Приёмы и способы воздействия сотрудниками правоохранительных органов на задержанных




Сотрудники милиции в общении с гражданами всегда рассчитывают на три фактора, которые придают им уверенность, а также очень сильно влияют на само поведение задержанных:

- практически полнейшая правовая неграмотность граждан, которая проявляется в незнании законов и норм права. Многие граждане не знают своих прав, не знакомы с юридической терминологией, не представляют, как выглядит протоколы и другие процессуальные документы. Из-за этого граждане слепо идут на поводу у сотрудников милиции;

- человеческий страх, а именно - страх власти! У современных белорусов этот страх отложился в генетической памяти. Исторически сложилось, что со времени репрессий 30-х гг. XX в. граждане бывшего СССР, как минимум, не желают «встречаться» с представителя власти, а особенно с представителями каких-либо силовых структур. Помня (на генетическом уровне) о правовом «беспределе» тех времён, когда людей массово обвиняли в различных преступлениях и подвергали репрессиям (тюрьма, ссылка, расстрел);

- житейское легкомыслие, «АВОСЬ». Расчет на то, что со мной ничего не может произойти, потом разберутся и т.д.

 

Использование «слабых мест" личности задержанного. Под "слабым местом" личности следует понимать такие ее особенности, используя которые сотрудники милиции могут добиться правильных, объяснений на опросе. "Слабым местом" лица, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении может быть его склонность к меланхолическим переживаниям, вспыльчивости, тщеславии и т. д. Так например, в запальчивости и гневе задержанный может рассказать то, чего не рассказал бы в обычном состоянии (например, выдаст своих друзей, коллег, подпишет фальсифицированный протокол, напишет объяснительную).

Создание впечатления хорошей осведомленности. Сущность этого приема заключается в том, что сотрудник ОВД, не обманывая задержанного, в то же время убеждает его в своей осведомленности. Это может достигаться, во-первых, умением вести себя определенным образом, во-вторых, с помощью достоверной информации, в то время как задержанный не предполагает, что это за сведения (отдельные детали биографии, факты из прошлых дел или из опрометчивых рассказов ранее задержанных активистов). В результате у задержанного создается впечатление, что сотрудник ОВД знает не только отдельные подробности дела, а вообще за ним следят всю жизнь и знают всё!!! В итоге это может заставить лицо, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, прекратить запирательство и идти на поводу у сотрудников милиции.

Использование положительных свойств личности задержанного. Обращение сотрудника милиции к положительным качествам собеседника в некоторых случаях может принести пользу. Каждому человеку свойственно стремление к самоуважению, и поэтому, апеллируя к честности, порядочности задержанного, к его заслугам в прошлом, авторитету в коллективе, его личному и социальному статусу, задержанного можно убедить быть откровенным, правдивым.

«Вызов» у субъекта заинтересованности на соответствующую беседу путём формирования у него определённого психологического состояния в процессе общения. Примером могут служить такие состояния как растерянность и паника. Находясь в одном из этих состояний, человек становиться легкоуязвимым, легко поддаётся внушению и не способен противостоять различным манипуляциям. Зная это, сотрудники правоохранительных органов направляют свои усилия на формирование у задержанных именно этих состояний.

Важно подчеркнуть, что на практике использование тех или иных способов и приемов получения информации осуществляется, как правило, комплексно: один прием дополняет другой и создает условие для применения третьего и т. д.. Следует отметить, что психологические способы и приемы получения информации, равно как и любые другие способы и приемы, не являются универсальными.

Отдельным средством воздействия является речь сотрудниками милиции. Дело даже не в тоне или стиле речи, что, само собой разумеется. А дело в самой речи сотрудника правоохранительных органов как юриста, его ЮРИДИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. Так как, речь юриста, как правило, должна передавать знания и содействовать их переходу в УБЕЖДЕНИЕ. Она должна учить, воспитывать, иметь цель повлиять на личность, на её интересы, мнения, настроение, поведение и чувства. Иными словами с помощью речи, используя юридическую терминологию, сотрудники милиции могут оказывать психологическое давление на задержанного. Под психологическим давлением понимается давление именно словом!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: