Под технологией принятия решения понимают состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем организации в комплексе с методами разработки и оптимизации альтернатив.
Решения обычно принимаются на базе собственного или коллективного опыта, эксперимента, анализа научных исследований и др. методов.
Наибольшее распространение получил метод использования собственного или коллективного опыта. Применение этого метода будет оправдано лишь в том случае, если этот опыт тщательно анализируется, а не просто повторяется, и если выявляются причины успеха и неудач и учитывается конкретная ситуация.
Эксперимент основан на апробации, на практике одной или нескольких разработанных альтернатив с целью их оценки.
В практике существуют решения, которые не могут быть приняты без проведения эксперимента, подтверждающего правильность выбора. Эксперимент широко используется при принятии маркетинговых, организационных и кадровых решений.
Анализ научных исследований получил широкое использование в управлении. Он дешевле эксперимента. Одной из главных черт этого элемента является разработка модели, имитирующей проблему. Имитационное моделирование позволяет рассчитать множество вариантов последствий принятого решения. Однако применение имитационного решения возможно с помощью ЭВМ.
Принятие решений – это циклическая последовательность действий, субъектов управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, разработке альтернатив, принятия решения и организации его выполнения.
Этот цикл принятия решения включает:
1. Анализ ситуации;
2. Идентификация проблемы;
|
3. Определения критерия выбора;
4. Разработка альтернатив;
5. Выбор лучшей альтернативы;
6. Согласование решений;
7. Управление реализацией;
8. Контроль и оценка решения;
1) Анализ ситуации. Для возникновения необходимости принятия решения нужен сигнал о внешнем или внутреннем воздействии, который вызвал отклонение в режиме функционирования системы. Одним из важнейших условий принятия правильного решения является детальный анализ возникшей ситуации. Анализ требует сбора и обработки соответствующей информации.
2) Идентификация проблемы. Первый шаг на пути решения проблемы это ее определение. Существует 2 взгляда на сущность проблемы: 1 – проблемной считается ситуация, когда цель не достигнута или есть большие отклонения. 2 – под проблемой понимается возможность изменения параметров организации, позволяющие повысить эффективность.
Проблема в управлении – это расхождение между желаемым и реальным состоянием объекта.
3) Прежде чем рассматривать возможные варианты решения возникшей проблемы, руководитель должен определить показатели, по которым будут производиться сравнение альтернатив и выбор наилучшей. Эти показатели принято называть критериями выбора. В качестве основных критериев используются показатели:
˗ время, необходимое для разработки и реализации управленческого решения;
˗ имеющиеся ресурсы;
˗ показатели эффективности и др;
4) Разработка альтернативных решений. В идеале необходимо выявить все возможные альтернативные пути решения проблемы. Однако на практике руководитель не может располагать таким запасом знаний и времени, чтобы сформулировать и оценить каждую возможную альтернативу. Поскольку поиск оптимального решения очень трудоемок и требует много времени и дорого стоит, поэтому руководитель, как правило, выделяет несколько достаточно хороших и приемлемых вариантов, которые могли бы позволить снять проблему.
|
5) Выбор лучшей альтернативы. Выбрав лучшие варианты, необходимо тщательно их оценить. Необходимо сравнить достоинства и недостатки этих альтернатив, объективно проанализировать и рассчитать возможные последствия их реализации. Для сопоставления вариантов решения используются различные стандарты, а также критерии, по которым их можно сравнивать.
6) Согласование решений. В современной системе управлений сложилось положение, при котором подготавливаются и разрабатываются решения одними работниками, принимают и утверждают другие, а выполняют третьи. Т.е. руководитель часто утверждает и несет ответственность за решение, которое не разрабатывал, а специалисты, готовившие и анализирующие решения, как правило, не участвуют в его реализации. А исполнители не принимают участия ни в подготовке, ни в обсуждении готовившегося решения. В связи с этим необходимо согласовывать многие решения между 3 группами управленцев.
7) Управление реализацией. Управление исполнительской деятельностью при реализации решения выступает в виде четырех взаимосвязанных операций:
1. наблюдение и мониторинг деятельности исполнителей;
2. учет и контроль промежуточных результатов;
3. регулирование действий исполнителей;
4. корректировка решения.
8) Контроль и оценка решения. Контроль — это одна из основных функции управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений.
При помощи контроля руководство организации определяет правильность своих решений и устанавливает потребность в их корректировке.
Методы оценки качества управленческих решений:
Самооценивание.
Оценивание со стороны руководителей работ.
Коллегиальное оценивание. Индивидуальное оценивание со стороны экспертов, контролеров, ревизоров, аудиторов.