расчетами методические положения, отразить расчеты.
Структура отчета:
1. Титульный лист (приложение 1).
2. Примерный календарно-тематический план прохождения практики (приложение 2).
3. Описание отработки всех разделов программы практики.
4. Выводы и предложения.
5. Дневник прохождения практики (приложение 3).
6. Характеристика (отзыв) с предприятия – базы практики, подписанная руководителем предприятия (подразделения) и заверенная печатью (приложение 4).
7. Приложения.
Руководство практикой
Перед началом практики заведующими практикой, деканами факультетов и заведующими выпускающими кафедрами (или руководителями практикой из числа преподавателей кафедры), ответственными за проведение практики, проводится организационное собрание студентов, которое является важным мероприятием, т.к. от него зависит дисциплина студентов во время практики, уровень овладения ими профессиональными компетенциями, соблюдение сроков практики.
На организационном собрании студентов рассматриваются следующие вопросы:
• ознакомление студентов с их распределением по базам практики и назначение ответственных из числа студентов по каждой базе практики;
• информация о руководителях практик от кафедр Института и от предприятия (организации);
• цели и задачи практики в соответствии с Учебно-методическим комплексом по практике;
• требования к деловой дисциплине во время прохождения практики;
• общие указания по соблюдению Правил техники безопасности и Действующих правил внутреннего распорядка на предприятиях (в организациях);
• требования по ведению дневника практики и оформлению отчёта о практике.
На период практики, при наличии вакантных должностей, студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики.
В случае зачисления студентов на период практики вкачестве практикантов на вакантные рабочие места, на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего трудового распорядка, действующие в организации.
Кроме того, на студентов распространяется трудовое законодательство РФ, и они подлежат государственному социальному страхованию наравне со всеми работниками.
Для руководства практикой студента приказом директора назначаются руководители от Института, приказом руководителя предприятия (организации) - руководитель практики от предприятия (организации).
Работа руководителей практики должна быть направлена на обеспечение условий для овладения студентами практическими навыками работы и профессиональными компетенциями.
Руководитель практики от кафедры должен посещать базы практики не реже одного раза в неделю. Посещения в зависимости от цели могут быть:
а) установочные - осуществляются по всем базам практики в первые дни с целью
решения организационных вопросов:
• определение количества студентов, приступивших к практике в установленные сроки согласно распоряжению о направлении студентов на практику;
• проверка наличия у студентов дневника практики.
б) консультационные - проводятся руководителями практики в соответствии с
календарно-тематическим планом по вопросам выполнения программы практики,
индивидуальных и научно-исследовательских заданий студентов, правильности заполнения
студентами дневника практики, написания отчётов.
в) контрольные - осуществляются руководителями практики от кафедры во время
посещения баз практики. При этом проводятся:
• беседы с руководством баз практики;
• изучение условий для развития профессиональных компетенций;
• учёт выхода студентов на практику;
• оценка качества выполнения студентом-практикантом обязанностей (на основании отзывов руководителей практикой от предприятия (организации) и дневника практики);
• изучение вопроса о наличии вакансий с целью дальнейшего трудоустройства выпускников Института.
После посещения объекта (предприятия, организации - базы практики) руководитель практики должен информировать кафедру на очередном заседании о результатах посещения баз практики не позднее окончания срока прохождения практики.
Основные аспекты учебно-методического руководства практикой:
Заведующий практикой:
Координирует работу соответствующих выпускающих кафедр по организации и проведению практики студентов.
Осуществляет контроль за соблюдением сроков прохождения практики.
Обобщает и анализирует результаты практики с учётом мнения руководителей предприятия (организации) - потенциальных работодателей, готовит проекты решений Учебно-методического и Учёного советов по вопросам организации и проведения практики.
Разрабатывает план мероприятий по укреплению связей с предприятиями (организациями) и расширению баз практик с целью вовлечения специалистов-практиков в процесс профессиональной подготовки, совершенствования основных образовательных программ и трудоустройства выпускников Института.
Определяет базы практик и организует работу по укреплению связей с научными
организациями, бизнес-структурами с целью расширения баз практик.
Готовит договоры с ведущими отраслевыми предприятиями (организациями) о приёме студентов Института на практику и заключает их.
Проводит организационные собрания (в т.ч. инструктажи, которые оформляются соответствующей документацией - журналом проведения инструктажей).
Участвует в распределении студентов по базам практики, по рабочим местам или
перемещении их по видам работ.
Готовит проекты приказов о назначении руководителей практики от выпускающих кафедр Института (на основании представления кафедр), о сроках и порядке проведения практик.
Факультет:
Готовит распоряжения о направлении студентов на практику.
Принимает меры дисциплинарного взыскания при нарушении студентами установленных сроков практики (вплоть до исключения из Института).
Обобщает и анализирует результаты практики с учётом мнения руководителей предприятия (организации) - потенциальных работодателей, готовит проекты решений Учебно-методического и Учёного советов по вопросам организации и проведения практики.
Разрабатывает план мероприятий по укреплению связей с предприятиями (организациями) и расширению без практик с целью вовлечения специалистов-практиков в процесс профессиональной подготовки, совершенствования основных образовательных программ и трудоустройства выпускников Института.
Участвует в проведении организационных собраний (в т.ч. инструктажей) по практике.
Выпускающая кафедра:
Обеспечивает и контролирует своевременность разработки УМК по всем видам практик и обеспеченность ими студентов.
Участвует в проведении организационных собраний (в т.ч. инструктажей) по практике.
Осуществляет учебно-методическое руководство практикой.
Назначает руководителями практик наиболее опытных преподавателей.
Участвует в распределении студентов по базам практики, по рабочим местам или
перемещении их по видам работ.
Формирует состав комиссии по защите отчётов о практике.
Обеспечивает студентов УМК по практике.
Осуществляет контроль за соответствием содержания практик установленным требованиям.
Оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий, а также по сбору материалов для подготовки выпускной квалификационной (дипломной) работы в период преддипломной практики.
Руководитель практики от выпускающей кафедры обязан:
До начала практики:
• изучить УМК по практике студентов Института, приказ директора филиала по организации и проведению практики, ознакомиться с итогами практики за предыдущий учебный год;
• разработать календарно-тематический план и/или индивидуальные задания по практике;
• провести инструктаж со студентами, дать методические указания по выполнению программы практики в соответствии с требованиями УМК по практике, разъяснить специфику проведения практики на каждой базе практики;
• ознакомить руководителей практики от предприятия (организации) с УМК по практике и методикой проведения практики, требованиями к студентам-практикантам и критериями оценки их работы во время практики.
В период практики:
• осуществлять контроль за выполнением студентами программы практики и индивидуальных заданий;
• оказывать студентам методическую и организационную помощь при выполнении ими программы практики, индивидуальных заданий и сборе материалов к выпускной квалификационной работе, в написании отчётов.
В конце практики:
• проверить отчёты студентов по практике, которые представляются вместе с отзывом-характеристикой руководителя практики от предприятия (организации);
• организовать и провести защиту отчётов;
• обобщить результаты прохождения студентами практики, выработать рекомендации по повышению качества практической подготовки студентов и представить их на заседании кафедры.
Студенты при прохождении практики в организациях обязаны:
• полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;
• соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка;
• изучать и строго соблюдать нормы охраны труда и правила пожарной безопасности.
Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в
организациях составляет для студентов в возрасте от 16 до 18 лет - не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ), в возрасте от 18 лет и старше - не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). Для студентов в возрасте 15-16 лет продолжительность рабочего дня при прохождении практики в организациях составляет не более 24 часов внеделю (ст.91 ТК РФ).
Оплата труда студентов в период практики при выполнении ими производительного труда осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством для
организаций соответствующей отрасли, а также всоответствии сдоговорами,
заключаемыми институтом и предприятием.
Порядок подведения итогов практики
Отчёт о практике, оформленный в соответствии с требованиями, установленными УМК по практике и отзыв-характеристика руководителя практики от предприятия (организации) о выполнении студентом-практикантом своих обязанностей, заверенный печатью предприятия (организации), представляются студентом на соответствующий факультет в сроки, определённые графиком учебного процесса, но не позже трёх дней после окончания практики.
Руководитель практики от кафедры проверяет представленный студентом отчёт о практике и решает вопрос о допуске данного отчёта к защите.
Для проведения защиты отчётов о практике формируется комиссия. Комиссия должна состоять не менее чем из двух человек. В состав комиссии рекомендуется включать: руководителя практики от кафедры, ведущего преподавателя от кафедры, руководителя практики от предприятия (организации) - если защита проводится на предприятии (организации). Защита отчётов на предприятии (организации) или на соответствующей кафедре проводится в течении пяти дней после окончания практики.
При выставлении оценки (дифференцированного зачета/зачета) за практику, помимо результатов защиты отчёта, учитывается отзыв-характеристика, представленный на студента руководителем практики от предприятия (организации). Результаты защиты отчёта о практике представляются в зачётной ведомости и в зачётной книжке студента.
Студент, не выполнивший программу практики по уважительной причине, направляется на практику вторично, в свободное от учёбы время.
Студент, не выполнивший программу практики без уважительной причины, направляется на практику повторно в свободное от учёбы время или отчисляется из Института в установленном порядке.
В случае, если руководитель не допускает к защите отчёт о практике, то отчёт с замечаниями руководителя возвращается на доработку, а после устранения замечаний и получения допуска защищается студентом в установленный срок.
Студент, не защитивший в установленные срокиотчёт о практике, считается имеющим академическую задолженность.
Приложение 1