-Реализм – основной метод искусства и литературы, сформировавшийся в Западной Европе и в России к середине 19в. Основной принцип реализма – принцип жизненной правды, воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Критический реализм (середина 19в.). Писатели – критические реалисты - глубоко правдиво изображали главным образом негативные явления жизни, чтобы возбудить в читателях протест против них. Но в основе критического реализма лежали положительные идеалы: гуманизм, сочувствие униженным и оскорбленным, поиски положительного героя в жизни, оптимизм, патриотизм. В 20в. возникло еще одно направление реализма – социалистический реализм. |
1.соблюдение принципов народности, историзма, психологизма, изображение жизни в ее развитии
2. центральная проблема-соотношение правдоподобия и художественной правды
Верность действительности становится определяющим критерием художественности
3. важнейшая особенность-типизация характеров
Идея произведенияИдея произведения
Особенностью художественного слова является то, вся идейная нагрузка ложится на одного исполнителя. Он один воплощает авторский замысел, доносит сверхзадачу произведения, т. е. осуществляет все то, что в спектакле делает режиссер вместе с актерами, выстраивая взаимоотношения и определяя задачи всех участников спектакля.
В художественном слове необходимо умение вскрывать и доносить идею произведения. Умение понять и почувствовать идею, выявить ее и связанную с ней гражданскую, философскую насыщенность текста — это та необходимая работа, которая формирует и оттачивает мировоззрение, заставляет рассматривать материал с серьезных общественных позиций, учит отражать в искусстве жизнь в ее развитии, в ее сложности и глубине
|
Критический реализм
Тип реализма сложившийся в 19 веке. Это критический реализм. Критический реализм по-новому изображает отношение человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального анализа стал внутренний мир человека, критический реализм поэтому одновременно становится психологическим. В этом реализму помог романтизм, стремившийся проникнуть в тайны человеческого "я".
В России 19 век является периодом развития реализма. Богатство и многообразие русского реализма 19 века позволяют говорить о разных его формах. Формирование русского реализма 19 века связано с именем А.С.Пушкина, Благодаря Л.Н.Толстому и Ф.М.Достоевскому русский реалистический роман приобрел мировое значение. Их психологическое мастерство, проникновение в "диалектику души" открывали путь художественным исканиям писателей 20 в. В зарубежной литературе представителями реализма были бальзак, который изображает жизнь французской буржуазии, крупной и мелкой, столичной и провинциальной, и особенно тех финансовых кругов, которые заняли господствующее положение во Франции в 30-х и 40-х годах прошлого века. Мистик по натуре, Бальзак является в своем художественном творчестве одним из наиболее ярких представителей натурализма. Человек в его изображении есть всецело продукт окружающей среды, которую Бальзак и описывает поэтому чрезвычайно детально, иногда даже в ущерб художественному развитию рассказа. Сюда же можно отнести Гюго, драйзера, Лондона. И прочих и прочихеализм в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства Реализм (в литературе и искусстве) принимает конкретные формы определённых творческих методов (см. Метод художественный) — например просветительский Реализм (в литературе и искусстве), критический Реализм (в литературе и искусстве), социалистический Реализм (в литературе и искусстве) Методы эти, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.
|
В марксистско-ленинской теории искусства нет единого, установившегося определения как хронологических границ Реализм (в литературе и искусстве), так и объёма и содержания этого понятия. В многообразии развиваемых точек зрения можно наметить две основные концепции. Согласно одной из них, Реализм (в литературе и искусстве) представляет собой основную тенденцию поступательного развития художественной культуры человечества, в которой обнаруживается глубинная сущность искусства как способа духовно-практического освоения действительности. Мера проникновения в жизнь, художественные познания её важных сторон и качеств, в первую очередь социальной действительности, определяет и меру реалистичности того или иного художественного явления. В каждый новый исторический период Реализм (в литературе и искусстве) приобретает новый облик, то обнаруживаясь в более или менее отчётливо выраженной тенденции, то кристаллизуясь в законченный метод, определяющий художественную культуру своего времени.