Показатели нервно-психического развития (НПР) детей 1 года 3 мес. до 4 лет
Разработано Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой
Таблица 7
Возраст | Линия развития | ||||||||
Понимание речи | Активная речь | Развитие познавательной сферы (путем проб и ошибок) | Игра и действия с предметами | Движение | Навык | Конструктивная деятельность | Изобразительная деятельность | Социальное развитие | |
1г.3мес. | Запас понимаемых слов быстро увеличивается | Пользуется лепетом, облегченными словами | Ориентируется в 2-х величинах предметов (2 куба) | Воспроизводит в игре разученные действия | Ходит длительно, меняя положения | Самостоятельно ест густую пищу | Накладывает один кубик на другой, воспроизводит действия взрослых | Оставляет карандашом след на бумаге | Легко отвечает на контакты взрослого в совместной деятельности, иногда проявляет собственную инициативу |
1г.6мес. | Отыскивает по слову взрослого однородные предметы | Пользуется словом в момент сильной заинтересованности | Ориентируется в 4-х контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) | Отображает отдельные действия | Перешагивает препятствия приставным шагом | Самостоятельно ест жидкую пишу | Воспроизводя действия взрослых, ребенок ставит кирпичик на узкую грань (делает «забор») | Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге | Постоянно проявляет инициативу при общении со взрослым по разным поводам |
1г.9мес. | По слову взрослого отыскивает изображения знакомых действий | Пользуется двухсловными предложениями. Облегченные слова заменяет правильными | Ориентируется в трех контрастных величинах предметов | Использует в игре предметы - заместители | Умеет ходить по узкой доске (шириной 15-20 см, высотой от пола 15-20 см.) | Умеет частично раздеваться с небольшой помощью взрослого | Воспроизводит несложные постройки (скамейка) | Оставляет карандашом след на бумаге, не выходя за пределы листа | Эмоционально контактирует со сверстниками |
2г. | Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка многократно | Пользуется трехсложными предложениями | Ориентируется в трех контрастных цветах, подбирает по образцу парные предметы одного цвета | В игре воспроизводит ряд последовательных действий | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом | Умеет частично надевать одежду с помощью взрослого (шапку, ботинки) | Воспроизводит постройки типа «стол», «стул», «ворота» | Подражая взрослому, рисует вертикальные и горизонтальные линии | Проявляет интерес к играм сверстников, играет рядом, занимается одним видом деятельности (как другие дети, кормит кукол, втыкает грибочки в отверстие, строит) |
|
Таблица 8
Оценка НПР детей 1 года 3 мес до 3 лет
Группы развития | ||||
I | II | III | IV | V |
1. Дети с нормальным развитием. | 1. Дети с отставанием в развитии на первый эпикризный срок: 1-ая степень: по 1-2 показателям; 2-ая степень: по 3-4 показателям; 3-я степень: по 5-7 показателям. | 1. Дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока: 1-я степень: по 1-2 показателям; 2-я степень: по 3-4 показателям; 3-я степень: по 5-7 показателям. | 1. Дети с отставанием на 3 эпикризных срока: 1-я степень: по 1-2 показателям; 2-я степень: по 3-4 показателям; 3-я степень: по 5-7 показателям. | 1. Дети с отставанием на 4-5 эпикризных сроков: 1-я степень: по 1-2 показателям; 2-я степень: по 3-4 показателям; 3-я степень: по 5-7 показателям. |
|
2. Дети с опережением в развитии: а) на эпикризный срок (на втором году жизни эпикризный срок -3 мес., на третьем году-6мес.) (ускоренное развитие).; б) на 2 и более эпикризных срока (высокое развитие); в) дети с дисгармоничным развитием, опережениемна разные эпикризные сроки по одному или по многим показателям. | 2. Дети с негармоничным развитием (часть показателей выше на 1-2, другая часть ниже на 1 эпикризный срок) | 2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже на 1-2 эпикризных срока, часть показателей может соответствовать норме) | 2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже на 1-2 эпикризных, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут соответствовать норме) | 2. Дети с дисгармоничным развитием (часть показателей ниже нормы на 1-3 эпикризных срока, некоторые могут соответствовать норме) |
Диагностика сенсорного развития детей 1 года 3 мес до 3 лет Таблица 9
Возраст | Форма | Величина | Цвет |
1г3мес. | Путем проб и ошибок | ||
Ориентируется в двух контрастных величинах предметов с разницей в 3 см. | |||
1г6мес. | Ориентируется в четырех контрастных формах: шар, куб, кирпичик, призма с разницей в 3 см. | ||
1г9мес. | Ориентируется в трех контрастных величинах с разницей в 3 см. | ||
2г. | Ориентируется в 3-4 основных цветах (подбор к образцу однородных парных предметов – варежки) | ||
2г6мес. | Без предварительного примеривания | ||
Ориентируется в шести контрастных формах: призма, шар, куб, кирпичик, цилиндр, конус (подбор к образцу) | Ориентируется в четырех контрастных цветах (подбор к образцу разнообразных предметов, картинок) | ||
3г. | Использование геометрических фигур в своей деятельности (путем наложения, подбор к образцу) | Называет четыре цвета |
Таблица 10
|
Игра-занятие для сенсорного развития детей от года 1года 3мес до 3лет
Возраст | Форма | Величина | Цвет | ||
Матрешки | Пирамида | ||||
1г3мес. | Игра со строителем. Прокатывание шариков | Две контрастные матрешки: одна раскладывается, вторая – нет. | Пирамида из 4-5 колец одного размера | - | Называние всех цветов |
1г6мес. | Занимательные коробки; соотнесение формы предмета к форме отверстия; две формы (круг, квадрат) | Две раскладывающиеся матрешки контрастной величины | Кольца (4-5 штук) двух контрастных величин | - | |
1г9мес. | То же, четыре формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) | Три контрастные матрешки. Две раскрываются, одна – нет | Кольца (6 штук) контрастных величин | Дидактические игры на цвет. Найти однородную пару «Оденем куклу» | |
2г. | Подбор к образцу предметов близкой формы | Три контрастные раскрывающиеся матрешки | Кольца (4-5 штук) контрастных величин (через кольцо: 1-е, 3-е, 5-е, 7-е, 2-е, 4-е, 6-е, 8-е) | Сортировка (подбор по образцу) | Называние всех оттенков |
2г6мес. | Соотнесение формы плоскостных предметов к изображению | Дидактические игры с матрешками из 4-6 частей | Пирамида из 6-8 колец | Цветное лото | |
3г. | Составление разрезных картинок их двух частей. Мешочек сыпучих материалов | Пирамида из 8-10 колец | Дидактические игры: принеси, назови | ||
Кроме того, дидактические игры: с природным материалом; на развитие слухового внимания; загадки на уточнение свойств предметов, обобщение («что белое?», «кто плавает?», «кто летает?» |
Таблица 11