Тест «Россия при Михаиле Федоровиче. Соц. и экон. развитие в XVII веке».




 

1. В XVII веке в крепостной зависимости от помещика находились

1) смерды

2) закупы

3) черносошные крестьяне

4) частновладельческие крестьяне

2. В каком году Земский собор избрал царем Михаила Романова?

1) 1549 г.

2) 1613 г.

3) 1682 г.

4) 1711 г.

3. Какое из перечисленных событий произошло в 1613 г.?

1) избрание на царство Бориса Годунова

2) начало польской интервенции

3) освобождение Москвы от поляков

4) избрание на царство Михаила Романова

4. «Посадские люди» – это

1) монастырские крестьяне

2) нерусское население Сибири и Дальнего Востока, обязанное платить подати

3) торгово-ремесленное население городов

4) переселенцы из других стран, получившие наделы земли

5. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите имя царя, о котором идет речь.

«После возвращения Филарета из польского плена и возведения в сан московского патриарха с титулом великого государя (1619 г.), началось фактическое двоевластие. Хотя имя царя стояло в документах на первом месте, но фактически опытный и твердый Филарет играл большую роль в управлении, чем его сын. С 1619 г. он фактически правил за сына вплоть до своей смерти».

6. Пехотинцы с огнестрельным оружием, составлявшие в XVI – XVII вв. постоянное войско, назывались

1) стрельцами

2) опричниками

3) рекрутами

4) казаками

7. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, в каком году произошли описанные события.

«В Кострому прибыла делегация Земского собора. Вместе с костромичами депутаты пошли крестным ходом к Михаилу в Ипатьевский монастырь… Перед угрозой того, что в случае отказа «Бог взыщет на нем разорение государства», Михаил не устоял. Марфа благословила сына. 2 мая он въехал в Москву, 11 июля венчался на царство».

1) 1613 г.

2) 1700 г.

3) 1796 г.

4) 1812 г.

8. Как назывался высший орган государственного управления в России XV – XVII вв.?

1) Боярская дума

2) Сенат

3) Государственный совет

4) Верховный тайный совет

9. Царь Михаил Федорович правил в:

1) 1612-1645 гг.

2) 1613-1633 гг.

3) 1613-1645 гг.

4) 1633-1645 гг.

10. Проведение какой войны относится к царствованию Михаила Федоровича?

1) Кавказской

2) Крымской

3) Смоленской

4) Семилетней

11. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя царя, о котором идет речь.

«Он пришел к власти в очень тяжелое для страны время. Упадок государственности, разруха и острый кризис во всех сферах жизнедеятельности общества, крушение национальных и религиозных идеалов, непрекращающаяся политическая и гражданская борьба внутри общества, иностранная интервенция, стремящаяся развалить единое государство, – вот, что досталось юному царю. Казалось, непосильная ноша должна была сломить 16-летнего царя, но он выстоял и, объединив и примирив между собой подданных, «начал заново строить Московское царство».

12. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, о восшествии на престол какого царя идет речь.

«После длительного и тяжелого смутного времени, множество попыток самозванцев и «непрошенных гостей» занять престол Россия освободилась от иностранного нашествия. Появилась возможность в более спокойной обстановке избрать своего царя, не самозванца и не иностранца. В этом была острейшая необходимость».

1) Бориса Годунова

2) Михаила Романова

3) Василия Шуйского

4) Федора ИоанновичНачало формы

13. Расположите следующие территории в хронологической последовательности их присоединения к России. Запишите цифры, которыми обозначены территории, в правильной последовательности в таблицу.

1) начало проведения политики опричнины

2) начало Английской буржуазной революции

3) присоединение Твери к Московскому государству

14. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) битва на р. Калке

2) отмена местничества

3) образование Речи Посполитой

15. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

 

Век Событие истории России Событие истории зарубежных стран
XIX в. Издание циркуляра «о кухаркиных детях» (А)
(Б) (В) Завершение Реконкисты на Пиренейском полуострове
IX в. (Г) Распад Франкской империи
(Д) Освобождение Москвы от польско-литовских интервентов (Е)

 

Пропущенные элементы:

1) начало религиозной войны во Франции

2) XV в.

3) присоединение Тверского княжества к Московскому государству

4) смерть царевича Дмитрия в Угличе

5) XVII в.

6) провозглашение Германской империи

7) начало княжения Рюрика в Новгороде

8) XVI в.

9) «Славная революция» в Англии

16. Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной последовательности.

1) Избрание Ми­ха­и­ла Ро­ма­но­ва царем

2) Куликовская битва

3) Битва на Ко­со­вом поле

17. Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной последовательности.

1) Подавление Ива­ном Ка­ли­той твер­ско­го восстания

2) Ледовое побоище

3) Начало Ре­фор­ма­ции в Германии

18. Установите соответствие между именами русских царей и событиями, относящимися ко времени их правления. Соответствующие цифры запишите в ответ.

ИМЕНА   СОБЫТИЯ
А) Федор Алексеевич Б) Василий Шуйский В) Михаил Романов Г) Иван IV   1) завершение Смуты 2) восстание Ивана Болотникова 3) отмена местничества 4) битва на реке Калке 5) Ливонская война

19. Прочтите от­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка В.О. Ключевского.

«…внутренние за­труд­не­ния пра­ви­тель­ства уси­ли­ва­лись ещё глу­бо­кой пе­ре­ме­ной в на­стро­е­нии народа. Новой ди­на­стии при­хо­ди­лось иметь дело с иным обществом, да­ле­ко не по­хо­жим на то, каким пра­ви­ли преж­ние цари. Тре­во­ги Смут­но­го вре­ме­ни раз­ру­ши­тель­но по­дей­ство­ва­ли на по­ли­ти­че­скую вы­прав­ку этого общества; с во­ца­ре­ни­ем новой ди­на­стии в про­дол­же­ние всего [века] все об­ще­ствен­ные со­сто­я­ния не­молч­но жа­лу­ют­ся на свои бедствия, на своё обеднение, разорение, на зло­упо­треб­ле­ния властей, жа­лу­ют­ся на то, от­че­го стра­да­ли и прежде, но о чём пре­жде тер­пе­ли­во молчали. Не­до­воль­ство ста­но­вит­ся и до конца века яв­ля­ет­ся гос­под­ству­ю­щей нотой в на­стро­е­нии на­род­ных масс. Из бурь Смут­но­го вре­ме­ни народ вышел го­раз­до впе­чат­ли­тель­нее и раздражительнее…»

1) Опи­сан­ная в тек­сте си­ту­а­ция от­но­сит­ся к сем­на­дца­то­му веку.

2) Ис­то­рик от­ме­ча­ет в тек­сте бла­го­при­ят­ные усло­вия во­ца­ре­ния новой династии.

3) Ис­то­рик считает, что но­виз­на си­ту­а­ции за­клю­ча­лась в раз­ви­тии чув­ства по­кор­но­сти и тер­пе­ния у рус­ско­го народа.

4) Одним из «прежних царей», о ко­то­рых го­во­рит­ся в тексте, был Иван Грозный.

5) Пер­вым пред­ста­ви­те­лем новой династии, о ко­то­рой го­во­рит­ся в тексте, был царь Ми­ха­ил Фёдорович.

6) Одной из при­чин опи­сан­но­го в тек­сте по­ло­же­ния на­ро­да были по­след­ствия ре­форм Петра I.

Из сочинения историка В. О. Ключевского.

“В самом начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные со всех концов Русской земли. Это был первый бесспорно всесословный земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей.

На соборе первым делом решили среди иноземцев нового царя не искать. Но выбрать своего царя оказалось непросто. Одни предлагали одного, другие – другого, перебирали великие роды, но не могли ни на ком согласиться и так потеряли немало дней. Многие кандидаты пытались подкупать избирателей, засылали к ним с подарками и обещаньями.
Наиболее вероятными кандидатами на избрание были: князья Галицкий, Мстиславский, Воротынский, Трубецкой и М. Ф. Романов.

Неоднозначной при обсуждении была и кандидатура Михаила Романова, отец которого Филарет был ставленником обоих самозванцев, получил сан митрополита от первого и провозглашен патриархом в подмосковном лагере второго.

Сам по себе Михаил, 16-летний мальчик, имел мало видов на престол, однако на нем сошлись такие враждебные силы, как дворянство и казачество.

Окончательное решение было предоставлено всей земле. Тайно разослали по городам верных людей, чтобы выведать мнение народа, кого хотят на Московское государство царем. Посланные возвратились с донесением: быть государем М. Ф. Романову.

21 февраля 1613 года прошли окончательные выборы. Каждый участник собора подавал письменное мнение, и во всех мнениях значилось одно имя – Михаила Федоровича”

 

20. К какому периоду российской истории относятся описанные в документе события? С какой целью был созван Земский собор? Почему историк называет его всесословным?

21. Используя знания по истории и текст документа, укажите, как объясняет историк сложность поставленной на соборе задачи. Назовите не менее трех положений.

22. Чем был обусловлен выбор Михаила Романова? В чем заключалось значение принятого на Земском соборе решения? Укажите в общей сложности не менее трёх положений.

 

23. В отечественной исторической науке существует суждение, что причиной избрания на русский престол Михаила Романова было то, что бояре, которые играли главную роль на Земском соборе 1613 г., считали, что «Михаил молод, разумом ещё не дошел и будет нам удобен».

Какое другое суждение о причинах избрания на русский престол Михаила Романова вам известно?

Назовите не менее трех фактов, положений, суждений, которые могут служить аргументами каждой точки зрения.

Из исторического источника.

«21 февраля 1613 года в Успенском соборе произошло официальное избрание его на царство. Главному его сопернику, польскому королевичу Владиславу Вазе, не удалось организовать широкомасштабное вторжение в пределы Московского государства.

Земские соборы заседали почти непрерывно, так что выборные на них сохраняли свои полномочия на несколько лет. Известны соборы 1613 – 1615, 1616 – 1619, 1619 – 1622 гг. Катастрофическое финансовое положение вынудило правительство семь раз, с 1613 по 1619 год, прибегать к чрезвычайным сборам «пятинных и запросных денег».

Борьба со шведами шла с переменным успехом. Если наступление их в Новгородской земле и на Карельском перешейке было удачным, то под Псковом, Тихвином, в Заонежье и Южном Беломорье они потерпели поражение. В феврале 1617 года удалось заключить Столбовский мир со Швецией, согласно которому в обмен на Новгород и ряд других городов и уездов русская сторона уступала Швеции Ижорскую землю и город Корела с уездом.

Сложнее оказалось достигнуть мира с Речью Посполитой. Парировав слабые попытки России вернуть в 1615 году Смоленск, польские войска под командованием королевича Владислава перешли в 1617-1618 годах в наступление. Однако взять столицу приступом им не удалось. Будучи ограниченным в средствах и связанным сеймом обещанием прекратить военные действия в 1618 году, Сигизмунд III Ваза согласился на переговоры. В декабре 1618 г. было заключено Деулинское перемирие с Сигизмундом III сроком на 14,5 лет. Его условия были крайне тяжелыми для Русского государства.

Преодоление последствий Смуты требовало централизации и концентрации власти. На местах выросла система воеводского управления, была восстановлена и получила дальнейшее развитие приказная система. С 1620-х годов деятельность Земских соборов была ограничена совещательными функциями. Они собирались по инициативе правительства для решения вопросов, требовавших одобрения сословий: о войне и мире или о введении новых пятинных денег и экстраординарных налогов.

Во время Смоленской войны на южные и даже центральные уезды страны обрушились волны набегов крымцев. Со второй половины 1630-х гг. правительство приступило к восстановлению и строительству новых укрепленных линий – засечных черт.

Русские землепроходцы в 1620-40-х гг. прошли через всю Западную и Восточную Сибирь и вышли к берегам Тихого океана».

 

24. О ком из русских царей идёт речь в тексте? Укажите годы его правления.

25. Используя текст, назовите не менее четырёх основных направлений внешней политики России в означенный период времени. Каким образом Россия предполагала вернуть земли, переданные Польше по условиям Деулинского перемирия, и как этот вопрос был решён?

26. Как изменилась роль Земских соборов в течение периода правления царя? Назовите не менее двух обоснований необходимости усиления власти монарха.

 

Из курса лекций В.О. Ключевского.

«…Высшим правительственным органом служила Боярская дума. В царствование Михаила эта Дума не была единственным высшим правительственным учреждением при царе: рядом с нею часто является другой высший правительственный орган, земский собор…

Царствование Михаила было временем усиленной работы правительства совместно с земским собором. Никогда, ни прежде, ни после, не собирались так часто выборные от всех чинов людей Московского государства. Едва не каждый важный вопрос внешней и внутренней политики заставлял правительство обращаться к содействию земли. По документам известно за время царствования Михаила до 10 созывов земского собора. Земский собор в это время является органом с компетенцией более широкой. Теперь он рассматривает такие дела, которыми прежде ведала только Боярская дума, - текущие дела государственного управления, например, вопросы о налогах.

После Смуты, когда нужно было восстанавливать государственный порядок, Дума на каждом шагу встречала затруднения, с которыми не могла справиться сама, и волей-неволей должна была искать содействия у земского собора. Прямое участие в правительственной деятельности, какое принимала земля в Смуту, не могло прекратиться тотчас по её окончании; царь, избранный народной волей, советом всея земли, естественно, должен был и править при содействии народа, земского правительства.

Власть царя получила очень сложную и условную сделочную конструкцию. Она была двойственна и по своему происхождению, и по составу. Действительным её источником было соборное избрание; но она выступала под покровом политической фикции наследственного преемства по родству. Таким образом, власть нового царя составлялась из двух параллельных двусмыслиц: по происхождению она была наследственно-избирательной, по составу – ограниченно-самодержавной».

27. Как, по мнению Ключевского, изменился состав земских соборов? Назовите не менее двух положений.

28. Как автор характеризует функции земских соборов в период царствования Михаила Романова? Укажите не менее трёх характерных черт.

29. С чем связаны перемены в роли земских соборов? Приведите не менее трёх причин.

 

Из исторического очерка В.Б. Кобрина.

«Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои, и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои – выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору…, но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казённые и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ними связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине…заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в своё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё будущее при Романовых».

30. О каком событии идёт речь в документе? В каком году оно произошло и чем было вызвано?

31. Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трёх аргументов.

32. Какие обстоятельства предшествовали началу правления династии Романовых на русском престоле?

Укажите не менее трёх положений.

 

Отрывок из челобитной.

«В прошлом, в 1641 году обратились с просьбой к государю царю и великому князю всея Руси дворяне и дети боярские из разных городов всей землей.

Убегают от них старинные их крестьяне в разные города в большие поместья и в вотчины в патриаршие, и в митрополичьи, и в архиепископские, и в разных монастырей, и в государевы дворцовые села, и в чёрные волости, и поселяются у бояр, и у окольничьих, и у других столичных чинов людей на льготных условиях. И те помещики и вотчинники и монастыри тем их беглым крестьянам на пустых местах (новые) слободы строят, а их поместья и вотчины от того пустеют. И те их беглые крестьяне, прожив за теми людьми урочные годы и надеясь на этих «сильных» людей, приходя них (в прежние места), и оставшихся крестьян подговаривают уходить и даже дома их поджигают и разоряют; да (новые владельцы) с тех их беглых крестьян берут записи о ссудах и займах, чтобы надёжнее их закрепить за собой.

…А если они и узнают, у кого живут их беглые крестьяне, то и тогда они не могут добиться их выдачи в урочные годы по суду, потому что суда добиться не могут; а если кто начнет судиться, то пока дело дойдет до решения, проходит многое время, ведь бояре и окольничие редко сами сидят и занимаются делами в приказах…А (тогда) урочные года проходят, то им по делу о выдаче тех крестьянах отказывают уже и без всякого суда.

Да им же (дворянам и детям боярским) указано на патриарших и на епископских управителей и на монастыри в обидах подавать иски в суд на три сроки: на Троицын да на Семёнов день, да на рождество Христово, а им в те сроки в Москву приезжать невозможно, потому что они в то время находятся на службе. А на местах, в городах на патриарших и на епископских слуг подавать иски не разрешают, а те у них крестьян вывозят и землей их завладевают насильно и крестьянам их всякие обиды делают, а от суда уходят, потому что иски надо подавать только в указанные сроки».

33. К какому царю была обращена челобитная? Что такое «урочные годы»? Укажите, когда они были введены (с точностью до части века)?

34. Почему дворяне были недовольны существовавшим законом об «урочных летах»? Используя текст, приведите не менее двух причин.

35. Используя текст, укажите, куда и почему уходили беглые крестьяне. Каково было последствие дворянских требований?

 

36. Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние о пе­ри­о­де 1613-1645 гг. ис­то­рии Рос­сии.

– ука­зать не менее двух со­бы­тий (яв­ле­ний, про­цес­сов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду ис­то­рии;

– на­звать две ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (яв­ле­ни­ях, про­цес­сах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии Рос­сии;

– ука­зать не менее двух при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми

Ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний ис­то­ри­ков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии Рос­сии.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: