(по лирике С. Есенина) (1)
«Моя лирика жива одной большой любовью к родине, чувство родины - основное в моем творчестве», - говорил С. Есенин. Россия, Русь - это имя постоянно звучит в его стихах. При этом важно, что поэт, как правило, говорит о Руси деревенской, о крестьянской России. С. Есенин с полным правом мог о себе сказать: «Я - последний поэт деревни».
С деревней С. Есенин был связан с самого рождения. Родной край, родина С. Есенина, - село Константиново Рязанской губернии. Детство «такое же, как у всех сельских ребятишек». Летом - купание, рыбалка, ночное, зимой - «бабушкины сказки». Первые жизненные впечатления поэта - крестьянский быт с древними традициями, неоглядный простор («только синь сосет глаза»), красота природы:
Изба крестьянская, хомутный запах дегтя,
Божница старая, лампады кроткий свет.
Как хорошо, что я сберег те
Все ощущенья прежних лет.
Пейзаж в ранней лирике С. Есенина практически всегда пейзаж деревенский. Поэт видит не только красоту и гармонию в нем. Сельский пейзаж подчеркнуто уныл: покосившиеся избы, топи, болота. Родной край - заброшенный, забытый.
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь...
С. Есенин обладал удивительным свойством передавать особое очарование такого пейзажа, которое сочеталось с чувством глубокого духовного родства с этим краем заброшенным, но тем не менее родным и понятным.
С. Есенин рассматривал крестьянство и деревню как основных носителей национального начала, поэтому основная тематическая направленность произведений поэта - мир русского крестьянства. Русский крестьянин всем своим бытием связан с природой. В родной деревне поэт научился «слушать песни дождей и черемух», любить «братьев наших меньших», осознавать себя самого частью общего гармонического строя природной жизни. I С. Есенин любит не абстрактную Россию, а создает образ близкой и дорогой ему земли - Рязанщины, его описание деревни всегда подробно и конкретно.
|
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Даже в таких низких бытовых подробностях деревня мила поэту.
В полном соответствии с традицией, заложенной русской классической литературой и особенно поэзией Н. А. Некрасова, С. Есенин предпочитает говорить не об отвлеченной «русской идее», а [воспевать крестьянский труд, который хорошо знает:
Хорошо косою в утренний туман
Выводить по полю травные строчки,
Чтобы их читали лошадь и баран.
Время С. Есенина - время крутых поворотов истории, в которых судьбы русской деревни складывались непросто. В первых произведениях, написанных после революции, он приветствует ее «сак возможность обновления России:
О Русь, взмахни крылами!
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь.
Революцию С. Есенин принял, по его словам, «с крестьянским уклоном». Есенин как поэт крестьянский всегда думает в первую очередь о деревне. Новый мир предстает в его стихах либо в виде утопических картин мужицкого рая на земле, либо в виде романтического «града Инонии», где живет «божество живых» и господствует «революционная вера».
Реальность же этим ожиданиям не соответствовала. На деревню железной пятой наступает город, сталь и железо пришли на смену гармонической жизни природы. С. Есенин тяжело, временами трагически переживает ломку старых, патриархальных устоев русской деревни. Боль и тревога звучат в стихах поэта, посвященных погибающему жизненному укладу. Невозможно забыть есенинского «красногривого жеребенка».
|
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Вместе с деревенским миром С. Есенин пережил его крушение, сострадая и печалясь о нем. «Все равно остался я поэтом золотой, бревенчатой избы», - писал он в одном из стихотворений. Это не просто броская фраза, а жизненная позиция поэта.
(по лирике С. Есенина) (2)
Прочитав те стихи Сергея Есенина, которые дает школьная программа, я взял томик в библиотеке и был поражен, насколько близок и понятен мне этот поэт. Я никогда не жил в деревне, не знаю сельского быта, люблю свой город и его скорости. Но Есенин дал мне почувствовать, что у меня есть корни, и эти корни где-то там, где люди близки к земле и природе.
Не могу согласиться с тем, что Сергей Есенин - «последний поэт деревни». Мы читали в школе Некрасова, Кольцова, слышали песни на стихи поэта Никитина, которые считают народными. Все они писали о деревне и о природе. Но эти поэты знали деревню только как гости. Они были помещиками, хозяевами, поэтому даже искренний интерес к крестьянской жизни и сочувствие к ней не дают им возможности понять эту жизнь изнутри. А Сергей Есенин - настоящий сын бедной российской деревни, знавший не с чужих слов и не вприглядку ее нищету, труд, горе, особенные радости, слившийся с ее бытом и ритмом жизни. Мне кажется, было бы точнее назвать Есенина первым настоящим поэтом деревни.
|
Заглушила засуха засевки,
Сохнет рожь, и не всходят овсы.
На молебен с хоругвями девки
Потащились в комлях полосы...
Так не писали поэты-помещики. В стихах нет надрыва, «социальной заостренности». В них взгляд крестьянина, знающего тяжелый труд без гарантии успеха. Обреченная покорность русского мужика, вздыхающего: «Бог дал - Бог взял», и нет надежды на молитву. Крестьяне молятся по обычаю, потому что так положено, нужно себе сказать, что вот, сделали все, что могли:
Скинув шапки, молясь и вздыхая,
Говорили промеж мужики:
«Колосилась-то ярь неплохая,
Да сгубили сухие деньки».
Много слов, характерных для рязанского говора, но они не кажутся искусственно введенными в стихи. Они привычны для поэта. Так говорят на его родине, так говорил и он с детства.
Но в стихах Есенина не только тяжесть крестьянского труда. В них приволье сельских праздников, гуляний, детская радость ночного, смех, песни, голоса птиц. Стихи полны красок и запахов:
Выткался на озере алый свет зари,
На бору со звонами плачут глухари...
Золотой, алый, синий, зеленый - все цвета круговорота природы, ее цветения и увядания включает поэт в свою палитру.
Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.
Вьются паутины с золотой повети...
Радостно включается поэт в размеренную, годами повторяющуюся череду сельских праздников и будней. Вместе со всеми он пойдет в церковь, будет косить траву, выйдет на гулянье:
Троицыно утро, утренний канон.
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы...
Мне было непонятно, почему нужно плакать на цветы. Оказывается, это очень древний обряд, еще языческий. Чтобы дождь напоил посевы и был урожай, на празднике весны, который после принятия христианства совпал с «зеленой Троицей», нужно было собрать немного полевых цветов, принести их в церковь и обязательно уронить на них несколько слезинок. Чем больше слез, тем больше дождей. Поэтичный и красивый обряд поэт вспоминает не как что-то экзотическое, как обычную деталь своей повседневной жизни. Становится понятно, что он действительно знает деревенский быт, любит его.
Земля дала поэзии Есенина краски, образы, народную мудрость, взгляд на жизнь, добро и зло. Он болел народом, село было для него и родиной, и детством, и надеждой на будущее. Есенин не из газет и учебников знал, что крестьянство - это 95 % населения России. Его счастье должно было стать счастьем родины. Поэтому он принял революцию с восторгом. Для него катастрофические события были очищающим всемирным потопом, после которого должна была настать новая счастливая жизнь в голубиной стране народных легенд. Но радость была недолгой. Есенина не обманули лозунги, он видел, как разрушается деревня, уничтожается быт, весь уклад жизни, как вместо счастья и богатства по селам идут нищета, голод и смерть. Он проклинал город, который
...в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.
Псевдоинтеллигентская брезгливость, возмущение по поводу «непоэтичности», «низких понятий» в стихах вызывала у Есенина несвойственную ему злость. Сколько яда в строках:
Не нравится?
Да, вы правы -
Привычка к Лориган и розам...
Но этот хлеб,
Что жрете вы, -
Ведь мы его того-с...
Навозом...
Очень сильное впечатление произвело на меня стихотворение «Жеребенок». Сам Есенин писал, что «конь стальной победил коня живого, и этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни...». Там, где все видели победу цивилизации и техники, Есенин увидел гибель огромного пласта культуры. В победном шествии социализма умный и тонко чувствующий поэт провидел «умерщвление личности как живого». Мы пережили страшные последствия этого убийства личности, когда ценность человеческой индивидуальности свелась к нулю. И стихи Есенина возвращают нас к простому и сильному чувству любви к каждому отдельному человеку, будь он поэтом или пахарем, любви к родине, даже если она грязна и бедна, и над ней смеются богатые и сытые соседи:
Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.
Приятны мне свиней запачканные морды
И в тишине ночной звенящий голос жаб.
Никаких красивостей нет в этих строчках, но они действительно полны любви. И почти через столетие мы чувствуем удушье от того, что
...сдавили за шею деревню Каменные руки шоссе.
Сергей Есенин открыл для меня тот мир, которого я совсем не знал. Не могу сказать, что я все понял, но знаю, что полюбил его и хочу как можно ближе узнать, понять и сберечь.