Занятие 8. Психоактивные вещества




Сегодня специально разберемся с тем, что называют психоактивными веществами. Вещества, которые воздействуют на психику человека и вызывают зависимость. Мы о них неоднократно говорили, какие прежде всего приходят на ум? (Алкоголь, наркотики, токсиканты, табак). Какие вы знаете сорта, виды этих веществ? Вспомните, когда вы впервые о них узнали и откуда? Давайте подумаем, зачем люди их употребляют, в каких случаях? Почему их следует считать опасными? И что в них привлекательного, чему они “помогают”?

(Все ответы ребят следует дополнять объективной научной информацией).

Мы видим рекламу алкогольных напитков и табака. Что можно ей противопоставить? Кому выгодна реклама, и что в ней можно подвергнуть сомнению? (На конкретных примерах). Как может выглядеть антиреклама? Встречался ли кто-нибудь с рекламой наркотиков? Если да, давайте разберемся.

Про некоторых людей, говорят, что они больны наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом, или у них табачная зависимость. Как они выглядят? Чем отличаются от других? Почему они нуждаются в помощи? Почему неохотно за ней обращаются и долго пытаются скрывать свою болезнь? Как выглядит начало того или иного заболевания? Можно ли от этого вылечится? Как люди узнают, что у них есть проблемы, связанные с зависимостью? Что можно предпринять в таких случаях? К кому обратиться за помощью? Что следует ожидать от такой помощи?

Занятие 9. Жестокость насилие

Поговорим о жестокости и насилии, об их связи с алкоголем и другими психоактивными веществами. Сначала постарайтесь вспомнить, ситуации, где люди проявляли жестокость, давайте кратко опишем на листочках те или иные случаи, которые вы лично наблюдали или участником которых вам приходилось бывать? Считаете ли вы себя человеком жестоким? Нравится ли это качество вам в других людях? Какие чувства мы приписываем людям, которые жестоки?

Чем люди склонны объяснять свою жестокость? Есть ли разница между жестокостью и насилием? Как влияет состояние опьянения на проявления жестокости? Всегда ли жестокость связана с насилием физическим?

Занятие 10. Секс, реклама безопасного секса.

Поговорим о сексе, и связанных с ним вопросах. О риске, который связан с сексом и возможностях его уменьшения. Прежде всего вспомним предостережения родителей, которые получают мальчики и девочки. Согласитесь, что они разные... Почему? От чего хотят уберечь нас?

Ранние браки, нежелательная беременность, венерические заболевания, СПИД, (Каждая из тем может быть развернута в обширный дискуссионный и информационный материал). Как влияют алкоголь и другие психоактивные вещества на сексуальное поведение? Облегчают или затрудняют вступление в половой контакт?

(Эти занятия лучше проводить отдельно в группах мальчиков и группах девочек, поскольку в сексуальном поведении имеются свои особенности и здесь следует обсудить само значение половых контактов, формы злоупотребления, меры защиты, условия объективные и субъективные, когда принимается решение о вступлении в близость. Возможные последствия этого.)

Занятие 11. Итоги

Сегодня мы подведем некоторые итоги наших занятий и подумаем и примем решение, что нам делать дальше? Первое, что нам с вами необходимо сделать - это ответить на ряд вопросов:

1. Как вы себя чувствовали на наших занятиях?

2. Почему вы их посещали?

3. Узнали ли вы что новое? Если да, то, что именно?

4. Изменилось ли в чем-то ваше отношение к себе к другим?

5. Пытались ли вы принять какие-то новые решения для себя?

6. Рассказывали ли вы кому-нибудь о наших уроках? Если да, то кому?

7. Хотели бы вы продолжить такую работу, наши встречи? И если да, то почему?

Форма ответа может быть самая свободная, считайте, что это план для маленького сочинения. Единственное требование - соблюдайте нумерацию вопросов и проставляйте ее в своих ответах.

Теперь, когда мы закончили наш курс, всех кто изъявил желание продолжить наши занятия я попрошу остаться.

Теперь мы заключим с вами договор о том, как будем работать дальше. Главное условие, которое я хочу поставить это ваша инициатива в нашей работе, я больше не буду предлагать вам темы вы должны заявлять их сами. Это могут быть придуманные Вами ситуации, или затруднительное положение, в которое попали Вы сами, Ваш друг, знакомый. Давайте сейчас каждый из Вас попробует сформулировать то о чем он часто думает, что его беспокоит, о чем он часто вспоминает... Все наши правила остаются в силе и поэтому рискуйте быть откровенными.

 

 

 

Часть VI.

Для родителей


 

Образование ребенка в отношении алкоголя и других психоактивных веществ - является важной частью жизни семьи. Опросы, проведенные среди родителей и педагогов свидетельствуют, что при высоком уровне озабоченности распространением употребления алкоголя и других психоактивных веществ среди подростков, однако, имеется тенденция перенесения ответственности у родителей на школу, а у педагогов на семью. Кроме того, отмечается определенный пессимизм, связанный с современной социально-экономической и правовой ситуацией.

Возможности организации эффективной своевременной психологической помощи ограничены по нескольким причинам. Опыт показывает, что обращение за помощью к психологу предшествует достаточно длительный период вызревания проблемы и ее идентификации. К этому времени накапливаются негативные множественные последствия, требующие углубленной психотерапевтической проработки.

Кроме того, люди, как правило, склонны откладывать дела не требующие немедленного решения. К числу таких дел можно отнести семейную активность по профилактике злоупотребления психоактивными веществами детьми в период, когда проблема еще не встала во всей своей остроте.

Рекомендации для родителей, основаны на изучении характеристик и обстоятельств злоупотребления психоактивными веществами подростками в семьях, где отсутствовали основные принципы наркологической компетентности и бдительности. Данное обстоятельство было обусловлено относительной новизной проблемы приобщения подростков к употреблению наркотиков и традиционным противоречивым отношением к употреблению алкоголя и табакокурения подростками.

Анализ 92 проконсультированных родителей, преимущественно матерей показал, что в семьях отсутствовали четко очерченные ценности и ожидания по поводу поведения детей. 98% родителей затруднялись в обсуждении семейных ценностей, несмотря на их существование в ситуации умолчания и контекста. Выяснилось, более половины родителей никогда не разговаривали со своими детьми по поводу употребления алкоголя и других психоактивных веществ, за исключением ситуативных императивов. В абсолютном большинстве случаев (78,5%) были нарушены все правила конструктивного общения с детьми.

Мотивация обращения за помощью, по проблеме аддиктивного поведения детей указывает на неадекватность понимания общих механизмов приобщения к употреблению психоактивных веществ и методов профилактики.

Так, 40,1% родителей формулировали свои ожидания как требование влияния, определенных манипуляций специалиста по отношению к подростку; 32,7% - демонстрировали выраженное стремление получить причинно-следственную картину поведения с тем, чтобы найти ложное разрешение проблемы в установлении изъянов родительской позиции или негативном влиянии окружения; 27,2% - обратились с запросом о получении эффективных средств с непосредственным запланированным эффектом.

В связи с вышеизложенным, представляется актуальной проблема применения ресурсов семьи в профилактике злоупотребления психоактивными веществами. В многоканальности усилий в борьбе с распространением употребления алкоголя и других психоактивных веществ роль родительского влияния остается не менее значимой, чем борьба с нелегальным оборотом наркотиков, применение законодательных мер, образование по проблемам здоровья, государственная и экономическая политика и др.

Сочинения ребят 8-11 классов на темы об отношении к алкоголю и наркотикам, написанные в 1996 году показали, что ребята в абсолютном своем большинстве осуждают употребление этих веществ, знают о риске и последствиях такого поведения. Однако, социологические исследования свидетельствуют о стремительном росте употребления алкоголя и наркотиков среди подростков.

Не нуждается в самостоятельной аргументации тот факт, что родители, семья играют чрезвычайно важную роль в формировании навыков безопасного поведения у ребенка, в том числе его устойчивости в отказе от наркотиков алкоголя и курения.

Стандарты поведения, которые мы устанавливаем у себя дома, дают нашим детям сильные стимулы воздерживаться от наркотиков и наоборот, порой могут провоцировать экспериментирование с ними.

Когда мы говорим о противостоянии распространению алкоголя, табака и наркотиков среди наших детей, не стоит ставить нереальные цели, обвинять дурную компанию сверстников и упрекать в бездействии педагогов и милицию. Наша задача - постараться внести свой вклад, чтобы сделать места, где учатся или отдыхают наши дети свободными от наркотиков.

Воспитание детей - одна из самых сложных задач, которые стоят в жизни и для решения этой задачи у нас, как правило, не хватает подготовки. Многие из нас учатся, как быть родителями на ходу и при этом следуют примеру своих родителей.

Сегодня, широкое распространение алкоголя и других наркотиков, на фоне сложной реальности получило огромное распространение. И если быть честным, многие из нас сами нуждаются в помощи, чтобы справится с этой проблемой. Как родители, мы можем опереться на свой опыт, обучая детей понятиям правильного и неправильного опасного и безопасного, устанавливая и проводя в жизнь правила поведения, имея знания об алкоголе и других наркотиках, действительно слушая наших детей.

Ценности

Каждая семья имеет определенные ожидания в отношении поведения своих членов. Эти ожидания строятся на основе принципов и стандартов и ценностей. Дети, которые осуждают употребление алкоголя и других наркотиков, считают это неприемлемым для себя, имеют твердые убеждения, которые основаны на ценностной системе. Социальные, семейные, а теперь и религиозные ценности дают возможность сказать людям “НЕТ” и помогают придерживаться своих решений. Вот некоторые пути, которые позволяют сделать ясными ценности Вашей семьи.

1. Старайтесь открыто говорить о ценностях, о том, почему такие качества как самостоятельность, честность и ответственность очень важны и как эти ценности помогают принимать хорошие решения. Каждое решение основано на предыдущих, и верное решение делает следующее решение более простым.

2. Узнайте, как Ваши действия воздействуют на развитие ценностей Вашего ребенка. Проще говоря, дети часто копируют поведение своих родителей, однако мы часто этого не замечаем или не согласны с “копией”. Оцените Ваше употребление табака, алкоголя, лекарств и даже их передозировку. Рассмотрите, как Ваши установки и действия могут формировать выбор Вашего ребенка по поводу того, употреблять или не употреблять алкоголь и другие наркотики.

3. Если Вы пьете за ужином вино или пиво, это не значит, что необходимо прекратить эту практику. Дети могут понять и принять, что существует разница между тем, что взрослые могут делать открыто и тем, что допустимо для детей. Не позволяйте детям участвовать в Ваших выпивках, покупать спиртные напитки и пробовать их..

4. Поищите противоречия между Вашими словами и действиями. Помните, что дети очень тонко и быстро чувствуют, когда родители бывают неискренни, или позволяют себе уклониться от своих обязанностей. Прося своего ребенка сказать, что Вас нет дома, т.к. телефон звонит в неудобное время - вы на самом деле обучаете своего ребенка тому, что вполне допустимо говорить неправду.

5. Убедитесь, что Ваш ребенок понимает семейные ценности. Родители иногда ошибочно предполагают, что дети впитывают ценности, и их не обязательно обсуждать. Вы можете проверить своего ребенка, как он это понимает. Для этого достаточно обсудить простые житейские ситуации типа “Что ты будешь делать, если человек, который стоит перед тобой в очереди уронит кошелек?” “Как бы ты себя повел, если бы тебе сделали (справедливое, несправедливое) замечание?”.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: