Занятие по общей физической подготовке (ОФП)




ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ФОРМЫ

(лекция)


К формам спортивного совершенствования относятся: тренировочные, соревновательные, обеспечивающие и сопутствующие. Последние два вида называют «внетренировочные» и «внесоревновательные».

В подготовке спортсмена выделяют пять видов тренировочной работы: физическую, техническую, психологическую, теоретическую и тактическую. Кстати, последние два правомерно объединить под названием «образовательная», дополнив эту группу еще одним видом - интеллектуальной подготовкой.

Физическая подготовка- процесс формирования физических кондиций, двигательных и опосредованно - психических качеств и способностей, необходимых для обеспечения надежной соревновательной деятельности.

Техническая подготовка- процесс формирования специальных двигательных навыков, составляющих спортивную деятельность, и обеспечения их надежности.

Психологическая подготовка- процесс формирования личностных качеств, обеспечивающих психологическую надежность личной и/или групповой тренировочной и соревновательной деятельности.

Образовательная подготовка(теоретическая, тактическая, интеллектуальная) - процесс накопления специальных знаний и формирования их в систему, обеспечивающую интеллектуальную основу спортивной деятельности.

Эти виды подготовки осуществляются на занятиях определенного типа: разминочных, учебных, тренировочных, общей физической подготовки, специальной физической подготовки, контрольных, модельных и восстановительных (схема 1).

Такое разделение соответствует смыслу решаемых задач и их распределению в тренировочном процессе.

Разминочное занятие

Проводится с целью функционального «пробуждения» занимающегося и настраивания на предстоящую основную тренировку. В зависимости от периода подготовки в разминочном занятии не одинаковы содержание упражнений, величина и характер нагрузки.

Например, после перерыва в тренировках упражнения применяют для глубокой проработки мышц, активизации деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, воспроизведения или сохранения в памяти некоторых технических навыков. В целом упражнения выполняются с небольшой нагрузкой.

Перед соревнованием (в тот же день утром или даже за несколько часов до старта) проводится короткая настраивающая разминка, с помощью которой, как правило, удается снять нервное напряжение и психологически настроиться на предстоящую борьбу. В практике предпринимались попытки проводить в день соревнований разминку с большой нагрузкой. Это не давало должного эффекта, поскольку разминка должна создавать благоприятный фон за счет введения организма в оптимальное функциональное состояние. Большая же нагрузка приводит к утомлению, т.е. не соответствует назначению разминки.

Исключение составляют индивидуальные случаи, когда требуется подавить предстартовый стресс.


 

 
 

 


Схема 1. Содержание тренировочной формы организации занятий (по В.М. Смолевскому, 1979; экстраполяции и дополнения — Ю.В. Менхина)

Учебное занятие

Проводится в период овладения техникой спортивных упражнений. Это может быть техника отдельных приемов или элементов, составляющих комбинацию; на более поздних этапах - изучение техники связок, соединений или серий и их комбинаций.

Изучение техники осуществляется в соответствии с закономерностями формирования двигательных навыков, одной из которых является поэтапное оформление двигательных действий в стройную систему.

В связи с этим содержание учебного занятия и соотношение в нем различных упражнений (подготовительных, развивающих, подводящих, имитационных, основных) могут быть совершенно разными.

Однако одним из основных условий формирования технического навыка (а это всегда координационно сложный навык) является неутомленное, «свежее» состояние занимающегося, при котором возможны тонкие дифференцировки различных характеристик изучаемых двигательных действий.

В связи с этим, как правило, в учебном занятии не изучается много новых действий, но применяется довольно большое количество обучающих упражнений. Само же обучение проводится после хорошей физической и настраивающей разминки.

Изучение одного или нескольких приемов не может полностью заполнить время, обычно отводимое на тренировку, поэтому обучениe дополняется решением других задач. При этом целесообразно контрастно изменять характер работы и даже в плане физической подготовки не продолжать выполнение «однотипных» упражнений (например, скоростно-силового характера), а переключиться на другие.


В процессе учебного занятия перед овладением техникой, во время овладения и по его окончании занимающийся получает различную информацию о структуре технических действий, о правильности или ошибках их исполнения и др. - т.е. формирует систему знаний соответственно особенностям этого типа занятий.

Тренировочное занятие

Проводится с целью совершенствования спортивной техники, тактического мастерства, технико-тактических вариантов индивидуальной и командной деятельности. Причем делается это и в относительно простых условиях (благоприятных, без помех), и в условиях усложненных (с противодействием противника, с большей продолжительностью или/и интенсивностью работы, с выполнением технических действий на фоне усталости и при использовании неблагоприятных факторов и т.п.). В циклических видах спорта на тренировочном занятии могут решаться задачи реализации двигательного потенциала в специфических формах спортивно-технической деятельности или даже накопления этого потенциала. Правда, в последнем случае занятие корректнее отнести к другому типу - по ОФП и СФП.

На различных этапах подготовки спортсмена в содержании тренировочного занятия могут быть самые разные акценты, тем не менее, главное его назначение, в конечном счете - подготовка к соревнованиям и обеспечение надежности подготовленности.

Однако до этого спортсмену предстоит пройти этап тренировок, когда продолжается изучение некоторых технических действий и одновременно совершенствуются изученные приемы или функции организма (например, равновесная или сердечно-сосудистая), т.е. одновременно решается несколько специализированных задач. Это происходит на занятии, которое называют «учебно-тренировочным».

В зависимости от стратегии и этапа совершенствования, квалификации и подготовленности спортсмена, решаемых задач, соотношение «учебы» и «тренировки» на занятиях бывает разным. Все-таки большую часть составляют занятия учебно-тренировочные, потому что даже у бегуна во время тренировки происходит и развитие двигательного потенциала, и использование его в рамках обновляющейся техники. Потому что новый, более высокий результат - это не просто самопроизвольное проявление нового уровня развития двигательного качества, а новый двигательный навык, новая техника.

Занятие по общей физической подготовке (ОФП)

Может проводиться с целью решения нескольких задач. Главная задача, обычно решаемая на начальных этапах многолетнего процесса совершенствования, - развитие физических качеств и функциональных способностей.

Вторая задача - восстановление двигательного потенциала после запланированного или случайного перерыва в занятиях.

Третья задача - обеспечение высокого уровня физической работоспособности и состояния рабочей спортивной формы.

Один из эффективных способов организации занятий по ОФП - проведение их по принципу «маятника»: во-первых, в сочетании с другими видами тренировки; во-вторых, (и это главное) - в резком, контрастном варьировании больших и малых нагрузок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: