Конспект урока по литературе № 10
Силлабо-тоническая система стихосложения (Часть 2)
Силлабо-тоническое стихосложение основано на закономерном чередовании ударных и безударных слогов в каждом единичном стихе, причём это чередование выдерживается на протяжении всего произведения.
В русской силлабо-тонике насчитывается пять размеров, которые в сочетании охватывают все возможные закономерности этого чередования. Размеры эти встречаются с разной частотой как на протяжении всей истории развития русской поэзии, так и в отдельные периоды её, но ни один из них не является пренебрегаемым, неупотребительным. Именно совокупность пяти размеров определяет область русского классического стихосложения.
Первую группу силлабо-тонических размеров составляют ямб и хорей. Возьмём, например отрывок из стихотворения Владислава Ходасевича «Не ямбом ли четырхстопным…» и посмотрим, как и на какие слоги падают в них сильные ударения:
«Не ямбом ли четырёхстопным,
Заветным ямбом, допотопным?
О чём, как не о нём самом –
О благодатном ямбе том?
С высот надзвездной Музикии
К нам ангелами занесён,
Он крепче всех твердынь России,
Славнее всех её знамён.
Из памяти изгрызли годы,
За что и кто в Хотине пал,
Но первый звук Хотинской оды
Нам первым криком жизни стал».
Обязательное ударение падает на восьмой слог, оно постоянное, константное. В большинстве строк ударение падает на второй слог, на четвёртый, на шестой. И ни разу ударение не падает ни на первый, ни на третий, ни на пятый, ни на седьмой слог.
Подсчёты ведутся до последнего ударного слога в каждом отдельном стихе. Безударные оканчивающие стих слоги в расчёт не принимаются.
|
Итак, закономерность обнаружить достаточно легко: в ямбе ударения падают на чётные слоги.
Если же мы рассмотрим хорей, то увидим, что ударения в нём падают на нечётные слоги. Например, стихотворение Владислава Ходасевича «Леди долго руки мыла…»:
«Леди долго руки мыла,
Леди крепко руки тёрла.
Эта леди не забыла
Окровавленного горла.
Леди, леди! Вы как птица
Бьётесь на бессонном ложе.
Триста лет уж вам не спится –
Мне лет шесть не спится тоже».
В этом стихотворении ударения падают на нечётные слоги, поэтому это хорей.
Итак, первая группа русских силлабо-тонических размеров – ямб и хорей – отличаются друг от друга тем, что первый из них – чётноударный, а второй – нечётноударный. Именно это выделяет двусложные размеры русского стихосложения.
Силлабо-тоническая система, возникавшая в России в 30-е годы восемнадцатого века, базировалась на двух основных источниках: с одной стороны, это были интуитивные эксперименты В. К. Тридиаковского, пытавшегося упорядочить расположение ударений в силлабическом стихе так, чтобы он выглядел более правильным и более урегулированным; с другой стороны, это была теория Ломоносова, который перенёс в русскую поэзию немецкую силлабо-тонику.
К началу сороковых годов, после различных проб, теория Ломоносова получила явное предпочтение в практической поэзии, а в 1752 году Тредиаковский в начале собрания своих стихов «Сочинения и переводы как стихами, так и прозою Василья Тредиаковского» поместил трактат «Способ к сложению российских стихов, против выданного в 1735 году исправленный и дополненный», где уже теоретически осмыслил и привёл в окончательную систему искания как собственные, так и Ломоносова, и других поэтов того времени.
|
Эта окончательная система исходила из того, что русское стихосложение должно быть максимально урегулированным. Как известно, немецкий язык обладает разветвлённой системой вспомогательных ударений, слово в нём может нести не одно ударение, а несколько. Поэтому чётноударность (или нечётноударность) в немецком стихе соблюдалась гораздо более строго, и ударения в большинстве случаев приходились на каждый чётный (или же нечётный) слог. Потому там могло быть дано и соответствующее объяснение своему стихосложению: оно основано на строгом чередовании ударных и безударных слогов.
Подобному очень строго урегулированному размеру было легко найти объяснение в античной стихотворческой и стиховедческой терминологии, согласно которой это было сочетание краткого слога с долгим, называемое ямбической стопой, если ударение падало на чётные слоги. Стих можно было составить из какого-то количества ямбических стоп, и именно стопа была показателем размера.
На первых порах, вслед за немецкими теоретиками и античной классификацией стиха шли и русские поэты. Ломоносов прямо говорил: «Чистые ямбические стихи хотя и трудновато сочинять, однако, поднимаясь тихо вверх, материи благородство, великолепие и высоту умножают. Их нигде не можно лучше употреблять, как в торжественных одах…». Трудность задачи понятна: слова в русском языке построены иначе, чем в немецком или английском, - на каждый ударный слог здесь приходится не один, как там, а два безударных. Но принцип оказывался выше трудностей, и в самом начале существования новой русской поэзии наиболее почтенными оказывались стихотворения, в которых заполнялся ударением каждый чётный (когда речь шла о ямбе) слог. Таково, к примеру начало одного из самых знаменитых стихотворений Ломоносова – «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»:
|
Лице своё скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чорна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
В этих замечательных стихах правильность ямбических стоп соблюдена безукоризненно. Однако в том же самом стихотворении эта правильность соблюдена далеко не полностью: