Казачество в русской живописи




Следы казачьей старины и

Образ казачества в русской живописи

Урок казачьей культуры

 

История русского казачества своими корнями уходит в далёкое прошлое.

Этническая и историческая общность людей «казачество» сложилось на южных окраинах русских земель в XIV веке.

В русском языке слово «казак» впервые упомянуто в русских летописях 1444 года и первоначально обозначало бездомных и вольных воинов, поступивших на службу с выполнением военных обязательств, когда под Рязанью на татар обрушились объединенные русские полки, в состав которых входили и «рязанские казаки». Слово «казак», или «козак» произошло от тюркского – удалец, военный человек. Само понятие «казак» возникло на южной границе, при столкновениях с татарами.

Первым казаком» на Древней Руси Былинный герой, русский богатырь - Илья Муромец. Согласно былинным сказаниям, Добрыня Никитич и Алёша Попович, Илья Муромецбыли витязями «из первых» в дружине крестителя Древней Руси князя Владимира.

Казачество – это военное сословие в России.

Столетие назад казачество было уникальным воинским сословием, держало на замке границу Казаки выполняли важнейшую функцию – охрану границ Российской империи. Также на них возлагались полицейские функции. Казаки поддерживали порядок на необъятной территории империи.

Казачество активно участвовало во всех войнах России на протяжении своей истории вплоть до XIX века, защищая Отечество. Память о доблестях казаков до сих пор жива у народов, защищённых казаками. В этих войнах казачество проявило себя как защитник христианства и православия Российского государства.

К концу XVII века наша местность утратила значение пограничного, отпала и необходимость в государственном содержании стрельцов, пушкарей и казаков.

Сторожевые посты превратились в сёла и деревни. А воины стали обживать эти земли.

Из среды казачества вышло немало талантливых людей.

У казаков сформировалась своя культура, обычаи, костюм, самосознание, которые отличались своей неповторимостью и самобытностью (манеры поведения в семье, быту и т.п.). Казачество – единственный и уникальный феномен в истории.

Образ казака является одним из наиболее ярких и колоритных среди персонажей в отечественной культуре – живописи, скульптуре, литературе, кинематографии песенном творчестве и других видах искусства.

Казачество в русской живописи

Образ казака был отображен и на полотнах художников – живописцев.

Произведение Иванова Сергея Васильевича (1864-1910) «На сторожевой границе Московского государства» специально создано в 1907 году для проекта «Картины по русской истории» — издания И. Н. Кнебеля, выходившего в 1908—1913 годах. Издание состояло из 50 выпусков в жанре школьного наглядного пособия, оригиналы иллюстраций для которых выполнили известные русские художники. Публикация осуществлялась под общей редакцией и с объяснительным текстом С. А. Князькова. Местонахождение оригинала неизвестно. Копия хранится в Центральном пограничном музее ФСБ России.

Тема казачества присутствует в творчестве живописцев, как В. И. Суриков, И. Репин, В. Маковский и другие.

Известное полотно о казаках - картина И. Е. Репина «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану».

Всемирно известный русский художник, как его зазывали «академик живописи», говорил о себе: «Я Суриков, русский казак».

Василий Суриков родился в Красноярске, происходил из казачества и очень гордился этим. Род Суриковых ведёт свою историю с Дона. Известно, что когда Ермак отправился отвоёвывать Сибирь у татарского хана Кучума, в его войске служил есаул по фамилии суриков – предок художника. В 1622 году Суриковы упоминаются как основатели Красноярска. Здесь в 1848 году и родился великий живописец.

Следы казачьей старины изображены на картинах Сергея Ивановича Васильковского ( 1854- 1917).

С. Васильковский, украинский живописец, оставил почти 3000 работ. Большая часть из них погибла во время Великой Отечественной войны, и сегодня в музеях и частных собраниях находится около 500 его произведений.

Самым значительным произведением художника на историческую тему считается картина С. И. Васильковского «Сторожа Запорожских вольностей» (1890).

Тема казачества есть у русского и советского живописца и графика Николая Семёновича Самокиш (1860-1944). Произведения Самокиша находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Киевском музее русского искусства, Симферопольском художественном музее и др.

Живописные произведения на казачью тему у донского художника Александра Щебуняева, члена Союза художников СССР с 1989 года, теперь члена Союза художников Российской Федерации, живёт в прославленной донской станице Вёшенской (Ростов-на-Дону).

Художник Надежда Щебуняева по-своему изобразила казаков. Надежда - свободный художник и работает в своей собственной студии в Вешенской (Вешенская - донская казачья станица в ростовской области, известная романом «Тихий Дон»). До этого работала художником-графиком в издательстве, затем как реставратор живописи в музее. Несколько работ из серии казачество, приобретенные у неё музеем М. Шолохова.

Сейчас казачество регламентируется законом «О государственной службе российского казачества», принятым в 2005 году. Казачьи сообщества занесены в государственный реестр. В основном, современные казаки занимаются военно-патриотическим воспитанием молодёжи: учат пользоваться оружием, ухаживают за военными мемориалами, занимаются спортивной подготовкой, пропагандируют здоровый образ жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: