Библия включает книги Ветхого и Нового Заветов.




Канонические книги Нового Завета были написаны в период с середины I по начало II в. н.э., и к началу II в. были присоединены к книгам Ветхого Завета.

Канонические книги Нового Завета включают:

1) четыре Евангелия (от греч. «благая весть») – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, которые повествуют о земной жизни основателя христианства Иисуса Христа, о его проповедях, чудесах, смерти и воскресении. По содержанию три первых Евангелия являются близкими, поэтому их называют синоптическими;

2) деяния апостолов (апостол – от греч. «посланник») – рассказы о деятельности первых проповедников христианства;

3) послания апостолов, т.е. письма к разным христианским общинам, в т.ч. 14 посланий, приписываемых ап. Павлу;

4) апокалипсис (от греч. «откровение») – откровение Иоанна Богослова о конце света.

Священное Предание включает Символ Веры, апостольские правила, писания «отцов церкви», решения соборов, послания Папы и т.п. Символ Веры – основа Священного Предания – это краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения какой-либо религии, в данном случае – христианства. Католики и православные считают Священное Предание богодухновенной литературой, а протестанты – нет, называя его тексты исключительно человеческими.

 

Никео-Царьградский (Никео-Константинопольский) Символ Верыбылсоставлен на двух первых Вселенских соборах в 325 году в Никее и в 381 году в Царьграде (Константинополе). Второй член Символа составлен во утверждение вечного рождения Сына от Отца и во отрицание ереси Ария, утверждавшего, что Сын имел некое начало во времени и являлся высшим и совершенным творением Бога. На I Вселенском соборе было составлено семь членов Символа Веры. На II Вселенском соборе были составлены последние пять членов, причем Восьмым членом осуждалась ересь Македония, утверждавшего, что Святой Дух — орудие Сына. На III Вселенском соборе в Эфесе в 431 году запрещено было дополнять или сокращать Символ Веры.

Никео-Константинопольский Символ Веры:

1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Отцом рожденного прежде всех веков; в Свет от Света, в Бога Истинного от Бога Истинного, рожденного, несотворенного единосущного Отцу, через Которого все произошло.

3. Ради нас людей и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося.

4. Распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного.

5. И воскресшего в третий день, согласно Писаниям.

6. И восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца.

7. И снова грядущего со славой судить живых и мертвых, Его же царствию не будет конца.

8. И в Духа Святого, Господа Животворящего, Исходящего от Отца, Которому поклоняются и Которого славят как Отца и Сына; и Который говорил через пророков.

9. Во единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую единое крещение во оставление грехов.

11. Ожидаю воскресения мертвых.

12. И жизнь будущего века. Аминь.

 

Основой христианского Символа Веры является догмат о Троице, содержание которого заключается в следующем: Сущность Бога едина, но Его бытие есть личностное отношение трех ипостасей: Отца, Сына, Святого Духа. Сущность божества принадлежит в равной степени всем трем лицам Троицы, а каждой ипостаси присущи особые свойства: Отцу – нерожденность, Сыну – рождение от Отца, Духу – исхождение от Отца через Сына.(Забегая вперед, можно уточнить, что католики утверждают: Святой Дух исходит и от Бога-Отца, и от Бога-Сына.)

Центральная идея христианства – идея Мессии. Бог посылает в мир Своего Сына, который страданиями и смертью на кресте искупил первородный грех всего человечества, бывшего и будущего, и открыл человечеству путь к спасению, объяснил, как жить праведной жизнью, не допуская личных грехов. Воскресение Христа знаменует победу над смертью и вновь обретенную возможность вечной жизни с Богом. Главный смысл Ветхого Завета христиане усматривают в подготовке к приходу Мессии и уведомлении о Нем.

Новый Завет (Завет Любви) Бог заключает с человеком через Христа. Новозаветный Бог есть любовь, любовь ко всем людям вообще. К центральным идеям христианства относятся также идеи греховности человека и возможности спасения и искупления греха. Сын Божий Иисус и есть искупитель грехов человечества и его Спаситель.

Иисус унаследовал заповеди Ветхого Завета: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (см. Мф. 5.17). И Иисус, и апостол Павел поддерживали заповеди «не убий», «не изменяй», «не кради», «не лги», «почитай отца и мать»... Но в Новом Завете эти заповеди получили новое звучание, наполнились новым смыслом. Был найден нравственный объединяющий стержень для этих заповедей - всепобеждающая Любовь. Бог-Отец предстает как Любящий и Милосердный. Именно любовь есть исполнение Закона. Иисус оставил нам две основные взаимосвязанные заповеди: 1) возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим... и 2) возлюби ближнего твоего как самого себя (Мф. 22. 35-40).

Чем же мораль Нового Завета отличается от морали Ветхого? Нагорная проповедь дает на это ответ. Откроем Евангелие от Матфея. «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду...» (Мф. 5.21-22). То есть, если в иудаизме существовал запрет на убийство, то Иисус хочет искоренить само чувство гнева, которое может привести к убийству. Новый Завет говорит: не только не убей, но даже не подумай об убийстве, даже не допусти гнева в свое сердце, даже не оскорби человека. Далее: «Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую...» (Мф. 5.38-39). «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.» А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас...» (Мф. 5.43-44). Прощать, прощать, прощать... И не осуждать, ибо судить, наказывать и оценивать грех может только Бог. Следует ненавидеть грех, но не раскаивающегося грешника... «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы...» (Мф. 7.2). Все это не означает, что мы должны равнодушно пройти мимо греха – Бог де сам разберется и накажет. Если есть такая возможность, необходимо вмешаться и остановить несправедливость или даже преступление. Однако когда человеку хочется кого-то осудить за его грехи, он должен, прежде всего, задуматься: а я-то сам каков? А я никогда не совершал ничего подобного? А у меня нет подобных недостатков? Вот и выходит, как написано в Нагорной проповеди, что иной у другого в глазу видит и сучек, а у себя не замечает и бревна. Читаем Новый Завет далее. Когда творишь милостыню, не следует делать этого напоказ. И молиться, и поститься не следует напоказ. И еще: нельзя служить одновременно и Богу, и маммоне («мамона» – «богатство» по-арамейски). (Евангелист Лука: «Горе вам, богатые!»). Не собирайте себе сокровищ на земле, но на небе... Еще отличие: Ветхий Завет обращен преимущественно к иудеям, а Новый – ко всем людям. Иудейское духовенство свело религиозную жизнь к обрядам и уставам, которые стремилось пунктуально соблюдать. И языческие культы часто служили механическим способом заслужить расположение богов. Определенные ритуалы необходимо должны были приводить к желаемому. У Иисуса на первое место вышли не обряды, а духовная сущность религии, требования морали (обряды им подчинены). Глубина и искренность веры – вот что главное!

Таинстваэто обрядовые действия, в которых под видимым образом верующим сообщается невидимая благодать Божия.

Всего в католичестве и православии существует семь таинств.

1. Крещение

Нашему слову «крещение» соответствует греческое слово «баптисма», т.е. «погружение». Тот, кто крещается во имя Отца и Сына и Святого Духа, получает благодать Божию и очищение от первородного греха и личных грехов. Крещение означает также вступление в Церковь. Это таинство происходит от обряда, совершенного Иоанном Крестителем над Иисусом в реке Иордан. Можно предположить, что оно восходит к древним обрядам инициации, когда проводилось ритуальное очищение. Воде издавна приписывалась очистительная сила. Человек погружался в веду и очищался от греха. Вначале крещение осуществлялось на открытом воздухе, в ручьях, реках, а позже – в крещальнях. Крещению должно предшествовать наставление в вере. В раннехристианских общинах верующие долго (до 3-х лет) готовились принять крещение, молились, исповедовались.

2. Евхаристия, или причащение

Евхаристия (греч. «благодарение») – для Православной и Католической Церквей это таинство, во время которого происходит пресуществление (т.е. превращение) хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Причащаясь, верующие под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Христа. Через причащение христианин получает возможность мистического общения с Богом. Таинство напоминает о Тайной Вечере и крестной жертве Христа.Истоки таинства усматривают в языческих обрядах богоядения и пережитках тотемизма, а также в воспоминании о древнееврейском пасхальном ритуале умерщвления агнца. Евхаристия совершалась соборно.

3. Священство – возведение в сан священнослужителя – таинство наделения через епископское рукоположение рукополагаемого особой благодатью Святого Духа, делающей его посредником между Богом и людьми.

4. Исповедь: верующий, открыв грехи священнику, получает от него прощение Бога (исповедуется человек перед Богом, священник лишь свидетель). Можно предположить, что таинство идет от древних очистительных обрядов. Важна искренность и глубина исповеди.

5. Миропомазание (у католиков называется «конфирмация», т.е. «укрепление» – укрепление в вере) – посредством чего человек наделяется Божественной благодатью, силой Святого Духа, обретает Его дары. К дарам Святого Духа относятся: слово мудрости, вера, любовь, умение творить чудеса, пророчествовать, различать языки и их толковать, дар служения, способность отличать пророков от лжепророков. Миро – ароматизированное масло на основе оливкового масла. Помазание миро знаменует печать дара Святого Духа. Если искать корни таинства в глубокой древности, то происходит оно, скорее всего, от древнего ритуала отпугивания злых духов.

6. Брак – церковное освящение обряда бракосочетания или венчания. При совершении этого таинства венчающиеся наделяются Божией благодатью, которая способствует заключению неразрывного союза, основанного на любви, верности и взаимопомощи.

7. Елеосвящение, или соборование (его ранее было принято совершать собором из 7-ми священников) – таинство, совершаемое над больным или над умирающим (молитвы, сопровождаемые помазанием елеем, т.е. освященным оливковым маслом, лба, щек, губ, груди, рук для исцеления от телесных и душевных болезней и освобождения от грехов, в которых человек не успел раскаяться до болезни сам, и как успокоительное напутствие умирающему - освящение его перехода в иную жизнь). Многие наши болезни – от наших грехов. Древнейшие корни этого таинства иногда усматривают в древней лечебной магии.

Начиная с IV в., между Восточной и Западной Церквями начинают возникать разногласия, приведшие в 1054 г. к формальному разрыву и взаимной анафеме. Произошел первый раскол в христианстве – на католиков и православных. Лишь в 1965 г. папа Павел VI и патриарх Афинагор I приняли декларацию об отмене анафем, обе конфессии были официально названы Церквями - сестрами, в православных увидели тех же христиан, какими являются католики. Западную Церковь официально называют римско-католической. Слово «католичество», или «католицизм» происходит от греческого прилагательного «кафоликос», т.е. «всеобщий», «вселенский». Когда возникли различия между Западным и Восточным путями христианства, название «католическая» закрепилось за Западной Церковью. Восточная Церковь – православная. «Православие» – это перевод греческого слова «ортодоксия» («ортос» – «правильный», «докса» - не только «мнение», но «слава», поэтому слово можно перевести и как правомыслие, и как умение правильно славить Бога; точнее, скорее всего, второе).

Главные догматические расхождения между Западной и Восточной Церквями:

1. В Западной Церкви есть догмат об исхождении Святого Духа и от Бога-Отца, и от Бога-Сына (называемый еще догмат «филиокве», что по латыни означает «и от сына»). Восточная Церковь признает исхождение Святого Духа только от Бога-Отца. Догмат «филиокве» был впервые сформулирован на Толедском соборе в 589 г. Этим догматом католическая церковь подчеркивает свою особую роль в деле спасения верующих. Иисус является главой Церкви (в данном случае речь идет о католической), дело Его продолжают на земле служители Церкви. И раз Святой Дух исходит от Иисуса, то, значит, и священнослужители тоже особенным образом могут повлиять на судьбу верующего, особенно после его смерти. Поэтому вполне логично появляются и остальные отличия, например, учение католической церкви о «сверхдолжных заслугах» святых перед Богом, об индульгенциях, о чистилище.

2. Учение католической церкви о «сверхдолжных заслугах» (т.е. выше долга, сверх должного, сверх того, что обязан сделать простой христианин) святых перед Богом. Эти заслуги составили сокровищницу сверхдолжных дел, которой католическая церковь в лице папы и духовенства может распоряжаться по своему усмотрению. Это духовные заслуги, полученные подвигами Христа, Богоматери и мучеников. Имея запас добрых дел, клир обладает возможностью облегчить оправдание верующих после смерти (может как бы передавать заслуги тем, кто своих заслуг не имеет, но, по мнению церкви, их достоин).

3. В католичестве, в отличие от православия, существовала практика индульгенций (от лат. «прощение», «милость»), т.е. отпущений грехов, продаваемых церковью как бы из выше упомянутого священного фонда. Однако цинизм этой купли-продажи стал очевиден даже для самой католической церкви, и в 1547 г. папа запретил продажу индульгенций. Практика индульгенций существует и сейчас, но в совершенно ином виде, приуроченная к церковным праздникам.

4. В католической церкви есть учение о чистилище, где грешные души, горя в пламени, очищаются от незначительных грехов, чтобы попасть впоследствии в рай. Догмат принят Флорентийским собором в 1439 г. В православии понятия о чистилище нет, но есть понятие «воздушных мытарств», испытываемых душой сразу после смерти.

5. В Западной церкви есть догмат о непорочном зачатии самой Девы Марии ее матерью Анной. Он был принят Западной церковью в 1854 г., хотя идея появилась еще в IX в.

6. У католиков существует догмат о телесном вознесении Девы Марии.

7. В католической церкви существует догмат о непогрешимости папы в делах веры, установленный в 1870 г. По учению католической Церкви, она имеет невидимую главу – Иисуса Христа, а также видимую – папу Римского как наместника Христа на земле. Власть папы выше власти Вселенских соборов. Полный титул папы: епископ Рима, наместник Иисуса Христа, преемник Главы апостолов, верховный понтифик вселенской церкви, Патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, монарх государства-города Ватикан.

Обрядовые особенности католической церкви по сравнению с православием:

1. Крещение троекратным возлиянием на голову (вместо православного троекратного погружения; троекратное – во имя Отца, Сына и Святого Духа). Совершается один раз в жизни и католика, и православного. И те, и другие стараются крестить детей сразу после рождения.

2. Таинство миропомазания (совершаемое один раз в жизни) в православии и в восточной католической церкви совершается над детьми сразу после крещения (т.е. желательно над младенцами), а в латинской католической церкви конфирмация совершается над детьми, достигшими более-менее сознательного возраста (7 - 8 лет и старше), которые уже ориентируются в вопросах веры. Следует заметить, что большая часть католиков принадлежит латинской католической церкви, однако существует несколько обрядов восточной католической церкви: византийский, который практически не отличается от православного, эфиопский, халдейский (в Ираке), малабарский (в Индии)…

3. Причащение мирян - католиков одним хлебом (хлебом и вином причащаются только духовные лица). Такой порядок появился в эпоху позднего средневековья. Сейчас стали возможны послабления.

4. В православии причащать начинают с младенчества (сразу после крещения), так же поступают и в восточной католической церкви. В латинской католической церкви причащать начинают с 7 лет и позже, когда ребенок приобретает представления о вере.

5. В католичестве для причастия используется пресный хлеб (опресноки, облатки), а в православии – квасной.

6. У католиков крестное знамение осуществляется пятью пальцами, и сначала на левое, потом на правое плечо. Православные крестятся тремя пальцами (символизирующими Троицу). Два других пальца, прижатые к ладони, символизируют двойственную природу Христа. Крестное знамение – это воспроизведение христианином креста движением руки.

7. В православии не соборуют младенцев, так как считается, что у них нет сознательных грехов.

В католических храмах нет иконостасов, зато есть статуи, позволяется сидеть во время службы. В католических храмах есть орган, иногда оркестр. С XI в. на Западе икона почти исчезла, ее заменила религиозная картина. В католических церквях можно увидеть 14 картин, на которых изображен крестный путь Иисуса, есть витражи и рельефы. Особенно почитают изображение распятого Христа.

В католичестве принято безбрачие (т.е. целибат, что означает «неженатый») всего духовенства, кроме диаконов, в восточных католических церквях только епископы должны быть целибатными. В православии – только монахи.

У католиков существует институт кардиналов.

Католики признают 21 Вселенский собор (православные – 7). В католичестве мирянам запрещено читать и толковать Библию самостоятельно, однако теперь этот запрет существенно ослаблен. Католический брак практически невозможно расторгнуть. Католическая церковь признает каноническими некоторые книги, которые в православии считаются неканоническими.

Второй раскол в христианстве привел к возникновению в XVI веке протестантизма. Определенной точкой отсчета явилось выступление в 1517 г. профессора богословия в университете г. Виттенберг Мартина Лютера, который критиковал продажу индульгенций и вообще положение в католической церкви. Выступление Лютера положило начало Реформации (от лат. – «преобразование», «исправление») – общеевропейскому социально-политическому, социокультурному движению XVII в., направленному против феодализма и католической Церкви. Движение это выступало и в религиозной форме и породило новое направление в христианстве – протестантизм. Реформация имела глубокие исторические корни. Среди тех, кто ее подготовил, Джон Виклиф и Ян Гус. Кроме Мартина Лютера вождями Реформации были Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли. Император Карл V, чтобы помешать попытке разделить Церкви, решил физически уничтожить сторонников Лютера. В ответ 6 германских князей и 14 городов «объявили протест» (отсюда и название «протестантизм», хотя в этом слове отражен и протест против католичества, реакция на злоупотребления Римской Церкви). Протестантизм пытался стать именно той Церковью, которая описана в Новом Завете.

Три основных принципа протестантизма:

1. Исключительный авторитет Библии – Слова Божия (sola scriptura – «Только Библия», лат.). Библия (Священное Писание) – единственный источник божественного откровения, высший авторитет в церковной и мирской жизни (а у католиков и православных – еще и Священное Предание).

2. Спасение по личной вере

Католики были убеждены, что верующий, кроме искренней веры, что естественно, должен стремиться накапливать заслуги перед церковью: участвовать в таинствах и обрядах, соблюдать посты, посещать «святые места», приобретать индульгенции, делать добровольные пожертвования – то есть совершать «добрые дела», что важно для спасения. Протестанты же уверяли, что спасение – это Божий дар, воплощенный в искупительной смерти и воскресении Христа. Достигается оно «только личной верой» (sola fide – лат.). Лютер подчеркивал, что спасение совершается Самим Богом, не человеческими делами, а верой, которую дает Бог по Своей воле. Добрые дела – не заслуга перед Богом, а «предрасположенность к спасению». Однако в свой «Катехизис» (исповедание веры) Лютер не внес положение о том, что добрые дела не имеют никакого значения для спасения. Он не хотел, чтобы верующие решили, что добрые дела совсем не нужны.

3. Священство всех верующих

В ранней Церкви не было особых посредников между верующими и Богом. Протестанты не признают за духовенством исключительного права на церковную впасть – Бог призывает всех (Soli Deo gloria – «Слава только Богу», лат.). Каждый христианин имеет право проповедовать и совершать богослужение без посредничества духовенства. Папа не может претендовать на божественную власть и мудрость.

Протестанты признают триединство Бога и богочеловеческую природу Христа, но об особенностях происхождения Святого Духа умалчивают. Все протестанты отрицают власть папы Римского, индульгенцию, культ Девы Марии, заступничество святых, таинства, не преподанные Христом. В большинстве церквей признаются лишь таинства крещения и причащения, а у анабаптистов и квакеров вообще нет таинств. Как правило, крещение осуществляется в сознательном возрасте, когда человек уже достаточно хорошо знаком с основами веры. Евхаристия рассматривается, в основном, как обряд, напоминающий о Тайной Вечере и крестной жертве Иисуса Христа. Нет веры в чистилище и «мытарства», в действенность молитв за умерших, монашество отвергается, безбрачие духовенства не считается необходимым. В ряде направлений в священники и епископы могут рукополагать женщин. Отрицается значение святой воды, святых мощей, икон и свечей в храме (хотя и крест, и иконы могут находиться в помещении). Богослужение обычно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов на родном языке. В течение XVI в. Библия была переведена почти на все основные европейские языки. Существует различие во взглядах на то, кто обладает авторитетом в толковании Библии: в одних направлениях авторитетом обладает церковная иерархия, в других – совокупность верующих, в третьих считается допустимым каждому верующему трактовать Библию индивидуально.

 

Нетрадиционные религии

Эти религии рождены социокультурными процессами, происходившими в XX веке, и, прежде всего, кризисом традиционной религиозности. Для них характерен межрелигиозный синтез или просто попытка собрать вместе разные религии, динамизм развития, претензия на исключительность, критика существующих религий, часто фанатизм, высокая роль лидера, строгий контроль за членством. К таким религиям относят неохристианские объединения, неориентальные культы, саентологические направления, синтетические религии, неоязычество, сатанинские группы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: