ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА




ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Павлова Светлана Викторовн а. Профессор кафедры теории и истории государства и права.

«Основные термины и определения по теории государства и права» - брошюра на 50 стр., которой надо владеть.

Электронная почта офис 365. Там есть брошюрка.

Там же есть программа дисциплины. Здесь есть темы для сообщений.

26 часов + 4 часа зачет. Из них только 6 часов лекции. В итоге зачет. Активная работа в семестре от него освобождает. Но надо по каждому из трех периодов работать.

Литература:

- ИППУ. Авторы любые. Но должно быть написано «Магистр»

- К примеру, Власов и др.

- Нерсисянс В.С. 900 страниц. Бе. Кстати кроме средних веков. Одиозная тема, религиозное мировоззрение. В этой книге дано не совсем адекватно.

- ИППУ России. Исаев и Золотухина. У них средние века что надо, без советской интерпретации.

- Хрестоматии. В предыдущей книге лежит диск.

Светлана Викторовна советует хоть немножко обращаться к первоисточникам.

Лекция 1. 4 сентября 2014 г. Предмет и методология науки ИППУ.

Предмет

Пояснение что наука изучает: путают с философскими учениями. ИППУ изучает эволюцию учений о государстве и праве в их историческом развитии.

Государство:

- Причины возникновения государства

- Определение государства, сущность

- Формы государственного устройства

- Образ идеального правителя

- Модель идеального государственного устройства

Право:

-

 

Эволюция делится на три периода

- - 476 г. Падение западной Римской Империи. Период древнего мира.

- 476 – английская буржуазная революция (XVII в.). Средние века. В это же время реформация католической церкви.

- XVII-н.в. Новое время. Появляется светское государство.

 

Методология – методы исследования вопроса

- Формационный (марксистко-ленинский). Зависимость политико-правовой надстройки от экономического базиса. В древнем мире собственник был рабовладельцем. При феодализме – феодалы. При новом времени работники уже были свободны. А дальше уже государство не будет нужно.

- Цивилизационный (культурологический) – изучение во всей полноте бытия человека и общества. Добавляет к предыдущему мораль и нравственность.

После 332 г. Константин принимает Христианство и с этого момента идет …

 

Лекция 2. 10 сентября 2014 г.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

IX в до н.э. – X в н.э. – в основном вклад Греков. Молодцы ребята.

Симфония власти – разделение церковной и светской власти

Политико-правовая мысль античности формировалась в русле господствующего в этот период религиозно-мифологического воззрения.

Правопонимание всегда формируется в социо-культурном контексте эпохи. Согласно античным мифам мир есть упорядоченный космос, которым правит некий высший закон, постигаемый человеческим разумом. Человек не центре, он просто познает окружающее.

Мыслители ставили перед собой задачу познать законы бытия.

Связь политико-правовой мысли с этикой и религиозной моралью.

Стоики (II-I вв. до н.э.)

По их учению право – нравственный кодекс, заложенный в человека природным разумом.

«Нравственный закон записан на скрижалях человеческого сердца»

Поэтому важно познать самого себя.

Антропоцентризм политико-правового знания: природу права ищите в природе человека. Проще и глубже сказать нельзя. Эту фразу греки писали на храмах. Политико-правовая культура – это хранительница общечеловеческих идеалов и ценностей.

Древние греки различали право и закон.

Софисты (V вв. н.э.) – все в мире субъективно. Кому что кажется – то таковым и является. Объективности не достичь, так как мерой всего является человек.

Младшие софисты – узнают, что в разных полисах принимаются разные законы. Задаются законом, почему истина в разных местах разная. С этого началось шествие теории естественного права – различение права и закона. Естественное право отождествляет право с божественной справедливостью. В отличие от искусственного (созданного людьми), изменчивого человеческого закона, создаваемого государством, существует постоянный и неизменный совершенный естественный (данный природой) закон. Этот истинный закон, обнимающий всю вселенную, вечный, неизменный для настоящего и будущего.

В это же время работают р имские юристы.

Право есть искусство добра и справедливости – авторство плеяды римских юристов, в т.ч. Ульпиана.

Отклонение: Владимир Соловьев как глава русской религиозной философии в XIX в. пишет, что право есть минимум добра и справедливости.

Причины происхождения государства по версии античности: власть и право имеют божественное происхождение (теологическая теория происхождения государства). Имеется в виду, что творец при создании человека изначально задумал, что люди будут жить вместе. Т.е. обязательно будет существовать государство как союз людей. Будет существовать власть (архе с ударением на первый слог) как порядок и будет необходимо право как полисная справедливость (Аристотель, создатель патриархальной теории происхождения государства).

Аристотель обнаруживает, что по природе человек есть полисное, общежительное животное. Т.е. склонное к общению себе подобным. Последовательность семья-селение-государство. Государство есть совершеннейший союз людей для жизни совершенной. Он имел в виду, что это высшая ступень в цивилизации для жизни человека.

Цель государственного устройства в Античности – богатство и материальное.

Форма государственного устройства – 6 штук. Первым этим в V в. занялся Сократ и классифицировал:

Справедливые Не справедливые
Монархия Тирания
Аристократия Олигархия
Демократия Охлократия (от греч. охло - толпа)

Критерий справедливости у него – знание справедливого и несправедливого самим правителем.

Идеальная модель государственного устройства – государство, в котором правят философы – в смысле люди, знающие, что такое справедливость, а не выпускники филфака.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: