Социальный статус - положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями.
Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых индивидом.
Виды статуса:
- главный (по нему выделяют человека)
- личный (положение в малой или первичной группе по индивидуальным качествам)
- социальный (положение, автоматически занимаемое в большой социальной группе)
- приписываемый (в котором человек рожден или назначается по прошествии времени – пол, национальность, раса, сын, брат, дядя)
- достигаемый (человек получает его благодаря своим усилиям, желанию, выбору, удаче, везению – водитель, инженер, школьник, покупатель, муж, аспирант)
- смешанный (имеет черты приписываемого и достигаемого – академик, олимпийский чемпион, безработный, инвалид).
Компоненты статуса:
- статусные права и обязанности
- статусный диапазон (рамки статусного поведения)
- статусные символы (внешние знаки отличия)
- статусный образ (имидж)
- статусная идентификация (степень соответствия индивида своему статусу).
Социальная роль - образец поведения, соответствующий социальному статусу в данном обществе.
Структура социальной роли:
- описание типа поведения в соответствии с социальным статусом
- предписания и нормы (ролевые требования)
- оценка выполняемой роли
- меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное выполнение роли.
Основные социальные роли:
- Труженика
- Собственника
- Потребителя
- Гражданина
- Члена семьи.
Человек выбирает те статусы и роли, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально применить свои способности в зависимости от своих биологических и личностных особенностей (здоровье, пол, возраст, темперамент).
|
Ролевой конфликт – ситуация, в которой человек вынужден удовлетворять требования двух и более несовместимых ролей.
- Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальный контроль.
Социальные нормы - общие правила и образцы поведения людей в обществе. Возникают в процессе исторического развития, а их содержание соответствует типу культуры и социальной организации общества.
Разновидности социальных норм:
- Нормы морали (реализация обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей);
- Нормы обычаев (правила, вошедшие в привычку в результате многократного повторения, обеспечивается силой привычки. Разновидности: традиции, ритуалы.)
- Корпоративные нормы (устанавливаются общественными организациями)
- Религиозные нормы (содержатся в священных книгах, реализация обеспечивается убеждениями людей и деятельностью церкви)
- Правовые нормы (устанавливаются государством или непосредственно народом, реализация обеспечивается силой государства).
- Эстетические нормы (закрепляют представления о прекрасном и безобразном).
Характерные черты социальных норм:
- многократное применение
- непрерывность во времени
- процедурность (имеют процедуру реализации)
- санкционированность (имеют механизм реализации своих предписаний).
Отклоняющееся (девиантное) поведение не соответствует требованиям социальных норм, не является преступным.
Делинквентное поведение – преступное поведение.
Классификация отклонений:
- негативные – вредные для человека и общества (правонарушения, аморальные поступки, наркомания, терроризм и др.)
|
- нейтральные (индивидуальные) – не влияют на общество (чудачество, эксцентризм, несоблюдение обычаев, традиций).
- позитивные – полезные для общества (инициатива, новаторство)
Конформистское поведение соответствует принятым в обществе нормам и ценностям.
Санкции – существующая в обществе система вознаграждений за выполнение норм, за согласие с ними и наказаний за негативные отклонения от них.
Разновидности санкций:
- Позитивные (поощрительные)
- Негативные (наказывающие)
- Формальные (исходят от официальных организаций)
- Неформальные (исходят от неофициальных организаций)
С помощью социальных норм и санкций осуществляется социальный контроль в обществе.
Социальный контроль – система предписаний, убеждений, мер принуждения, которая обеспечивает соответствие действий индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействия между индивидами.
Разновидности социального контроля:
- внешний – совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность индивида. Формальный – основан на инструкциях, предписаниях; неформальный – на реакциях окружающих.
- внутренний – самоконтроль, направленный на согласование собственного поведения с нормами.
- Семья и тенденции её развития.
Семья – общность людей, связанных отношениями брака или родства. Осуществляющая воспитание детей, преемственность поколений и общесемейную деятельность.
Функции семьи – способ проявления жизнедеятельности и активности семьи и её членов. Изменяются исторически, отражают развитие общества.
|
- репродуктивная (биологическое воспроизводство населения)
- воспитательная (влияние на формирование личности ребенка, а также взрослых членов семьи)
- хозяйственно-бытовая (ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи)
- экономическая (материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи)
- эмоциональная (оказание психологической поддержки членам семьи)
-духовно-нравственная (развитие личности каждого члена семьи)
- рекреационная, защитная (создание чувства безопасности и психологического комфорта у членов семьи)
- досуговая и др.
Формы организации семьи:
- супружеская (нуклеарная) – муж, жена, дети
- родственная (расширенная, многопоколенная) – супружеская пара с детьми и родственниками, проживающими вместе.
Классификации.
По типу воспитания:
- авторитарная (основанная на авторитете родителей в воспитании детей)
- либеральная (основана на самоопределении личности)
- демократическая (основана на постепенном привитии ребенку такого качества, как сопричастность к судьбе других людей).
По типу распределения семейных обязанностей:
- патриархальная (традиционная) – признается главенство мужчины в семье
- матриархальная – семью возглавляет мать
- эгалитарная – семья равных.
По семейным обязанностям и лидерству:
- традиционная: экономическая зависимость женщины от мужчины, четкое разделение обязанностей мужчины и женщины, главенство мужчины.
- Нетрадиционная (эксплуататорская): равное участие мужчины и женщины, домашние обязанности возложены на женщину.
- партнерская (эгалитарная, семья равных): справедливое разделение обязанностей, обсуждение проблем всеми членами семьи, эмоциональная насыщенность отношений.
Тенденции в развитии современной семьи:
- сокращение позиций семьи в социализации индивидов. В организации досуга
- изменение положения женщины, обусловленное ростом её авторитета в обществе
- сокращение числа патриархальных семей и развитие семьи партнерского типа
- рост количества разводов, неполных семей (при одном родителе) и числа брошенных детей.
Семейная политика – меры, имеющие целью оказать то или иное воздействие на семью, её укрепление и развитие.
Задача Росси – преодоление демографического кризиса.
- Этнические общности. Межнациональные отношения.
Этнос – исторически сложившаяся общность людей, основными стадиями развития которой являются племена, народности, нации, обладающая общими чертами культуры, языка, психологического склада.
Этнические общности:
Род - самая первая производственная, социальная и этническая группа людей, объединенная в одно целое совместной трудовой деятельностью, кровнородственным происхождением, общим языком, общими религиозными и мифологическими верованиями, обычаями и чертами быта.
Племя – совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, общностью диалекта, религиозных представлений, обрядов.
Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психологическим складом, культурой.
Нация - исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, этнического самосознания.
Этническое (национальное) самосознание – осознание личностью себя как неотъемлемой частицы нации, как члена этой общности на основе признания общественно-национальных ценностей. (история народа, письменность, национальный язык, национальный менталитет, обычаи, традиции, культура).
Межнациональные отношения – отношения между разными национальностями внутри одного государства, а также отношения между разными нациями-государствами.
Две тенденции в развитии наций:
- центробежная: стремление нации к самоопределению, осознанию себя, сохранению своей самобытности, неповторимости и особенности
- центростремительная: стремление к расширению связей между различными нациями, ломке национальных перегородок, интернационализации (восприятие того, что создано другими нациями).
Крайности в тенденциях приводят к межнациональным конфликтам.
Национализм – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.
Формы крайнего национализма:
- шовинизм – идея национальной исключительности, возвеличивание своей нации, противопоставление своей нации другим.
- национальный экстремизм
- геноцид – физическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам.
Расизм – идея о физической и психической неравноценности человеческих рас, о допустимости господства одних рас над другими.
Межнациональный конфликт – крайнее обострение противоречий между народами при защите своих национальных интересов.
Причины:
- спорные территории
- изгнание народов со своей территории или возвращение депортированного народа на свою историческую родину
- произвольное изменение административных границ
- притеснение этническим большинством этнического меньшинства и др.
Национальная политика – целенаправленная деятельность субъектов политики по регулированию отношений между нациями и народностям
Направления в демократическом обществе:
- совершенствование национально-государственного устройства;
- предоставление гражданам права самим определять свою национальность;
- обеспечение равенства прав и свобод граждан вне зависимости от национальной принадлежности;
- создание условий для свободного развития национальных культур, языков, традиций;
- создание цивилизационных условий в межнациональном общении и мирных способов разрешения конфликтов.
- Социальный конфликт и пути его преодоления.
Социальный конфликт – высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, характеризующаяся усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.
Субъекты конфликта:
- свидетели
- подстрекатели
- пособники
- посредники.
Причины:
- социальная неоднородность общества
- различия в уровнях доходов, власти, культуры. Социальном престиже и др.
- религиозные различия
- поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура).
Функции социального конфликта:
- позитивные: информирование о наличии социальной напряженности, стимулирование социальных изменений;
- негативные: создание стрессовых ситуаций, дезорганизация и даже разрушение социальной системы.
Классификация:
- краткосрочные и долгосрочные
- глобальные, национальные, локальные
- групповые и личные
- прогрессивные и регрессивные
- экономические, политические, этнические
- преднамеренные и спонтанные.
Способы решения:
- компромисс – решение через взаимные уступки
- переговоры – мирная беседа конфликтующих сторон по решению проблемы
- посредничество – использование третьей стороны при решении проблемы
- арбитраж – обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы
- применение силы, власти, закона – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.
Социальное развитие
Социальный процесс – последовательное изменение состояний социальной системы общества.
Социальные действия – действия, касающиеся отношений с другими людьми (виды: общение, труд).
Социальная политика – целенаправленная деятельность государства по совершенствованию социальной сферы общества.