К). Этьен- Жоффруа Сент – Илер (1772 – 1844).




• французский зоолог;

• развивал представление о едином плане строения всех животных, который меняется под воздействием факторов внешней среды;

пропагандировал единство животного мира на основе общности происхождения всех известных видов.

V. Закрепление А). Устно: 1. Приведите примеры бинарной номенклатуры. Назовите родовое и видовое название. 2. Основные таксономические категории: вид →род→семейство→подкласс→отряд, класс →тип. 3. Какая таксономическая категория отсутствует у К.Линнея? (тип).   Б). Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида Капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей группы (слайд 22). А) класс Насекомые Б) вид Капустная белянка В) отряд Чешуекрылые Г) тип Членистоногие Д) род Огородные белянки Е) семейство Белянки
VI. Подведение итогов К Линней и его последователи провели огромную работу по изучению и систематизации разрозненного фактического материала, накопленного их предшественниками. Так была заложена научная основа для дальнейшего изучения природы.
VI. Д/З: Конспект с.196-200

Вопрос 1.

Что было известно о живой приро­де в Древнем мире? В эпоху Античности некоторые древнегре­ческие философы выделяли материальное на­чало, которое рассматривали как первоисточ­ник всего живого. Фалес Милетский (ок. 625-547 до н. э.) таким первоисточником счи­тал воду. Живший на полвека позже Анакса­гор (ок. 500-428 до н. э.) утверждал, что жи­вые организмы произошли из воздуха. Демок­рит (ок. 470 или 460 до н. э. — умер в глубокой старости) был уверен, что основой зарождения жизни является ил. Серьезный вклад в разви­тие представлений о жизни внес Аристотель (384-322 до н. э.)

Вопрос 2.

Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII в.? В XVIII в. в Европе господствовало миро­воззрение, основанное на догматах христиан­ской церкви. Ученые считали, что поскольку все живые организмы созданы Богом, то они совершенны, отвечают цели своего существо­вания и неизменны во времени. Такое метафи­зическое направление в биологии получило название «креационизм».

Вопрос 3.

Что такое систематика? Систематика — это наука о классифи­кации живых организмов. В древности су­ществовало множество разнообразных систем классификации. Основы современной система­тики были заложены в XVIII в. шведским ес­тествоиспытателем Карлом Линнеем (1707-1778).

Вопрос 4.

По какому принципу построена клас­сификация организмов К. Линнея? Основой классификации К. Линнея являет­ся принцип иерархичности таксонов (групп организмов), когда несколько более мелких таксонов объединяются в более крупный. Ви­ды объединяются в род, роды — в отряд и т. д. Самой крупной таксономической единицей в системе К. Линнея являлся класс. Для обозна­чения видов К. Линней использовал бинарную (двойную) номенклатуру: первое слово назва­ния обозначало род, второе — видовую принад­лежность. Например, Homo sapiens — человек разумный, Convallaria majalis — ландыш май­ский, Ursus arctos — медведь бурый.

Вопрос 5.

Поясните мысль, высказанную К. Линнеем: «Система — это ариаднина нить бота­ники, без нее гербарное дело превращается в хаос». В XVIII в. было уже известно множество видов растений. При отсутствии строгой клас­сификации становилось все сложнее работать с ними, отделять один вид от другого, объеди­нять родственные виды в группы, определять степень их родства. Иными словами, как нить Ариадны вывела героя Тезея из Лабиринта, так и систематика помогла навести порядок в том хаосе знаний, которые накопили ученые до Линнея.

Приложение 1:

В школе Карл Линней считался одним из самых неспособных учеников. С раннего детства мальчика околдовал загадочный мир цветов, которым он посвящал очень много времени. По физике и математике оценки у Карла были хорошие, но знание латыни, греческого и древнегреческого языков исключительно плохим. Многие учителя и одноклассники относились к Карлу с иронией из-за его нелепого увлечения.

Карл Линней окончил гимназию с любопытной характеристикой, написанной в совершенно непривычном для нас стиле. Вот один из ее фрагментов:

Гимназист подобен дереву. Случается иногда, хотя редко, что дикая природа дерева, несмотря ни на какие заботы, не поддается культуре. Но, пересаженное в другую почву, дерево облагораживается и приносит хорошие плоды. Только в этой надежде юноша отпускается в университет, где, может быть. Он попадет в климат благоприятный его развитию”.

• В 1727 году Линней сдает экзамены и был зачислен в Лундский университет, изучает медицину, занимается самообразованием;

• В1732 году Линней отправился в путешествие в Лапландию – результат «Краткая флора Лапландии»;

• К. Линней едет в Голландию, чтобы получить степень доктора наук;

• 1735г К.Линней издает книгу “Система природы”.

• 1739г К.Линней был избран президентом Шведской академии, стал главой кафедры в родном Упсальском университете, а впоследствии – ректором, получил орден Полярной Звезды и дворянство и звание «Короля ботаники».

• До конца своей жизни Карл Линней работал с полной самоотдачей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь