Методическая разработка
для студентов лечебного факультета
к практическому занятию по теме
«Стандартные программные средства. Текстовый редактор Microsoft Word, таблицы формулы разрывы страниц, для решения медицинских задач»
1. Научно-методическое обоснование темы:
Развить и закрепить навыки работы с табличной информацией в Word.
Существенную часть текстовой информации составляется информация, организованная в виде таблиц (табличная информация). Организация информации в виде таблиц предусматривает такой способ представления информации, при котором информация группируется по определенным признакам и размещается в сетчатой структуре. Единицей такой структуры является ячейка.
Ячейка представляет собой контейнер для размещения текстовой информации.
Многие начинающие пользователи после создания сетки таблицы сразу же начинают изменять ширину столбцов, а также объединять и разбивать ячейки. Это неправильный подход ведущий к увеличению времени создания таблицы. Необходимо сначала ввести информацию в шапку таблицы и в ее информационную часть, а уже потом заниматься изменением ширины столбцов, и остальным форматированием таблицы.
2. Краткая теория:
1. Создание структуры таблицы.
Существенную часть текстовой информации составляется информация, организованная в виде таблиц, когда информация группируется по определенным признакам и размещается в сетчатой структуре. Единицей такой структуры является ячейка.
Ячейка представляет собой контейнер для размещения текстовой информации. Можно выделить следующие операции с ячейками:
1. Ввод информации в ячейку.
2. Редактирование информации в ячейке.
3. Удаление информации в ячейке.
4. Копирование и перемещение информации из одной ячейки в другую.
5. Копирование и удаление ячеек.
6. Объединение и разъединение ячеек.
7. Форматирование ячеек.
Таблица в терминологии технологии обработки текстовой информации представляет собой сетчатую структуру прямоугольного вида, состоящую из некоторого количества ячеек, содержащих текстовую информацию, или предназначенных для размещения текстовой информации. Количество строк и столбцов таблицы отражают ее размерность.
Структуру табличной информации отражает титульная часть таблицы – шапка таблицы. Существует несколько способов создания шапки таблицы:
- с использованием инструмента Добавить таблицу.
- через диалог Т аблица ® Д обавить ® Т аблица.
- с помощью инструментов рисования панели инструментов Таблицы и границы.
Первый способ
1. Переместить курсор ввода к точке вставки сетки таблицы.
2. Выбрать инструмент Добавить таблицу..
3. Нажать левую кнопку мыши, и, удерживая ее, переместить указатель мышь вниз и вправо до тех пор, пока не получим размерность 2 строки на 5 столбцов.
4.Отпустить удерживаемую кнопку мыши, получим:
Второй способ
1. Переместить курсор ввода к точке вставки сетки таблицы.
2. Вызвать диалог Т аблица ® Д обавить ® Т аблица.
3. Ввести число строк и столбцов шапки таблицы (5 столбцов,
2 строки). Новые строки впоследствии будут автоматически добавляться при заполнении таблицы информацией.
4. Нажать Enter или Ok. В результате получим аналогичный результат.
Третий способ
1. Вызвать панель инструментов Таблицы и границы: В ид ® Панель и нструментов ® Таблицы и границы или через кнопку.
2. Выбрать инструмент Нарисовать таблицу.
3. Переместить курсор мыши к левому верхнему углу будущей таблицы, нажать левую кнопку мыши и, удерживая ее переместить курсор мыши как показано на рисунке.
Получим:
4. Проводим горизонтальную линию,
а затем, четыре вертикальных линии
Нетрудно заметить, что результат получается несколько другой, кроме того единичных операций больше. Поэтому, в большинстве случаев данный способ менее эффективен, чем предыдущие два.
2. Перемещение курсора ввода по таблице, выделение ячеек
Последовательное перемещение по ячейкам производится с помощью сочетания клавиши:
· Tab – переместиться на следующую ячейку и Shift+Tab – переместится на предыдущую ячейку.
· Ctrl+«стрелка вправо» - для перемещения в начало следующей ячейки.
· Ctrl+«стрелка влево» - в конец текста предыдущей.
· Ctrl+Shift+«стрелки».
Для выделения строки таблицы необходимо произвести щелчок мышью слева от данной строки таблицы или вызвать Т аблица ® В ы делить ® С трока, находясь курсором ввода в данной строке.
Для выделения группы строк необходимо нажать левую кнопку мыши слева от строки таблицы, и, удерживая ее, переместить курсор к концу выделения, после чего отпустить кнопку мыши.
Для выделения столбца таблицы с помощью мыши необходимо:
1. Подвести курсор мыши к месту над столбцом, который необходимо выделить. При этом, курсор мыши должен принять указанный на рисунке вид:
2. Произвести щелчок мыши.
Выделение группы столбцов отличается тем, что вместо щелчка мыши, необходимо нажать ее левую кнопку и переметить курсор мыши вправо или влево, после чего отпустить удерживаемую кнопку.
Выделение столбца таблицы с клавиатуры выполняется проще:
1. Переместить курсор ввода на одну из ячеек данного столбца.
2. Т аблица ® В ы делить ® С т олбец.
Если необходимо выделить группу столбцов, то сначала выделяется группа ячеек.
Выделение таблицы необходимо производить так:
1. Переместить курсор ввода в одну из ячеек таблицы.
2. Т аблица ® В ы делить ® Та б лицу.
3. Заполнение созданной структуры текстовой информацией
Для ввода информации в ячейки таблицы необходимо:
1. Переместить курсор ввода в первую ячейку таблицы.
2. Начать вводить информацию, завершая ввод клавишей Tab для перехода к следующей ячейке.
При создании любых таблиц необходимо сначала ввести всю информацию, а уже потом производить какое-либо форматирование, изменение шапки, объединение и разбивку ячеек и т.д.
После ввода информации получим:
Из рисунка видно, что необходимо увеличить ширину первого столбца таким образом, чтобы наименование продукции располагалось в одну строку. В первой строке необходимо объединить ячейки 2 и 3.
Текстовую информацию в шапке таблицы необходимо выровнять по центру ячеек, сделать полужирным шрифтом. Ячейки шапки таблицы необходимо выделить жирной линией. Цифры в табличной части также необходимо выровнять по центру ячеек.
Следует обратить внимание, что полный список операций по форматированию таблицы и текста в ней стал очевиден только после ввода всей информации.
4. Форматирование таблицы
При форматировании таблиц следует придерживаться следующей последовательности:
1. Изменение параметров шрифта текста таблицы, что связано с тем, что изменение вида шрифта и его размера может свести на нет необходимость каких-либо дальнейших изменений. Так, если мы уменьшим размер шрифта, то изменения ширины столбцов нам может и не понадобиться.
2. Изменение параметров абзацев текста ячеек таблицы – по той же причине.
3. Установка режима расстановки переносов, т.к. это тоже сокращает тот объем, который занимает текст.
4. Изменение ширины столбцов, чтобы таблица заняла как можно меньше места.
5. Объединение и разбиение ячеек.
6. Изменение ширины столбцов после объединения или разбиения ячеек.
7. Изменение Выравнивания текста и обрамления(границ).
Для изменения параметров шрифта можно выделить необходимые ячейки и изменить шрифт используя приемы, рассмотренные выше.
Изменение параметров абзацев предполагает установку отступов интервалов, что приводит либо к уменьшению, либо к увеличению размеров таблицы. Для изменения параметров абзацев также необходимо выделить группу ячеек, затем вызвать диалог Фор м ат ® Аб з ац, где установить необходимые параметры.
Расстановка переносов устанавливается для всего документа (С е рвис ® Я зык ® Расстановка п ереносов ® Автоматическая расстановка переносов).
Изменение ширины столбцов производится визуально: при подведении курсора мыши к линии сетки курсор принимает следующий вид, что означает возможность изменения ширины столбцов. После появления такого курсора необходимо нажать левую кнопку мыши, и, удерживая ее, перетащить границу столбца в нужное положение, как показано ниже.
После чего отпустить удерживаемую кнопку мыши. Получим.
Теперь точно также изменим ширину столбца «Объем производства ». Получим:
Теперь объединим ячейки 2 и 3 первой строки. Для этого:
- выделим эти ячейки;
- вызовем контекстное меню щелчком правой кнопкой мыши;
- выберем пункт Объединить ячейки и произведем щелчок по нему левой кнопкой мыши;
Для завершения необходимо выровнять ширину столбцов «план » и «факт ».
Теперь необходимо также объединить ячейки 1 и 2 первого столбца, ячейки 1 и 2 четвертого столбца, а также ячейки 1 и 2 пятого столбца. Получим:
Выровняем ширину строк 1 и 2 с тем, чтобы ячейка «Объем производства» была бы одинакова по высоте с ячейками «план » и «факт ». Для этого подведем курсор мыши к горизонтальной граничной линии между этими ячейками (курсор мыши пример вид). Теперь необходимо перетащить горизонтальную линию так, чтобы визуально ячейки первой и второй строки были бы равны по высоте.
Теперь можно приступать к выравниванию и обрамлению:
- произведем горизонтальное выравнивание всех цифр по центру ячеек: выделим ячейки и воспользуемся кнопкой По центру.
- произведем горизонтальное и вертикальное выравнивание текста ячеек шапки таблицы по центру ячеек: выделим ячейки шапки таблицы, воспользуемся инструментом Выровнять по центру панели инструментов Таблицы и границы.
В результате получим:
Теперь изменим обрамление ячеек шапки на линию большей толщины:
- выделим шапку;
- изменим толщину линии (см. рисунок выше) на 1,5;
- применим обрамление шапки с новой толщиной линии: для этого в инструменте граница выберем из списка «Внешние границы »;
Выполним такую же операцию по отношению к последней итоговой строке, а также ко всей таблице, получим готовую правильно оформленную таблицу.
В ряде случаев наряду с объединением ячеек требуется разбить
какую-либо ячейку на несколько ячеек. Для этого необходимо:
- перейти в разбиваемую ячейку или выделить группу ячеек;
- вызвать контекстное меню, где выбрать команду Разбить ячейки (или через главное меню Т аблица ® Ра з бить ячейки);
- в появившемся диалоге указать на сколько ячеек разбить текущую ячейку таблицы или группу выделенных ячеек и нажать Ok.
5. Вставка и удаление строк/столбцов таблицы
Для добавления (вставки) одной строки выше курсора ввода необходимо выполнить команду Т аблица ® Д обавить ® Строки в ыше, ниже курсора ввода - Т аблица ® Д обавить ® Строки н иже. Для столбцов соответственно: Т аблица ® Д обавить ® Столбцы с п рава и Т аблица ® Д обавить ® Столбцы с л ева.
Для удаления строки (столбца) необходимо выделить строку и нажать Shift+Delete. То же относится к группе строк (столбцов).
Для того, чтобы удалить таблицу целиком необходимо выделить таблицу ( Т аблица ® В ы делить ® Та б лица или, затем нажать Delete.
6. Копирование, перемещение строк/столбцов таблицы
Копирование строк(столбцов) таблицы производится следующим образом:
1. Выделите группу строк(столбцов).
2. Нажмите Ctrl + Insert (или П равка ® К опировать или). При этом выделение копируется в буфер обмена.
3. Переметите курсор ввода на строку(столбец) таблицы, перед которым необходимо вставить скопированные столбцы.
4. Нажать Shift + Insert (или П равка ® Вст а вить или).
Перемещение строк(столбцов) таблицы:
1. Выделите группу строк(столбцов).
2. Нажмите Shift + Delete (или П равка ® В ырезать или). При этом выделение копируется в буфер обмена и удаляется.
3. Переметите курсор ввода на строку(столбец) таблицы, перед которым необходимо вставить скопированные столбцы.
4. Нажать Shift + Insert (или П равка ® Вст а вить или).
Табулирование текстовой информации в таблице.
Табулирование текстовой информации представляет способ смещения текста внутри абзаца с помощью клавиши TAB.
Нажатие клавиши TAB приводит к горизонтальному смещению курсора ввода на определенное расстояние к правой границе страницы. По умолчанию расстояние, на которое смещается курсор ввода, фиксировано. Однако, существует возможность произвольно установить точки перемещения курсора с помощью табуляции, называемые табулстопами или позициями табуляции.
Позиции табуляции устанавливаются для каждого абзаца или группы абзацев с помощью масштабной линейки или диалога Фор м ат ® Т абуляция… Существует несколько видов позиций табуляции, определяемых способом выравнивания теста в данной точке абзаца.
Вид позиции табуляции | Обозначение | Описание |
с выравниванием по левому краю | ![]() | текст, который вводится в данной позиции табуляции, будет выровнен по левому краю. |
по правому краю | ![]() | текст будет выравниваться по правому краю |
по центру | ![]() | текст будет выравниваться по центру позиции табуляции |
Текущий вид позиции табуляции устанавливается щелчком мыши по кнопке «Тип позиции табуляции».
Для того, чтобы создать позиции табуляции абзаца, необходимо:
1. произвести щелчок мышью по масштабной линейке
2. переместить знак табулстопа путем перетаскивания в нужную
позицию на масштабной линейке.
Для использования средства «Табуляция» в рамках табличной структуры, необходимо использовать сочетание клавиш Ctrl + Tab
8. Использование(проведение расчетов) формул в тексте
и таблицах
Большое количество вычислений в таблицах сводится к суммированию значений ячеек. Для выполнения суммирования на панели инструментов Таблицы и границы предусмотрен инструмент Автосумма.
|
Практически каждая таблица, содержащая числовую информацию требует наличия итоговой строки, значения ячеек которой представляют собой сумму по расположенным выше ячейкам таблицы.Так, предположим имеется таблица:
Необходимо рассчитать сумму значений по третьему столбцу и получить полученный результат в итоговую строку. Для этого переведем курсор ввода в точку вставки (ячейка, расположенная непосредственно под данными третьего столбца) и выберем инструмент Автосумма панели инструментов Таблицы и границы. Получим:
Для правильного применения средства Автосумма в таблицах Word необходимо знать принцип его работы. Инструмент Автосумма вставляет в соответствующую ячейку формулу для расчета суммы ячеек. Выделим значение итоговой строки и нажмем Shift + F9. Получим:
Из рисунка видно, что для расчета суммы значений ячеек столбца в итоговую строку была вставлена формула SUM(ABOVE), что означает суммирую все значения числовых ячеек непосредственно над данной ячейкой.
Внимание! Word имеет достаточно развитые средства проведения вычислений в таблицах, однако использование формул в таблицах Word оправдано только в тех случаях, когда на компьютере отсутствует другой гораздо более мощный пакет для проведения табличных расчетов – Microsoft Excel, рассмотрению технологий которого посвящен следующий раздел.
Скажем несколько слов о формулах в Word. Формулы в Word предназначены для проведения простейших вычислений в тексте.
Пусть имеется следующий текст:
Необходимо рассчитать указанное в нижней части выражение (не спешите тянуться за калькулятором). Для этого необходимо:
1. Присвоить тексту, отражающему значения переменных A, B и C определенные имена-закладки.
Для значения переменной А: выделите текст «150 », Вст а вка ® З акладка, в качестве имени закладки введите текст «ПеременнаяА » (без пробелов, вместо пробелов можно использовать символ подчеркивания), нажмите кнопку Добавить.
Для значения переменной B: выделите текст «250 », Вст а вка ® З акладка, в качестве имени закладки введите текст «ПеременнаяB »(без пробелов, вместо пробелов можно использовать символ подчеркивания), нажмите кнопку Добавить.
Для значения переменной C: выделите текст «320 », Вст а вка ® З акладка, в качестве имени закладки введите текст «ПеременнаяC » (без пробелов, вместо пробелов можно использовать символ подчеркивания), нажмите кнопку Добавить.
2. Теперь необходимо переместиться в точку вставки формулы (вопросительный знак уберем) и выполнить Вст а вка ® П оле
Введем в поле ввода формулу
= (ПеременнаяА + ПеременнаяВ)/ПеременнаяС
как показано на рисунке выше после чего необходимо нажать Ok.
Получим:
Как видно из рисунка в результате проведенных действий было рассчитано требуемое выражение. Если выделить текст значения переменной D и присвоить ему имя-закладку, то можно будет использовать полученное значение для расчета других выражений. Например рассчитаем в текста также выражение F = D*100. Для этого введем в текст соответствующую формулу Вст а вка ® П оле …
Нажать Ok. В результате в текст документа будет вставлено вычисляемое поле. Результат показан на рисунке ниже.
Таким образом, текстовый любой текстовый документ может содержать какой-либо расчет. Причем результаты расчета (какие-либо показатели могут быть вставлены прямо в текст соответствующих предложений, что позволяет использовать Word также как и средство проведения расчетов.
Если впоследствии исходные данные бели изменены, то для полного пересчета необходимо выделить текст и нажать F9.
Например, изменим значение переменных A на 600.
Теперь пересчитаем все показатели:
выделим весь текст ( П равка ® В ы делить все ил щелчок мыши по полю страницы при удерживаемой клавише Ctrl);
нажмите F9. Получим:
Из рисунка видно, что все переменные были пересчитаны, в результате были получены новые значения переменных D и F.
Внимание! Существует одно общее правило изменения значений переменных: при ручном изменении значений переменных необходимо ввести новое значение вовнутрь текста закладки (вовнутрь старого текста), а затем убрать лишний текст.
Например, если старое значение 150, а необходимо ввести 6000, то необходимо сначала ввести между любыми знаками закладки значение 6000: 1 6000 50, а после этого убрать лишние цифры «1» и «50». Получим: 6000.
При вставке текста вовнутрь текста закладки, длина закладки автоматически увеличивается на длину вводимого текста, что исключает возникновение ошибок расчета, связанных с изменением длины значения переменной.
Ввод формул в таблицы имеет свои особенности: каждая ячейка таблицы имеет имя состоящее из буквы и цифры, где буква – буква латинского алфавита соответствующая порядковому номеру столбца, цифра – номер строки. Таким образом, для суммирования значений ячеек таблицы необходимо после вызова диалога Вст а вка ® П оле … ввести формулу
= SUM(C2:C6)
где C2:C6 – диапазон ячеек, значения которых подлежат суммированию.
Если диапазон суммируемых ячеек не содержит пустых ячеек, то вместо указания диапазона ячеек необходимо указать одно из ключевых слов:
ABOVE (BELOW) – для указания, что суммированию подлежат все ячейки, расположенные выше (ниже) текущей вплоть до первой пустой или нечисловой ячейки.
RIGHT (LEFT) – для указания, что суммированию подлежат все ячейки, расположенные справа (слева) текущей вплоть до первой пустой или нечисловой ячейки
Пересчет ячеек в случае изменения данных осуществляется рассмотренным ранее способом: выделить все ® F9.
Сочетания клавиш
Операция | Выполнение | |
Перемещение: | ||
следующая ячейка таблицы | Tab | |
предыдущая ячейка | Shift + Tab | |
Выделение: | ||
выделение ячеек | Shift + «стрелки» | |
выделение строк | подвести курсор мыши слева от строки выделения (курсор должен быть в форме стрелки) + щелчок. 2. Т аблица ® В ы делить ® С трока (Аlt + т, ы, с) | |
выделение столбцов | подвести курсор мыши сверху от выделяемого столбца (курсор должен изменить форму) + щелчок. Т аблица ® В ы делить ® С т олбец (Аlt + т,ы,т) | |
выделить всю таблицу | Т аблица ® В ы делить ® Та б лица (Аlt + т, ы, б) | |
Операции | ||
удалить строку/столбец | выделить и нажать Shift + Delete | |
вставить пустую строку/столбец | Т аблица ® Д обавить ® Строки в ыше|Строки н иже (Alt + т, д, в или Alt + т, д, н) | |
копировать строку/столбец | Выделить строку/столбец П равка ® К опировать (Ctrl + Ins) | |
вставить строку/столбец | Перейти к точке вставки П равка ® Вст а вить (Shift + Ins) | |
вырезать строку/столбец | Выделить строку/столбец П равка ® В ырезать (Shift + Delete) | |
объединить ячейки | Выделить ячейки Т аблица ® Об ъ единить ячейки (Alt + т, ъ) |
1. Цель деятельности студентов на занятии:
Студент должен знать:
1. Принципы формирования табличной структуры.
2. Какие возможны операции с ячейками таблицы.
3. Способы создания структуры таблицы.
4. Способы перемещения по структуре таблицы.
5. Процесс заполнения созданной таблицы текстовой информацией.
6. Оптимальный порядок форматирования таблицы.
7. Способы выделения строк/столбцов таблицы.
8. Способы вставки и удаления строки/столбцы таблицы.
9. Способы копирования, перемещения строк/ столбцов таблицы.
10. Способы табулирования текстовой информации в таблице.
Студент должен уметь:
1. Использовать возможности текстового процессора Microsoft Word для представления и обработки табличных данных.
2. Создавать текстовые электронные документы, содержащие табличные данные, и придавать им оптимальный для восприятия вид.
3. Использование формул в тексте и таблице текстового документа.
4. Содержание обучения:
1. Создание структуры таблицы.
2. Перемещение курсора ввода по таблице, выделение ячеек.
3. Заполнение созданной структуры текстовой информацией.
4. Форматирование таблицы.
5. Вставка и удаление строк/столбцов таблицы.
6. Копирование, перемещение строк/столбцов таблицы.
7. Табулирование текстовой информации в таблице.
8. Сочетания клавиш.
5. Перечень вопросов для проверки уровня знаний:
1. Что представляет собой таблица с точки зрения технологии обработки текстовой информации?
2. Как называется единица табличной структуры?
3. Чем определяется размерность таблицы?
4. Какие операции возможны с ячейками таблицы?
5. Какие комбинации клавиш вам известны?
6. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:
1. Перечислите и опишите способы создания структуры таблицы.
2. Опишите способы перемещения по структуре таблицы.
3. Каким образом производится ввод данных в ячейки? Чем отличается процесс ввода текстовой информации в ячейки таблицы от простого ввода текста абзаца?
4. Каков оптимальный порядок форматирования таблицы?
5. Перечислите способы выделения строк/столбцов таблицы.
6. Как вставить и удалить строки/столбцы таблицы?
7. Как произвести копирование, перемещение строк/ столбцов таблицы?
8. Что делать, если таблица не помещается по ширине листа?
9. Что такое объединение и разбиение ячеек? Как производится объединение и разбиение ячеек?
10. Как создать табуляция в таблице?
11. Как вводить формулу?
7. Создать документ, набрать и отформатировать представленный ниже текст в соответствии с образцом. Время исполнения: 20-30 мин.
Заказчик Городская больница №1 Подрядчик ОАО «ЖилСоцСтрой» Субподрядчик _____________________________ Договор № ____ от «___» ____________ 200__ г. Локальная смета № 1. | Форма № 2 Объект ___________________________________ Полная сметная стоимость объекта ___________ _____________________________________ руб. Стоимость работ, выполненных от начала строительства в сметных ценах (без включения работ по настоящему акту) __________________ |
АКТ от ____________ 2001 г.
приемки выполненных работ по объекту Корпус №7
за март 2001 г.
№ пп. | Наименование работ | Шифр | Единица | Выполнено | Сумма, руб | |
един. расценок | измере- ния | кол-во | цена един. | |||
1. | Трубы стальные 15 | 16-35 | м | 0,87 | ||
2. | То же, 20 | 16-36 | м | 0,92 | ||
3. | То же, 25 | 16-37 | м | 1,04 | ||
4. | То же, 32 | 16-38 | м | 1,15 | ||
5. | То же, 40 | 16-39 | м | 1,31 | ||
6. | Трубы стальные 57х3 | 16-66 | м | 1,79 | ||
7. | То же, 76х3 | 16-67 | м | 2,23 | ||
8. | То же, 89х3,5 | 16-68 | м | 2,59 | ||
9. | Испытание систем до 100 мм | 16-220 | 100 м | 1,1 | 4,23 | |
10. | То же, 50 мм | 16-219 | 100 м | 1,65 | 3,95 | |
11. | Грунтовка ГФ021 | 13-121 | 100 м2 | 0,6 | 7,83 | |
12. | Краска масляная | 15-614 | 100 м2 | 0,6 | 60,8 | |
13. | Изоляция ПЦ.150.500.40 | 26-7 | м3 | 3,5 | 48,7 | |
14. | Рулонный стеклопластик РСТ | 26-84 | 100 м2 | 1,4 | 275,04 | |
15. | То же, 125 | 18-219 | шт. | 67,3 |
Принял ____________________ Сдал ___________________
8. Самостоятельная работа студентов:
По учебнику Г.Г. Арунянц (Занятие 2) изучите основные принципы создания, редактирования и форматирования таблиц в текстовом редакторе MC Word 2003.
9. Хронокарта учебного занятия:
1. Организационный момент – 5 мин.
2. Текущий контроль знаний – 30 мин.
3. Разбор темы – 20 мин.
4. Практическая работа – 30 мин.
5. Подведение итогов занятия – 10 мин.
10. Перечень учебной литературы к занятию:
1. Арунянц Г.Г., Столбовский Д.Н., Калинкин А.Ю. «ИНФОРМАТИКА практический курс для студентов медицинских вузов». Владикавказ, 2005г.
2. Есауленко И.Э., Семенов С.Н. Основы практической информатики в медицине; Воронеж, 2005
3. Лекция по данной теме.