Объект и предмет социологии




Задание: Прочитать лекцию.

Законспектировать от руки в тетрадь все подчеркнутое в лекции. Прислать фотографии конспекта на мою почту miss.nefertiti2012@yandex.ru или сдать на проверку тетрадь по окончанию карантина.

Ответить на вопросы в конце лекции. Ответы переслать по почте.

Основы социологии и политологии Тема 1

Литература: Демидов Н.М. Основы социологии и политологии.

15-е издание, М., 2018

Раздел I. Основы социологии.

Глава 1. Современная социология и ее роль в жизни общества

Термин «социология» происходит от лат. societas – общество и греч. logos – учение, в буквальном смысле слова означает «наука об обществе». Его ввел в оборот французский философ О. Конт в 30-х гг. XIX в.

До О. Конта учения о функционировании и развитии общества выступали как составные части философских концепций. Попытки объяснить общественную жизнь предпринимали античные мыслители Платон и Аристотель, древнеиндийские и древнекитайские философы, ученые эпохи Средневековья и Нового времени Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, А. Сен-Симон и др. Заслуга О. Конта в том, что он выдвинул идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений, познания общества на научной основе, используя принципы позитивизма, т. е. эмпирического опыта. По его мнению, исследователь должен изучать законы окружающей социальной действительности, опираясь на достоверные факты, а не на отвлеченные философские рассуждения.

Однако большинство социологов в первой и даже второй половине XIX в. продолжали издавать труды, содержащие концепции, созданные на основе случайных фактов. Превращение социологии в отрасль знаний, опирающуюся на эмпирический базис, ускорилось в конце XIX в. Известную роль в этом процессе сыграли немецкая и английская школы статистиков и американские институционалисты, но только в 1920-е гг. сбор, обработка и анализ информации начали осуществляться научными методами. Прогресс в этой области под влиянием позитивизма часто сопровождался упадком теоретического анализа. Основные усилия западных социологов после 1920-х гг. оказались направленными не на построение теоретических конструкций, таких, какие создавали в свое время Г. Спенсер или М. Вебер, а на решение многочисленных частных задач сугубо прикладного плана.

Основоположниками современной социологии признаны Э. Дюркгейм и М. Вебер. Они многое сделали для того, чтобы узаконить социологию как науку.

В широком смысле слова социология – это система знаний об общественном устройстве жизни людей, о природе и разнообразных проявлениях коллективности. В узком смысле социология занимается анализом структуры социальных отношений, процессов социального взаимодействия, группового поведения.

Существует множество определений социологии как науки, предложенных известными отечественными и зарубежными учеными, например «это наука о факторах культуры в широком смысле слова» (Е.В. де Роберти); «наука о порядке и прогрессе человеческих обществ» (М.М. Ковалевский); «наука, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности» (П.А. Сорокин); «наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации, о социальных отношениях, закономерностях социальных действий и массового поведения» (В.А. Ядов). Краткое, но четкое определение принадлежит современному английскому социологу Э. Гидденсу: «Социология – это наука о социальной жизни человека, групп и обществ».

Социология как наука решает фундаментальные проблемы развития общественных форм жизни, процессов группового поведения и взаимодействия между людьми. Это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах, которая анализирует все социальные явления и процессы, взятые в их взаимодействии. Социология пользуется специально разработанными средствами, особыми методиками познания. Среди социологических источников получения информации опросы, интервью, анкетирование, наблюдение, эксперименты.

На самостоятельный характер социологии указал в свое время французский социолог Э. Дюркгейм. Такой же точки зрения придерживаются многие видные современные ученые, в частности П. Лазарсфельд, Р. Мертон, Т. Парсонс.

Важные сведения, которые накопила социология об общественных явлениях и процессах, используются в социальном управлении, для воздействия на экономическое, политическое, правовое поведение человека. В условиях рыночной системы нужны маркетологи, исследователи социальных сегментов рынка, формирования покупательских потребностей, и здесь не обойтись без социологии.

Большую роль в современном обществе играет изучение общественного мнения относительно разных вопросов социальной жизни, того, как меняются взгляды людей, их ценностные ориентации, представления о социальных проблемах образования, семьи, здоровья, растущей угрозе наркотизации и алкоголизации и т. д.

Социология призвана не просто выявлять и описывать тенденции общественного развития, но и объяснять, интерпретировать их, предлагать варианты практического решения тех или иных проблем, отвечая тем самым на вызовы природы и истории.

С 1920-х годов происходит активная специализация социологии. Сейчас она объединяет свыше 40 отраслей (семьи, города, права, медицины, образования, труда, катастроф, науки, религии, предпринимательства, управления и т. д.), и их количество постоянно растет. По мере развития общества расширяется и круг изучаемых явлений и процессов внутри каждой отрасли. Так, в рамках социологии семьи до 1970-х гг. не рассматривался такой феномен, как пробный брак, но когда он получил массовое распространение (особенно в молодежной среде), его начали изучать наравне с другими явлениями, относящимися к данному социальному институту. В социологии образования интерес исследователей привлекают сейчас коммерционализация высшей школы, переход многих отечественных вузов на платную форму обучения, введение ЕГЭ, элементы рыночных отношений в школе и т. д. К каким последствиям приведут эти изменения, как скажутся на социальной структуре общества, не углубят ли социального неравенства, не станут ли противоречия в системе образования тормозом общественного развития страны – в поиске ответов на эти вопросы социологи принимают самое активное участие.

Социология, возникшая после других наук, вобрала в себя их понятия, статистику, а заимствование является показателем преемственности развития научного знания. Его состояние в современной социологии выражается прежде всего в предмете исследования.

Объект и предмет социологии

У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи эмпирических методов, а описывается при помощи теоретических понятий. Социология анализирует все социальные явления и процессы в их взаимодействии. Внимание социолога может быть направлено на общество с присущими ему многообразными социальными связями и отношениями или на одну из сфер общественной жизни, на большие и малые социальные группы и национальные общности людей (классы, нации, народности, профессиональные и демографические группы, например молодежь, производственные коллективы). Но общество, человек, культура, этнос и т. п. наряду с социологией изучаются и другими общественными дисциплинами – историей, экономикой, психологией, демографией, культурологией, этнографией. Все общественные науки имеют один и тот же крупный и сложный объект изучения – общество. А вот предмет изучения у них разный: каждая выделяет в объекте те характеристики, аспекты, свойства, признаки, которые интересны именно ей. И хотя социологическое знание включает в себя взаимосвязь представлений о функционировании и развитии экономической, политической, правовой, духовной сфер общественной жизни, социолог вовсе не дублирует экономиста, политолога, правоведа или этика. У него свой угол зрения на процессы, происходящие в этих сферах, он оперирует другими категориями и использует особые инструменты и методы познания.

Признанные классики социологической науки О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, Т. Парсонс, М. Вебер, К. Маркс, В. Парето, П. Сорокин заложили следующие принципы социологической методологии:

• построение социологии по образцу естественных наук;

• эмпирическая обоснованность, точность и доказательность теоретических положений;

• изучение социальных явлений, доступных наблюдению, а также проверке и измерению;

• количественное описание социальных явлений;

• свобода от ценностных суждений и от связи с идеологией.

Особенность метода социологии заключается в конкретном анализе конкретной ситуации с помощью конкретного социологического исследования. Какую бы область общественной жизни ни исследовал социолог, он начинает с выявления проблемной ситуации. Дается ее общая формулировка, которая потом уточняется, конкретизируется. В зависимости от окончательной формулировки проблемы выбирается объект исследования, т. е. то, что порождает проблемную ситуацию и на что направлен процесс познания. Но конкретному изучению подвергается не весь объект, а те его свойства и особенности, которые наиболее значимы с точки зрения исследовательской проблемы. Это и есть предмет исследования. Предметом являются выявленные социальные факторы и личностные особенности.

Таким образом, объект изучения социологии – это общество как социальная система, его подсистемы, социальные явления и процессы, а также проблемы совместной жизни людей. Предмет социологии – существенные с точки зрения научных интересов и потребностей практики черты, свойства и закономерности социальной реальности.

Функции социологии

 

Познавательная функция заключается в том, что социология добывает и накапливает знания об окружающем нас мире, обобщает и систематизирует их, стремясь составить полную картину современного общества, выявить закономерности его функционирования и развития. Эта задача решается средствами теоретической социологии в тесной связи с эмпирическими социологическими исследованиями.

Особенность реализации познавательной функции состоит в том, чтобы на основе анализа социальных процессов выработать краткосрочный или долгосрочный прогноз их дальнейшего развития, предусмотреть возникновение возможных тенденций, в том числе негативных.

Практически-преобразующая функция социологии заключается в разработке рекомендаций, моделей организаций (предприятий, учреждений, организаций и т. д.), в создании и использовании способов воздействия на поведение и установки людей с целью разрешения социальных проблем, адаптации социальных институтов (собственности, государства, армии, семьи, воспитания, образования, права и т. д.) к изменяющимся условиям и сохранения социальной стабильности.

Что касается управленческой функции социологии, то ее реализация тесно связана с обеспечением постоянно обновляемой информации о состоянии и тенденциях развития общественных процессов и явлений. На основе такой информации вырабатываются управленческие решения в разных сферах общественной жизни.

Особенно важна эта функция сегодня, в ситуации новых экономических реалий. Перед социологами труда, например, возникли новые проблемы, которые было сложно предвидеть в минувшем столетии: наличие многообразных форм собственности, в том числе частной, совместные с иностранными фирмами организации, угроза безработицы.

Практически-преобразующая функция социологии связана с управленческой функцией. Выполняя отдельные социальные проблемы и определяя возможности их решения в целях улучшения социального самочувствия людей, условий их жизнедеятельности, социология создает предпосылки для мобильного и эффективного социального управления.

Особую значимость приобретает участие социологии в решении Стратегии развития Российской Федерации до 2020 года, таких проблем, как насилие и преступность в обществе, социальные и национальные конфликты, в выработке терпимого отношения к иному образу жизни и образу мыслей. В связи с увеличением экологических бедствий и техногенных катастроф управленческая функция социологии должна быть востребована в получении знания о социальных и социально-политических последствиях таких событий и разработке эффективных мер, учитывающих поведение людей в ситуации природных бедствий.

Итак, функции социологии раскрывают широкий спектр решаемых ею задач, свидетельствуют о богатом содержании этой науки, характеризуют ее специфику, особенности ее объекта и предмета.

Накопление знаний в любой науке определенным образом организовано и имеет свою структуру. Структура социологии отражает, во-первых, сложность, многоплановость социальной жизни, разнообразие социальных процессов на разных уровнях социальной организации, их многофакторность; во-вторых, специфику общественного предназначения данной науки, т. е. ее функций.

Одним из общепринятых подходов в рассмотрении структуры социологии является разделение ее на теоретическую и прикладную.

Теоретическая социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой концептуального аппарата, методов социологического исследования. Разрабатываемые в этой области концепции отвечают на два вопроса: что познается (объект) и как познается (метод). В совокупности они формируют теоретическую, фундаментальную социологию.

Прикладная социология решает задачи, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные системы и протекающие в них процессы.

Теоретическая и прикладная социология различаются не по объекту или методу исследования, а по той цели, которую они себе ставят. Деление социологического знания на фундаментальное (теоретическое) и прикладное условно, ибо любое из них вносит определенный вклад в решение как научных, так и практических задач.

Сегодня социология играет ключевую роль в современной интеллектуальной культуре, занимает центральное место в общественных науках, реализуя познавательную, практическую и управленческую функции, имеет сложную структуру. В нашей стране ей еще предстоит стать действительно научной основой социальной политики, социального управления, доказав свою практическую ценность.

Контрольные вопросы

Ответьте на вопросы:

1. Каковы социально-политические, экономические и теоретические предпосылки возникновения социологии как науки?

2. Что является объектом и предметом социологии?

3. Каковы функции социологии?

4. Каковы основные направления современной социологии?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: