Формы организации тренировочного занятия (по Д. Харре)




Выбор адекватных форм организации занятий способствует наилучшей реализации тренировочных задач. Организация имеет тем большее значение, чем больше спортсменов включает тренировочная группа. Мы различаем следующие формы, применяемые для организации тренировочных занятий:

● формы подразделения и регламентации занимающихся;

● формы пространственной организации;

● организационно-методические формы.

Применение той или иной формы зависит от образовательных и воспитательных целей, а также от внешних условий занятий.

Формы подразделения и регламентации занимающихся

Индивидуальная форма тренировки предполагает, что спортсмены получают индивидуальное задание и выполняют его самостоятельно (тренер может присутствовать). Индивидуально могут тренироваться и несколько спортсменов одновременно, но каждый из них решает свою задачу. Индивидуальная форма тренировки обладает следующими преимуществами:

● облегчается индивидуализация дозировки нагрузки;

● индивидуализируется руководство, коррекция и контроль;

● обеспечивается воспитание самостоятельности и чувства ответственности;

● стимулируется развитие таких волевых качеств, как настойчивость и вера в себя;

● увеличиваются возможности тренера оказывать эффективное влияние на занимающихся при переживаниях неудач и других конфликтных ситуациях;

● индивидуальную тренировку легче использовать в режиме дня спортсмена в зависимости от складывающихся условий.

Но индивидуальная тренировка имеет и недостатки:

● незначительные возможности формирования коллективных связей;

● несоответствие соревновательным условиям;

● отсутствие стимулирующего влияния со стороны других членов тренировочной группы.

Групповая форма тренировки. Спортсмены могут заниматься группой либо во время всего тренировочного занятия, либо в пределах отдельных его частей. Совместно выполняя под руководством тренера общие задачи тренировки, отдельные спортсмены в случае необходимости прибегают к разным средствам и получают дифференцированную нагрузку.

Групповая тренировка имеет следующие преимущества:

● широкие возможности коллективных взаимодействий (взаимный инструктаж, взаимное стимулирование к интенсивным усилиям и т.д.);

● совершенствование групповых или парных действий, близких к условиям соревнования и его специфике (например, спарринг в боксе, отработка отдельных тактических действий в командных видах спорта);

● хорошие условия для развития определенных волевых качеств и свойств характера (например, сознания связи с коллективом);

● возможность экономно использовать места для тренировок.

Недостатки групповой тренировки:

● ограничены возможности индивидуальной дозировки и инструктажа;

● затруднен контроль за поведением спортсменов и их отношением к делу.

Фронтальная форма тренировки. При фронтальной тренировке все спортсмены одновременно выполняют одни и те же упражнения. Эта форма особенно удобна для реализации отдельных частных задач в пределах одного тренировочного занятия. Можно, например, эффективно решать задачи подготовительной или заключительной части. Фронтальной тренировке присущи следующие преимущества:

● тренер получает возможность хорошего общего обзора;

● спортсмены включаются в коллектив;

● можно одновременно инструктировать всех спортсменов.

Недостатки фронтальной тренировки:

● невозможно в достаточной мере дозировать индивидуальную нагрузку;

● спортсмены слишком мало действуют самостоятельно;

● ограничен индивидуальный инструктаж.

Свободная форма тренировки. Спортсмены с достаточным тренировочным опытом могут самостоятельно определять содержание и организацию определенной части тренировки в соответствии с разработанным планом. Эта форма занятий в большинстве случаев используется для решения частных задач тренировочного урока (например, для проведения подготовительной части).

Тренировке в свободной форме присущи следующие преимущества:

● стимулируется оптимальная самостоятельность и сознательное отношение к делу;

● укрепляется взаимное доверие между тренером и спортсменом.

Основной недостаток ее в том, что общий обзор и контроль тренера за ходом занятий затруднены, направленные педагогические воздействия возможны лишь в ограниченной мере.

Формы пространственной организации занимающихся

Данные формы характеризуются положением спортсменов в пространстве относительно друг друга (правила расположения и движения при построении), а также по отношению к снаряду или месту для упражнения.

Для решения определенной задачи важно выбрать наиболее целесообразные формы пространственной организации занимающихся.

Строгими формами построения уже в начале тренировочного занятия воспитывают у спортсменов пунктуальность и дисциплинированность, создают хорошую организацию занятия, которая может иметь решающее значение для его бесперебойного протекания.

Выбор форм пространственной организации обусловливается целью тренировки, соображениями безопасности (например, в легкой атлетике - при метаниях), пространственными возможностями и требованиями рационального (для показа упражнений и исправления ошибок) размещения тренера (рис.).

 

Рис.Формы пространственной организации занимающихся:

а - свободное размещение (например, во время бега по лесу);

б - одношереножный строй (например, при стартовых упражнениях);

в - двухшереножпый строй (например, при прыжках в длину);

г - колонна по одному (например, в тренировке по волейболу);

д - колонна по два (например, в тренировке по футболу);

е - «узкий» коридор (например, в тренировке по боксу);

ж - «широкий» коридор (например, в тренировке по хоккею);

з - «треугольник» с открытой стороной (например, в тренировке по баскетболу);

и - полукруг (например, при тренерском показе);

к - круг, стоя в профиль (например, при обучении ручному мячу);

л - круг, стоя лицом к центру (например, в подвижных играх);

м - колонна в полуповороте (например, при выполнении гимнастических упражнений с предметом).


Важнейшие организационно-методические формы

«Станционная» тренировка. При станционной организации тренировки спортсмены поодиночке или группами занимаются на различных «станциях» - специально оборудованных местах в зале, на игровом поле или на местности. Обычно так решают задачи воспитания физических способностей (максимальной силы, скоростной силы и т.д.), а также совершенствования технико-тактических элементов (виды спортивных игр). Тренировка на станциях позволяет хорошо загружать снаряды и в то же время решать важнейшие индивидуальные задачи. На каждой станции выполняется относительно законченная программа - комплекс, для которого в большинстве случаев характерны повторения или серийные задания.

Для повышения интереса у спортсменов и разнообразия тренировочного процесса в рамках отдельного занятия зачастую последовательно сменяются две или несколько станций.

Круговая тренировка. Тренировочная программа при этой организационно-методической форме выполняется «потоком» (непрерывно или со строго дозированными интервалами), который включает в себя последовательное серийное прохождение ряда станций. Преимущественная цель - одновременное (сопряженное) развитие силы и выносливости. С помощью определенных методов дозирования нагрузки можно избирательно содействовать развитию того или другого компонента. Дозировка устанавливается в соответствии с индивидуальной работоспособностью спортсмена, причем объектом регулирования являются: число повторений, длительность перерывов для отдыха или время прохождения круга (всей совокупности станций).

Один круг составляет цикл из 6-20 видов элементарных упражнений, которые распределены в такой последовательности, что поочередно нагружаются различные мышечные группы, причем перерывы внутри круга предельно малы или вообще отсутствуют. Основную форму круговой тренировки можно широко варьировать. Составляя комплекс из специфических для избранного вида спорта упражнений, можно использовать круговую тренировку для специальной физической подготовки и одновременно решать технические и тактические задачи.

Круговая тренировка требует особо четкой организации, тем более при занятиях с многочисленными группами. Рекомендуется делить тренировочные группы так, чтобы избежать простоев на станциях. Для лучшего контроля за сменой нагрузок и отдыха и общим временем преодоления круга следует пользоваться секундомерами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: