Законы функционирования рынка




Учебный МОДУЛЬ

№ 2 «Рынок»

Дисциплина:

Маркетинг

 

Разработан кафедрой

Управления судостроительным производством

 

Автор учебного модуля:

Суровцева Надежда Александровна, доцент

 

 

Санкт-Петербург

Учебный модуль предназначен для изучения студентами раздела дисциплины Маркетинг.

N темы Тема модуля
  Определение рынка
  Функции и формы организации рынка
  Классификация рынков
  Сегментация рынка
  Законы о функционировании рынка
  Емкость рынка
  Оценка насыщения рынка

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель: Усвоение основных понятий маркетинга в условиях развития рыночных отношений.

Задачи: Усвоение основных положений по элементам системы маркетинга

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЯ

 

В результате освоения содержания модуля студент должен

 

знать:

· Определение рынка и варианты его развития

· Классификацию рынков

· Функции рынка и их значение для потребителя и изготовителя продукции

· Варианты сегментов рынка и показатели сегментации

· Основные законы функционирования рынка

уметь:

· Определять варианты сегментов рынка

· Давать оценку уровню спроса в товаре на рынке

· Давать оценку уровню предложения товара на рынке

· Определять емкость рынка

· Определять цели предприятия на рынке


 

Определение рынка

Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров. Рынок включает покупателей товаров и услуг (услуга также является товаром).

Рынок включает в себя варианты сочетаний:

· Товар + услуга

· Услуга + товар

· Товар + товар

· Услуга + услуга

Функции и формы организации рынка

Таблица 1

№ п/п Наименование функции Содержание функции
  Информационная Предоставляет информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве
  Посредническая Выступает посредником между производителем и потребителем
  Ценообразующая Цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции
  Регулирующая Приводит в равновесие спрос и предложение
  Стимулирующая Побуждает производителей создавать нужный товар с наименьшими затратами и получать прибыль

 

Таблица 2

№ п/п Объект рынка Субъект рынка Форма организации
  Рабочая сила Продавец Магазин
  Потребительские товары и услуги Покупатель Аукцион
  Средства производства Посредник Оптовый склад

 

Функции и формы организации рынка зависят от развития и совершенствования рыночных отношений. Чем выше уровень развития рыночных отношений, тем сложнее формы организации рынка.

Классификация рынков

Классификация рынков проведена в зависимости от основных экономических признаков. На практике существует сочетание различных классификационных признаков по отношению к одному рынку.

 

Рис. 1

 

 

Рынок товаров народного потребления
Рынок средств производства
Рынок услуг
Рынок ноу-хау
Рынок инвестиций
Рынок труда
Рынок покупателя
Рынок продавца
Монополия
Олигополия
Чистая конкуренция
Несовершенная конкуренция
По степени развития конкуренции
По соотношению спроса и предложения
По экономическому содержание
По масштабу
Внешний рынок
Внутреннй рынок
РЫНОК

 


Таблица 3

№ п/п Наименование признака Тип рынка
  Структура экономики (хозяйства) страны Страны с натуральным хозяйством
Страны - экспортеры сырья
Промышленно-развивающиеся страны
Промышленно-развитые страны
  Уровень доходов и распределение доходов Страны и регионы с низким уровнем доходов
Страны и регионы с очень высоким уровнем доходов
Страны с низким, средним и высоким уровнями доходов
Страны с преимущественно средним уровнем доходов
  Территориальный охват Внутренний
Национальный
Региональный
Мировой
  Товарно-отраслевой с многоуровневой детализацией Машин и оборудование
Минерального сырья и топлива
Сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров
  Сфера общественного производства Рынок товаров материального производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования)
Рынок товаров духовного производства (достижения науки, технологий, ноу-хау, произведений искусств)
  Характер конечного использования Рынок товаров производственного назначения
Рынок товаров потребительского назначения
  Срок использования товаров Рынок товаров долговременного пользования
Рынок товаров краткосрочного пользования
  Организационная структура Мировой: открытый, закрытый, с ограниченным доступом
Внутренний: оптовый, розничный

Сегментация рынка

Сегментация рынка - разделение рынка на группы покупателей, обладающих схожими характеристиками, с целью изучения их реакции на тот или иной товар или услугу.

Сегмент - группа потребителей продуктов, обладающих определенными сходными признаками и существенно отличающихся от всех других групп и секторов рынка.

Цели сегментации – выявить у каждой группы покупателей сравнительно однородные потребности в продукте и в соответствии с этим сориентировать товарную, ценовую, сбытовую и коммуникационную политику фирмы (предприятия).

 

Существуют различные показатели сегментации рынка, варианты которых приведены на рисунке:

 

Рис. 2

 


 

Законы функционирования рынка

Основные законы функционирования рынка определяются функциональными значениями маркетинга, а именно – удовлетворением спроса потребителей. К основным законам относятся закон стоимости и закон спроса и предложения. Их взаимосвязь и взаимодействие с государством представлены на рисунках:

 

Рис. 3: Законы функционирования рынка

Формирует уровень средних цен
Определяет соотношение цены и потока товара
Законы функционирования рынка
Закон 1 Закон стоимости  
Закон 2 Закон спроса и предложения

Рис.4

Рынок
Государство
Производство
Потребитель

 


Эффективность маркетинга зависит от степени воздействия государства на сферы деятельности предприятий.
6. Емкость рынка

 

Емкость рынка – максимально возможный V продаж товара на рынке за определенное время

 

Рис. 5

 

В случае учета реализации товара розничными предприятиями текущая емкость рынка (V0) определится:

V0 = S Vi,

где Vi - объемы продаж данного товара розничными предприятиями.

При расчете емкости рынка по оптовым и производственным предприятиям формула имеет вид:

V0 = Vn + V0n + Vtn,

где Vn - объем производства товара местными предприятиями-производителями;

V0n - объем продаж ввозимого на данный рынок товара из других регионов;

Vtn - объем вывозимого с данного рынка товара оптовыми и производящими предприятиями.

 

Оценка насыщения рынка

 

Оценка насыщения рынка определяется по формуле:

Если спрос превышает предложение, то рынок считается ненасыщенным, т.е. максимум превышения спроса над предложением приводит к дефициту товара (услуги)

Если предложение превышает спрос, то рынок перенасыщен, и при максимальном превышении предложения над спросом, это приводит к экономическому кризису перепроизводства товаров/услуг.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Издержки экономических агентов не связаны с …?

a) Поиском информации

b) Заключением контрактов

c) Защитой прав собственности

d) Емкостью рынка

 

2. Выберите неверный вариант классификации рынка по экономическому содержанию …?

a) Товаров Народного потребления

b) Труда

c) Внутренний

d) Услуг

 

3. Рынок это…

a) Совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров.

b) Совокупность существующих и потенциальных продавцов товаров.

c) Совокупность существующих и потенциальных мер гос. Регулирования торговлей

d) Совокупность существующих и потенциальных выгод от продажи товара

 

4. Емкость рынка это…?

a) Максимально возможный V продаж товара на рынке за определенное время

b) Минимально возможный V продаж товара на рынке за определенное время

c) Максимально возможная скорость продаж товара на рынке за определенное время

d) Минимально возможная скорость продаж товара на рынке за определенное время

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: