ЧЕРНОГО И БЕЛОГО НЕ БЕРИТЕ, ДА И НЕТ НЕ ГОВОРИТЕ




(для детей 6 – 13 лет)

 

Эта широко известная детская игра полезна многим детям, не только застенчивым. Она помогает повысить концентрацию внимания (что очень важно, например, для расторможенных детей) и развивает гибкость мышления (полезно детям с задержкой интеллектуального развития и просто медлительным). Ну, а стеснительных мальчиков и девочек эта игра, во – первых, вынуждает вести диалог, от которого они в жизни часто предпочитают уклоняться. Во – вторых, в роли водящего, который должен изобретать каверзные вопросы, они получают возможность столь необходимого им самовыражения и не менее необходимого реванша. Ведь они столько раз сами садились в лужу, не найдясь, что ответить на вопрос собеседника, а теперь могут посадить других! Да, то была реальность, а это игра, но для детей игра одна из важнейших составляющих реальности. Недаром они так переживают, проигрывая. И так любят тех, с кем интересно играть. Ну, и в – третьих, в интеллектуальном плане «да и нет не говорите» учит застенчивых ребят по – боксёрски уклоняться от удара. Не пасовать, не бросаться за помощью к маме, а ловко избегать опасности (вылет из игры) при помощи обходных маневров (оборотов речи, позволяющих обойтись без запрещённых слов).

На всякий случай – хоть я и сказала, что игра широко известна, но в последние десять лет многие традиционные игры стремительно выходят из употребления, так что вполне вероятно, молодые родители уже в неё играли – я вкратце напомню правила. Игроков два и более. Ведущий говорит: «Барыня прислала сто рублей. Чёрного и белого не берите, да и нет не говорите. Вы поедите на бал?» Дальше он задаёт любые вопросы, а игрок должен отвечать на них, ни в коем случае не произнося слова «чёрный», «белый», «да» и «нет». Соответственно, задача ведущего подловить его на этом. Тот, кто по оплошности скажет запретное слово, выбывает из игры.

 

ПЕРВОБЫТНОЕ ПЛЕМЯ

(для детей 10 – 14 лет)

 

Перед началом нужно сказать, что сюжет этой игры взят из жизни. В некоторых племенах до сих пор существует как бы два языка – женский и мужской. Женщинам запрещается употреблять одни слова, а мужчинам – другие. Хотя, конечно, живя бок о бок, они прекрасно понимают, что хочет сказать им представитель другого пола. Тем более, что большинство слов у них всё – таки общие.

Потом игроки разбиваются на две команды, и каждая выбирает по 3 – 4 общеупотребительных слова, которые объявляются запретными, табуированными. Допустим, для одной команды это будут слова «да», «видеть» (включая все времена глагола, а для самых старших детей и все однокоренные слова), «ну» (таким образом вы заодно и поборетесь со словами – паразитами, часто засоряющими детский язык) и «потому что». А для других – «нет», «ходить», «этот» и «который».

Члены противоборствующих команд обмениваются вопросами, касающимися жизни и быта членов «племени». Причём детей постарше можно побуждать отвечать развёрнуто. Например: «Расскажи, как вы разводите костёр? А как обороняетесь от врагов?» Но переусложнять игру тоже не следует.

Если игроков много, лучше выбрать специальное жюри, которое будет следить за тем, не проскочит ли в речи «представителя племени» какое – нибудь запретное слово.

 

СЛОВА

(для детей 5 – 9 лет)

 

Тоже очень распространённая детская игра. Кто – то произносит первое слово (любое существительное в именительном падеже, например «кот»), второй игрок должен назвать слово, начальной буквой которой будет последняя буква предыдущего слова («трактор») и так дальше («река» – «апельсин» – «нора»…).

 

 

СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ

(для детей 5 – 8 лет)

 

Ведущий называет любой предмет, а игрок, к которому он обращается, отвечает, съедобный это предмет или нет. Пауз при ответе быть не должно. Игра пользуется у детей популярностью. Ошибки обычно сопровождаются взрывами весёлого хохота, что очень полезно для застенчивых детей. Им часто кажется, что весь мир смеётся только над ними, а тут у них будет возможность убедиться, что это не так.

 

 

СОЧИНЯЕМ РАССКАЗ

(для детей 7 – 14 лет)

 

Первый играющий произносит любую фразу (к примеру, «был холодный, ненастный день…»). Следующий сочиняет продолжение («с утра шёл дождь»…). Каждый вносит свою лепту, добавляя по фразе, и в результате получается рассказ или сказка. С более старшими ребятами можно заранее оговорить тематику (мальчишки любят детективные, приключенческие и фантастические истории, девочкам больше по душе волшебные сказки, истории про животных и школу).

 

КАК СВЯЗАТЬ ДВА СЛОВА

(для детей 7 – 14 лет)

 

Эта игра требует участия взрослого, который бы её организовал и выполнял роль арбитра. Взрослый или кто – то из игроков называет любые два слова, а другие игроки по очереди придумывают, какая может быть между ними связь. Например, «огурцы» и «мальчик». Вариантов может быть много: «Мальчик ест огурцы», «у мальчика голова продолговатая, как огурец» и т.п. За каждый вариант ответа игрок получает очко. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество очков. Если в игре раздаются призы, поощряйте ребят и за самый оригинальный, нестандартный, но в то же время внутренне оправданный ответ.

 

 

ЗНАКОМСТВО

(для детей 4 – 7 лет)

 

Каждый участник должен сказать, как его зовут и предложить другим ребятам что – то, помогающее завязать общение. Например: «Давайте поиграем в машинки (роботов, «Лего», куклы, какую – то конкретную настольную игру и проч.)», «Хотите конфет? (печенья, яблок и проч.)», «Давайте я расскажу вам, что мы видели в зоопарке (как растут бананы, как получается снег, кто такие головастики и проч.)». Побеждает тот, кто назовёт больше всего вариантов. Даже пассивное участие в этой игре важно для застенчивого ребёнка, поскольку она позволяет ненавязчиво дать ему множество «рецептов» преодоления травмирующей ситуации.

 

 

ОРИГИНАЛЬНОЕ ЗНАКОМСТВО

(для детей 7 – 12 лет)

 

Играющие становятся в круг. Каждый называется героем какой – то сказки, фильма или мультфильма и изображает его либо пантомимой, либо какими – то характерными возгласами. А можно предстать перед друзьями в образе животного. Второй игрок должен повторить имя и жесты первого, а затем представляется сам. Третий повторяет, как зовут двух предыдущих игроков (соответственно, передавая их жестикуляцию), и называет свой псевдоним. И так по кругу, пока кто – нибудь не ошибется. Тогда игра начинается снова, совершивший ошибку получает штрафное очко, а тот, кому удалось запомнить самую длинную цепочку – призовое очко. Игроков может быть и всего двое – трое. В таком случае, когда до них опять дойдёт очередь, они должны будут повторить всю предыдущую цепочку и изобрести себе новый псевдоним.

 

КАЛЕЙДОСКОП

(для детей 7 – 11 лет)

 

Игроки становятся полукругом и называют водящему, который стоит перед ними, цвет, который каждый из них предпочитает. Затем водящий отворачивается, игроки быстро меняются местами, а он, повернувшись, должен вспомнить, какому игроку какой цвет нравится. Если игра наскучит, в следующий раз вместо цвета можно называть животное или цветок, или книжку, или ещё что – нибудь по совместной договорённости с ребятами.

 

 

ШТИРЛИЦ

(для детей 7 – 12 лет)

 

Игроки неподвижно застывают. Ребёнок, который водит, должен запомнить их позы и одежду, а потом удалиться. За время его отсутствия играющие делают пять изменений в позах и одежде. Не каждый по пять, а всего пять! Вернувшись, ребёнок должен найти эти изменения. Если он не угадал, то водит ещё раз.

Три вышеприведённые игры, конечно же, развивают наблюдательность. Но у застенчивого ребёнка они в первую очередь снимают барьер, возникающий у него при общении. (Хотя говорить ему об этом не нужно. Опыт показывает, что с детьми гораздо легче добиться желаемого результата, если делать упор не на их главной проблеме, а на чём – то второстепенном.) Застенчивые дети часто производят впечатление рассеянных. Они плохо запоминают с первого раза, как кого зовут, нередко «считают ворон» на уроках. Но это происходит не от того, что внимание у них на самом деле пониженное, незрелое, а от ужаса перед общением. Когда барьер снимается, оказывается, что с вниманием у них всё в порядке.

 

 

ДОРИСУЙ РИСУНОК

(для детей 5 – 8 лет)

 

Игра, которую любят многие психологи, занимающиеся с группами. Но вообще – то в неё можно играть и вдвоём. Застенчивому ребёнку она поможет стать более инициативным, преодолеть страх самовыражения.

Условия такие: дети по очереди рисуют на листе бумаги, стараясь угадать и развить смысл друг друга. Вслух этот замысел не разглашается. Когда рисунок будет закончен, ребёнок, который начал рисовать первым, говорит, что же он задумал, и игроки сравнивают его идею с получившимся результатом.

 

ЗАКОРЮЧКА

(для детей 9 – 14 лет)

 

Правила похожи на те, что были в предыдущей игре, но не совсем. В более старшем возрасте в игры лучше привносить побольше юмора. Поэтому игроки по очереди рисуют небольшие закорючки, и задача их не столько удалить замысел других, сколько сделать рисунок как можно смешнее.

 

 

ПОБЕЖАЛИ!

(для детей 5 – 12 лет)

 

Стеснительным детям полезны подвижные игры, и надо их потихоньку к этому приобщать. Особенно просто и естественно это делать летом на даче, где ребят обычно много и они с удовольствием к вам присоединятся, только пригласите.

Условие игры – бег наперегонки. Но не простой, а «с выкрутасами». Вот примерный перечень вариантов:

J бежать боком,

J пятиться задом, словно рак,

J бежать на четвереньках,

J быстро идти гусиным шагом,

J допрыгать до финиша на одной ножке,

J допрыгать на корточках,

J доползти по – пластунски,

J добраться до финиша, кувыркаясь через голову.

Затевая эти игры, непременно прикиньте физические возможности своего ребёнка и не ставьте его в заведомо невыигрышное положение.

 

 

ВСТРЕЧА С ИНОСТРАНЦАМИ

(для детей 7 – 13 лет)

 

Можно играть вдвоём, а можно и в большой компании, разделившись на две команды. Местные жители встречают иностранцев, которые знают по – русски только несколько слов. Остальное они выражают жестами и восклицаниями на своём родном языке (совершенно необязательно произносить при этом реальные иностранные слова, но можно внести в игру дополнительный элемент юмора, попросив детей 11 – 13 лет имитировать интонации японцев, итальянцев, американцев или французов). Местные граждане тоже, естественно, переходят, в основном, на язык жестов. От простого, как всегда, идём к сложному. Сначала иностранцы спрашивают дорогу, потом могут поинтересоваться местной кухней и рассказать о том, что едят у них на родине. Потом пусть опишут природу и самые знаменитые достопримечательности своей страны и выслушают рассказы «аборигенов». А потом можно и вовсе углубиться в дебри – побеседовать о каких – то фантастических совместных проектах (освоение космоса или морского дна, создание необыкновенного робота, чудодейственного лекарства, удивительных механизмов, облегчающих быт человека, и т.д. и т.п. Играющие должны постоянно задавать вопросы, уточняя, правильно ли они поняли объяснение, а в конце игры подытожить, что другая сторона уловила верно, а что недопоняла.

Взрослым следует всячески подчёркивать смешные моменты в игре, побуждая ребят к свободной импровизации. Если вы видите, что игра идёт немного вяло и дети никак не раскрепостятся, станьте одним из её активных участников. (Предположим, «итальянцы» жестами показывают, что едят макароны; вы догадались, но, желая оживить игру, восклицаете: «А … Фокусы? Цирк? И, не дожидаясь ответа, начинаете изображать жонглёров, а потом – если, конечно, сумеете – льва). Можете не сомневаться, ребятишки будут в восторге. В младшем и среднем школьном возрасте подобные недоразумения всегда вызывают взрывы хохота.

 

 

ОЗОРНОЙ ДВОЙНИК

(для детей 4 – 7 лет)

 

Ведущий договаривается с детьми о том, что они повторяют все его жесты, кроме одного, вместо которого они делают свой, тоже заранее оговорённый жест (допустим, когда он подпрыгивает, они должны будут присесть). Тот, кто ошибётся, выбывает из игры.

С детьми 6 – 7 лет можно, во – первых, увеличить количество неповторяемых жестов, а во – вторых, индивидуализировать их. Каждый ребёнок должен будет сделать что – то своё. То есть, перед ним будет стоять цель не поддаться не только внушению ведущего, но и влиянию остальных игроков. А это не так – то просто, учитывая, что истинно застенчивые дети очень внушаемы.

 

ОТОБРАЖЕНИЕ В ЗЕРКАЛЕ

(для детей 7 – 10 лет)

 

Правила, казалось бы, ещё проще, чем в предыдущей игре: повторяй жесты ведущего – и все тут. Но только изображай его двойника в зеркале. Кто ошибётся – выбывает из игры.

Однако несмотря на кажущуюся простоту этой игры, победить в ней нелегко. Дети наверняка будут путаться при необходимости, скажем, наклониться влево, когда ведущий нагибается вправо. Поэтому задания нужно усложнять постепенно. Сначала соотношение жестов, которые копируются полностью и движений, которые требуют мысленной корректировки, должно быть примерно 7:1. Например: присели, выпрямились, подпрыгнули, наклонились вперёд, выпрямились привстали на цыпочках, опустились, подняли ПРАВУЮ руку («отражение» поднимает левую). Потом оно должно сокращаться. Но учтите, что самое сложное – это не когда соотношение ставится 1:7, а когда «зеркальные» и «незеркальные» движения даются вперемежку. (1:1 или 2:1).

 

ОПАЗДЫВАЮЩЕЕ ЗЕРКАЛО

(для детей 8 – 14 лет)

 

Играющие рассаживаются в круг. Им нужно представить себе, что они прихорашиваются перед зеркалом. Сделали одно движение – задержались на секунду, посмотрели в зеркало. Другое движение – пауза, третье – пауза. Сосед слева должен повторять движение ведущего, не только тогда, когда он начнёт второе движение. Третий слева тоже будет повторять это, но с опозданием уже на два шага (т.е. когда его правый сосед начнёт воспроизводить второе движение ведущего, а сам ведущий сделает уже третье движение). Таким образом, последний игрок должен будет держать в уме достаточно много предыдущих движений, поэтому детям лет 8 – 9 не следует играть в большом составе, им такая нагрузка не под силу.

 

 

ПИШУЩАЯ МАШИНКА

(для детей 6 – 14 лет)

 

Взрослый ведущий распределяет между детьми буквы алфавита. Затем ведущий произносит какое – то слово, а игроки «распечатывают» его на «пишущей машинке»: сначала первая «буква» хлопает в ладоши, потом вторая и т.д. Если дети маленькие и их немного, распределите не все, а несколько букв, и складывайте из них коротенькие слова.

 

УПРЯМЫЙ ОСЛИК

(для детей 4 – 5 лет)

 

Истинно застенчивые дети покладисты. Родители почти никогда не жалуются на их упрямство и негативизм. Ребёнок другого склада начинает бунтовать, когда на него давят. А «невидимки» терпят, хотя сила давления, оказываемая на них родителями, обычно больше, чем в других семьях.

Поэтому истинно застенчивому ребёнку полезно хотя бы в игре побыть упрямцем. Не бойтесь, он не переймёт дурных привычек, а просто ещё немного раскрепостится. Тем более, что ослик по сюжету будет попадать в смешные и нелепые ситуации. Игра проводится на ширме.

Всё должно вертеться вокруг нежелания ослика подчиняться хозяину. Вот он идёт навьюченный с базара и на полпути ложится на дорогу, отказываясь идти дальше. Вот он увидел аппетитную колючку и бежит к ней, не поддаваясь на уговоры хозяина. А потом молчит, когда надо закричать, и наоборот, кричит, когда надо замолчать, и т.п. Поинтересуйтесь мнением ребёнка (но не в самом начале игры, а немного погодя), добрый ли у ослика хозяин, не слишком ли он нагружает ослика разными заданиями. Может быть, ослик просто устаёт и потому упрямится? Меняйтесь в процессе игры ролями.

 

 

ДОЧКИ – МАТЕРИ

(для детей 5 – 8 лет)

 

Застенчивой девочке полезно играть с мамой, которая будет исполнять роль дочки. Причём в данном случае маме не следует руководить игрой. Её задача прямо противоположная: полностью подчиняться воле дочери, стараясь не привносить в игру привычных стереотипов семейных взаимоотношений. Заранее предупреждаю, задача не из лёгких. Так что следить за собой в оба!

 

У КОГО БОЛЬШЕ ДОВОДОВ?

(для детей 7 – 14 лет)

 

Ведущий произносит какое – либо утверждение, а игроки его подтверждают. Можно приводить в качестве доводов и какие – то примеры из жизни. (Порой детям так бывает легче). Если в игре примет участие много детей, застенчивый ребёнок рискует остаться в тени, поэтому играть стоит втроём, а ещё лучше – вдвоём. Заметив, что ребёнок затрудняется, тактично помогите ему наводящими вопросами.

Примеры утверждений:

J Читать полезно, (потому что…).

J Ссориться плохо, (потому что…).

J Уроки лучше делать побыстрее.

J Лучше иметь много друзей, чем мало.

J Иметь собаку – это здорово!

J Пятёрка лучше четвёрки.

 

А ЭТО КАК СКАЗАТЬ…

(для детей 10 – 14 лет)

 

На сей раз выбираются уже не столь бесспорные утверждения, и игроки должны будут не только подтвердить их, но и опровергнуть.

Например:

Хорошо иметь кучу денег (кто – нибудь наверняка упомянет про воров и мафию, а ребёнок постарше, особенно любящий читать, вероятно вспомнит достаточно распространённый в литературе мотив переживаний богатых людей, подозревающих окружающих в том, что они любят не его самого, а лишь его капиталы).

J Хорошо всегда выигрывать.

J Когда тебе делают замечания, это неприятно.

J Сидеть дома одному скучно.

J Взрослые всегда правы.

J Смотреть телевизор вредно.

 

ХИТРОУМНЫЙ СПОРЩИК

(для детей 10 – 14 лет)

 

Со старшими детьми можно попробовать усложнить игру «У кого больше доводов?» и попытаться придумать контраргументы к вышеприведённым (и аналогичным им) утверждениям.

Скажем, высказывание «Читать полезно» вовсе не будет восприниматься как аксиома для людей с сильной близорукостью (а ещё смотря какие книжки читать, а ещё смотря в какое время – чтение в час ночи принесёт ребёнку больше вреда, чем пользы!).

Ссориться, конечно, плохо, но поссорившись с человеком, который обижал или вас или вашего друга, вы будете чувствовать себя правым. И с уроками вообще – то лучше покончить побыстрее, но если они будут сделаны шаляй – валяй, вряд ли это вызовет восторг у учительницы. А четвёрка по русскому лучше, чем пятёрка по физкультуре. По крайней мере, это мнение подавляющего большинства родителей. И с собакой всё не так однозначно…

НАПЕЧАТАНО

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: