Тема: Дифференциация с и ш в слогах, словах и словосочетаниях
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять правильное произношения звуков с-ш
- учить дифференцировать с-ш в слогах, словах и словосочетаниях
- учить составлять словосочетания
- учить определять наличие и место звуков с, ш в словах
Коррекционно-развивающие:
- развивать четкое и осознанное произношение и различение на слух звуков С и Ш
- развивать дыхание и голос;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать грамматический строй речи;
- улучшать общую моторику и координацию движений.
- развивать все психические процессы (внимание, мышление, память и т.д.) Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь и интерес к литературе
- воспитывать самоконтроль во время произношения
- воспитывать внимание к звуковой стороне речи
Оборудование: зеркала, компьютер, презентация, проектор, раздаточный материал.
Речевой материал: стихотворения, чистоговорки, загадки.
План занятия:
1. Отгадывание загадок
2. Характеристика звуков с и ш по акустическим и артикуляционным признакам
3. Чтение слогов
4. Игры «Отправь слова на паровозике», «Добавь слог», «Буква потерялась»
5. Изменение словосочетаний
6. Игра «Прочитай слова»
7. Списывание слов
8. Составление словосочетаний
Ход занятия
1. Орг. момент. Загадка про Незнайку.
Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки,
В городе Цветочном -
Главный хвастунишка.
Рифмовать пытался
Коротышка этот,
Только вот не стал он
Истинным поэтом.
Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.
Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут...
Незнайка принес вам две загадки. Отгадайте их.
Не машет крылом, а летает, не птица, а всех обгоняет.
|
От моли и от пыли прячу то, что вы носили. Все отыщешь не искав, если ты имеешь …
Какой первый звук в слове самолет, а в слове шкаф? Эти звуки и буквы путает Незнайка. Давайте поможем ему лучше различать их.
2. Назовите первые звуки в словах самолет, шкаф. Охарактеризуйте эти звуки. Сравните их по артикуляции. Скажите, чем похожи эти звуки, в чем их различие. Показ профилей.
3. Произнести звуки с, ш. Затем запишите буквы с, ш, опираясь на кисть руки логопеда. (Логопед напоминает учащимся, что при произнесении звука с язык находится в низу ротовой полости, за нижними зубами, а при произнесении звука ш язык поднимается вверх, за верхние зубы. Если кисть руки поднимается вверх, то произносится звук ш, если кисть руки поднимается вниз, то произносится звук
4. Дифференциация с — ш в слогах и звукосочетаниях Прочитайте слоги и звукосочетания парами.
Са — ша | ша -- са шо -- со шу--су ши -- сы ше -- се | аса — аша | оша —оса аша —аса ашу —асу ашо —асо аше —осе. |
со — шо | осо — ошо | ||
су — шу | усу — ушу | ||
си — ши | иси — иши | ||
се — ше | есе — еше |
Скажите, какими звуками отличаются эти пары.
5. Запись даты. Прослушайте слоги. Запишите первую букву каждого слога.
Са, ша, шу, су, ши, си, сы, се, ше, шо, со, сё; ела, шла, шло, ели, ска, шко, шка, спа, шпа, шпу, слё, шти.
6.Игра «Отправь слова на паровозике». Определите наличие и место звуков с, ш в названиях картинок. Машина, самолет, пушка, усы, душ, сапог, нос, шарик.
7. Игра «Добавь слог» Закончите слово, добавив слоги.
а) са или ша.
Ли-... ко-... Ми-... коле-... но-...
|
ка-... су-... кры-... колба-... ро-...;
б) сы или ши:
Ли-... у-... но-... ро-... шала-... воло-...
ко-... у-... мы-... кры-... камы-... малы-....
8. Игра «Буква потерялась» Вставьте пропущенные буквы с или ш и запишите слова в три столбика. Подчеркните с одной чертой, а ш-двумя.
а) Игру...ка,...ыни...ка, пе...трый, по...лу...ный,...каф, кру...ина, кра...ивый,...тальной,...у...ки.
9.Физминутка Фрукты — радость для ребят попрыгать
Их в садах для нас растят потянуться на цыпочках
Мы к столу их подадим руки сцепить в кольцо
Фрукты свежими съедим погладить живот
А для долгого храненья руки сцепить в замок
Сварим вкусное варенье помешать
Джем, повидло, мармелад руки вверх похлопать
Чтоб порадовать ребят. попрыгать
10. Измените словосочетания по образцу. (устно)
а) Ты носишь — Я ношу: б) я ношу — ты носишь
ты просишь —... я ношу —...
ты спешишь —... я прошу —...
ты спишь —... я спешу —...
ты гасишь —... я гашу —...
ты рисуешь —... я рисую —...
ты сыплешь ~ я сыплю —....
ты сеешь —... я сею —
11. Игра «Прочитай слова» а) только со звуком с; б) только со звуком ш.
Сани, шили, сухо, сало, шея, шило, сомы, шаги, соли, шуба, соловей, шоколад, шипеть, сырой,, сапог, шумит, серый, лиса, каша, носы, косы, наша, Маша, ношу, носи, паши, несет, ушат, укус, весит, машина, красивый, кушает, мышата, усики, подушка, осинка, косичка, косилка, ватрушка.
12. Спишите эти слова, вставляя пропущенную букву с или ш.
по-уда ма-ло гало-и
ма-ина ша-ки воло-ы
кув-ин ки-ель ло-адки
13. Составьте словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика.
а) Веселый | шоссе | б) высокая | овес |
ясное | пастушок | синий | башня |
сухое | солнышко | шерстяной | шар |
интересное | кошка | сушеный | шарф |
серая | путешествие; | пушистый | снег. |