Подходы к изучению религии




Интерес к изучению религии существовал, пожалуй, с самого зарождения этого явления, что, по мнению ряда исследователей, совпадает с появлением человека. Эти знания изначально были нацелены на приобщение к священному, познание Бога. Они имели большее или меньшее распространение. Лишь спустя столетия возникает критическое отношение к религии, оформленное в рамках философских традиций и имевшее узко элитарный характер.

Таким образом, можно говорить о двух основных подходах к изучению религии: теологический (богословский) и светский (научно-философский).

В рамках религиозного мировосприятия, складывающегося в сознании религиозного человека, такие попытки приводят к появлению богословия, или теологии – учения о Боге. Теология появляется в наиболее развитых религиях и объясняет ее «изнутри», с позиций человека, принимающего истины веры. Теологический подход к объяснению феномена религии предполагает, что объяснение религии возможно только с позиций самой религии, только на основе принятия религиозной веры. Теология (богословие) является частью теоретического уров­ня религиозного сознания. Свое задание богословско-теологический подход видит вобосновании и систематизации содержания определенной религии в вероучении и форм ее воплощения в культе. В православных духовных школах преподаются такие предметы, как апологетика, или основное богословие (изучает, что такое религия и ее связь с основными проблемами духовной жизни), сравнительное богословие (изучает разные христианские направления в сравнении с православными), дог­матическое богословие (рассматривает основы православного вероучения), нравственное богословие, пастырское богословие, экзегетика (изучает тексты священного писания), патристика (учение святых отцов), сектоведение (изучает новые религиоз­ные организации). К теологии (богословию) принадлежат также дисциплины, направленные на исследование религиозной практи­ки – литургика, обиход. Теологические (богословские) исследования в наше время невоз­можны без широкой обще культурной подготовки ее специалистов, знания ими основных закономерностей природы, общества, челове­ка.

Философский подход в отличие от теологического состоит в том, чтобы, не предполагая заранее существования «высшего начала», «священного», попытаться ответить на вопрос, какие основания религия имеет в человеческом опыте, в какой мере религиозные верования отвечают критериям истинного познания. Этот подход изучает религию «извне» — как составную часть человеческой культуры в ее связях и взаимодей­ствии с другими компонентами культуры. Этот подход представлен светским, научным религиоведением. Религиоведение — комплексная сфера человеческих знаний о религии. Предмет религиоведения — пути образования религии, особенности религиозных представле­ний о мире и человеке, специфические черты религиозной этики и морали, функции религии в обществе, исторические формы религии, короче говоря, религия во всем единстве ее структуры, функциональ­ности, закономерности. Для решения своих заданий религиоведение привлекает ряд философских, общенаучных и специально-научных методов исследования.

Свой предмет философия и наука изучают, придерживаясь правил эмпирической (опытной) или логической проверки на истин­ность, тогда как теология и богословие вынуждены, во-первых, при­нимать много положений просто на веру или на основании авторите­та священных текстов и «отцов Церкви», во-вторых, постоянно апеллировать к Богу или какому-то из его атрибутов как определяю­щей сверхъестественной причины всего, что никакой проверке также не подлежит.

Далее научное религиоведение пытается исключить личную реакцию ученого на исследуемый им объект. В теологии (богословии) же наоборот — он не только не отстранен от объекта, который им изучается, но он приобщен к нему своей верой. Считается, что научное зна­ние о религии само по себе не является ни религиозным, ни антире­лигиозным, но нейтральным, отстраненным. Оно одинаково относится к разным религиям, пытаясь понять их общую природу. В отличие от этого, теология (богословие) является всегда конфессиональной, концентрируя свое внимание на одной конкретной вере, изучая все дру­гие с позиций именно этой веры.

В действительности же, богословско-теологический и научно-философский подход более близки друг другу, нежели это может показаться на первый взгляд: философия и наука основана на вере в разум, главенствующий в окружающем природном и социальном мире, а теология и богословие нацелены на познание Бога с помощью разума. Кроме того, научно-философский и богословско-теологический подходы к религии связаны между собой также исторически: теоло­гия (богословие) является исторически первой формой религиоведения. Теологи (богословы) хотя и не считают науку надежным средством богопознания, не видят ничего отрицательного в научном познании природы и общества, которое может помочь человеку час­тично восстановить господство над ними, заповеданное Богом.

 

Разделы религиоведения

Появление религиоведения стало следствием изменения отношения к религии. Главными причинами можно считать секуляризацию сознания, т.е. постепенный отход значительной части образованных европейцев от религии. Это позволяет сформироваться критическому восприятию религии, что становится основой новой науки. В XIX в. развитие естествознания и гуманитарных наук привело к разрушительным последствиям для традиционного теологического понимания мира как творения Бога и дало мощный стимул развитию атеизма. Особая роль здесь принадлежала дарвинизму, марксизму, фрейдизму. Согласно Ч. Дарвину виды современных живых существ не вышли готовыми некогда из рук творца, как говорится об этом в Библии, а являются результатом длительного процесса развития. Все богатство мира и его жизненных форм с поразительной приспособленностью их к условиям своего существования возникает естественным образом. На достижениях современного ему естествознания базировался и атеизм З.Фрейда, который искал научное обоснование веры в Бога. Он видел в религиозности детскую стадию развития человечества, как бы воспроизводящую отношения между детьми и отцом: Бог – это как бы спроецированный на небеса образ отца, который порожден человеческими страхами и тревогами, поисками защиты, безопасности. Учение К.Маркса исключало Бога из социальных отношений, провозглашая «объективные закономерности» общественного развития, основанные на принципе экономического детерминизма. По мере распространения этих, и других антирелигиозных теорий происходил отход от религии значительной части образованного населения в XIX – ХХ веках. Религиоведение возникает если не на фундаменте атеизма, то, по крайней мере, на основе десакрализации религии, потери ею священного характера, что позволило прибегнуть к критическому научному анализу.

 

Но фактический материал для новой науки накапливается на протяжении предшествующих столетий в виде истории и догматических положений отдельных развитых религиозных систем (в первую очередь христианства). Богатый материал представляет эпоха великих географических открытий, и последующие столетия, в ходе которых активно собирается материал о недавно открытых «примитивных народах» и населении колоний. Важной частью этого этнографического материала становятся сведения о религиях, ранее не известных европейцам, и не воспринимавшихся как нечто священное. Анализ этих верований становится первым шагом научного религиоведения.

Как отрасль социально-гуманитарного знания (а также предмет пре­подавания), религиоведение возникает вместе с другими гуманитарными дисциплинами во второй половине XIX века на грани философии, психологии, социологии, антропологии, этнографии, археологии, языкознания и ставит своей задачей беспристрастное и внеконфессиональное исследование религий мира. Произошло это, когда широко распространенные историко-сравнительные исследования религии приобрели систематическую форму. По своей внутренней структуре религиоведение является полидисциплинарным образованием.

Много усилий относительно становления религиоведе­ния как науки приложили голландцы П. Шантепи де ля Соссе (1848-1920) и К. Тилле (1830—1920). В это же время религиоведение стало и учебной дисцип­линой, религиоведческие исследования начали проводиться в преде­лах соответствующих университетских кафедр. Первые подобные кафедры были открыты в конце 1870-х годах в Голландии и Франции, вскоре – в других европейских странах и США. Первый конгресс религиоведов состоялся в Стокгольме в 1897 году, а первый конгресс историков религии — в 1900 году в Париже. В 1950 году была основанаМеждународная ассоциация историков религии, которая и сейчас остается самой авторитетной организацией религиоведов мира.

Границы между религиовед­ческими дисциплинами, с одной стороны, между религиоведением и прочими отраслями социогуманитарного знания, с другой стороны, довольно условны. Один и тот же исследователь может выступать в различных трудах, даже в разных аспектах одного научного труда, и как представитель определенной науки, и как специалист по несколь­ким религиоведческим дисциплинам одновременно.

Несколько слов об основных разделах религиоведения и рассмат­риваемых в них проблемах.

Философия религии изучает сущность и природу религии, объясняет основные идеи и принципы, на которых она основана, абстрагируясь от конкретных форм религии. Этот раздел претендует на исключительно рациональ­ную трактовку феномена религии и его наглядных проявлений, чем отличатся от одного из разделов богословия – религиозной философии.

В границах философии религии традиционно выделяют два направ­ления – апологетика (оправдание) религии, защита ее необходимос­ти (Аристотель, Г. Лейбниц, В. Соловьев) и философская критика религии. Формы философской критики могут отличаться. В пантеизме (Б. Спиноза) Бог отождествляется с миром, природой. Его сторон­ники рассматривают Бога не как сверхъестественную личность, а как абсолютный (безличный) дух, слитый с природой в единое целое. В деизме (Дж. Локк, Ф. Вольтер) Бог предстает безличностной первопричиной мира, высшим разумом, с деятельностью которого связано творение мира. Кроме того, Бог после создания мира не вмешивается в происходя­щие в нем процессы и явления. Атеизм (П. Гольбах, Б. Рассел) отрицает существование Бога, потустороннего мира, бессмертие человеческой души и другие основополагающие принципы религии. В западной интеллектуальной традиции принято рядом с атеизмом как чрезмерно радикальной позицией ставить агно­стицизм (Г. Спенсер, Д.Юм) – утверждение об отсутствии убедительных доказательств, на основании которых можно прийти к выводу – существует Бог или нет. Скептицизм (И. Кант) подвергают сомнению содержание религиозного знания.

В сравнении со временем своего расцвета в XIX – в начале XX века, в наше время философия религии, вероятно под воздействием кри­зисных явлений в самой философии, сузила предметную сферу исследования, уменьшила размеры своих научных притязаний. Там возобладала мысль, что философия религии призвана лишь устанавливать, насколько логическими выглядят те или иные религиозные верования, как следует понимать язык религии – буквально или метафорически, в какой мере ее верования соединяются с другими мировоззренческими системами.

Социология религии изучает общественную включенность религии в жизнь социума, общественные закономерности ее возникновения, развития и функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние религии на другие элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной общественной системы на религию.

Эта дисциплина изучает религию как социальный феномен, т.е. общественный институт, внешним образом воздействующий на людей. Социология религии отвечает на вопрос о социальной обусловленности религии и ее роли в обществе.

Один из основоположников социологии религии Эмиль Дюркгейм разрабатывал свою теорию религии на основе изучения верований австралийских аборигенов. В его концепции источник религии – само общество, и она существует вне зависимости от существования Бога. Таким образом, в теории Дюркгейма происходит десакрализация религии, ее сведение к социальной реальности.

Еще одним основоположником социологии религии считается немецкий ученый Макс Вебер. Он исследовал место и значение религии в изменяющемся обществе, влияние религии на развитие экономики, политических систем, семьи. Вебер исследовал мировые религии и их влияние на ход истории. Вебер также первым разработал типологию религиозных организаций. Вместе с ними можно также назватьЭрнста Трельча, который исследовал социальные элементы христианства. Он также внес значительный вклад в общую социологию религии, проанализировав основные религиозно-социологические понятия.

Социологическое исследование может осуществляться на двух уровнях. На теоретическом уровне раскрываются общие характеристики взаимодействия религии с обществом, на эмпирическом – уровень религиозности в определенном регионе, типология отношения к религии, мнение о религии разных групп населения и т.д. Социология религии использует систему специфических категорий и понятий, заимствованных из терминологического аппарата философии, социологии, других религиоведческих дисциплин, или созданных на этой основе самостоятельно.

Социология религии рассматривает место религии в обществе, которое изменяется в процессе его развития и отражается в ряде понятий: «сакрализация», «секуляризация», «религиозный плюрализм» и др. Сакрализация (от лат. «священный») может быть охарактеризована как привлечение к сфере религиозного санкционирования разных форм общественного, группового и индивидуального сознания, деятельности и поведения людей, социальных отношений и институтов. Секуляризация (от лат. «мирской», «светский») представляет собой высвобождение общества от влияния рели­гии. Она проявляет себя в сужении круга функций, выполняемых ею; отчуждении церковной собственности в интересах государства или других учреждений; освобождении от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений; изъятии образования из ведения Церкви; развитии светского искусства, морали и др. Наглядным примером секуляризации может служить история европейских стран, начиная с Нового времени. Религиозный плюрализм (от лат. «множественный») означает поликонфессиональный характер религиозности народов, социальных групп, граждан одного государства. Считается одним из признаков современного общества.

Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т. д.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей.

Психологический подход к изучению религии оформляется в самостоятельную дисциплину к концу XIX в., в первую очередь, благодаря работам У. Джеймса и В. Вундта, З. Фрейда. Ее предмет составляли индивидуальные чувства, связанные с религией (религиозный опыт индивида), и «религиозное общение», обретение веры или переход из одной веры в другую, воздействие религиозной веры на поведение индивидов или групп людей. Религия рассматривается как стержень, основа внутренней духовной жизни личности, а затем и как средство групповой и социальной интеграции (социальная психология).

История религии обрисовывает движущийся во времени мир религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях.

Одно из направлений развития религиоведения было связано с тем, что открытие новых континентов и народов, не только живущих ныне, но и существовавших в прошлом, обнаружило многообразие форм и типов религии, в том числе и многих таких, которые ранее практически не были известны. Со временем накопился материал, значительно обогативший знания о религиях Востока – исламе, индуизме, буддизме. Появились описания так называемых примитивных религий, а вместе со всем этим – попытки систематизировать накопившийся материал, выработать типологию религий, попытки найти такую элементарную форму религии, из которой впоследствии развились другие формы.

В истории религии существовало несколько самых заметных направлений, которые с разных теорети­ческих и методологических позиций подходили к решению упомяну­тых вопросов. Сравнительно-исторический подход (М. Мюллер) говорит о необходимости рассматривать каждую конк­ретную религию в контексте ее истории, выявлять ее древнейшую форму и сравнить ее с другими известными религиями, определяя сходное и различное между ними. Представители эволюционного подхода (Э. Тайлор, Дж. Фрезер) на­деялись путем обобщения фактов истории религии определить «минимум религии», то есть первичную и определяющую для ее последующего развития форму и основные стадии эво­люции религии, которые следовали бы из этого «минимума». Сторонники д иффузионизма (Ф. Боас, Ф. Гребнер, Л. Фробениус) отстаивали идею, что культура (и религия как ее составной эле­мент) не эволюционирует, а распространяется в виде концентрических кругов из нескольких культурных центров. Структурализм (К. Леви-Строс) главную цель определял тем, чтобы на основе анализа мифологии, обрядов и ритуалов первобытных народов выявить наличие каких-то общих бессознательных структур, формальных моделей, присущих всем народам, независимо от уровня их исторического развития и определенным образом типологизировать их. Представители универсализма (С. Радхакришнан и др.) пытались со­здать синтетические концепции, которые бы выявляли положитель­ные элементы в каждой религии и объединяли их во «всемирной ре­лигии духа».

Современных историков религии, которые потеряли надежду создать объективную периодиза­цию или типологизацию религии, пригодную во всех без исключения случаях, сейчас больше интересует не история религии вообще, а ис­тория отдельных проявлений религии (конфессиональная история, история церквей, деноминаций, сект, религиозных движений и учений).

Феноменология религии соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся значений и смыслов и с учетом этого дает систематическое описание явлений религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения. Предметом феноменологии религии являетсяизучение «святого», как всего, что наделено сверхъестественными свойствами, во всем многообразии его проявлений (материальные вещи, пространство и время, числа, слова, действия, переживания человека и тому подобное) в разных религиях. В отличие от философии религии, феноменология религии принципиально оставляет открытым вопрос о сущности религиозных явлений. Характерным методологическим принципом являетсяпереживание религиозных феноменов с точки зрения их носителей, а не с точки зрения внешнего наблюдателя. Самым значительным представителем феноменологии религии следует считать американского ученого румынского происхождения Мирче Элиаде.

В последние десятилетия XX века процесс специализации религиоведения продолжался. Появились новые его сферы, в частности, политология и этнология религии. Политология религии изучает особенности процесса взаимодействия религиозного и политического факторов развития общества, которые могут сказываться в формах сочетания религиозной и политической власти в разных соотношениях: теократии (преимущества духовной власти) или цезаре папизма (преимущества власти светской); разные модели государственно-церковных отношений; роль в общественной жизни таких факторов, как религиозное реформаторство или фундаментализм и т.п. Этнология религии прослеживает взаимосвязь и взаимодействие религии и народа (этноса): истоки и происхождение этих двух феноменов, влияние религии на формирование народа и наоборот то, как этнос формирует свою религию и какие изменения вносит он в чужие религии, принимая их как свои. Интересным новейшим ответвлением религиоведения можно считать «феминистскую теологию», чье появление стало возможным благодаря движению за женское равноправие, а его предметом является анализ категории «женского» в религии.

Религиоведение изучает религию в реальном социальном контексте, в ее связи и взаимодействии с другими областями жизни и деятельности человека; изучает, как и какой образ действительности складывается в религиозном сознании, каким образом религия объясняет мир и какие способы действия, какие обязательства накладывает на человека, какие чувства она пробуждает и как влияет на эмоциональную жизнь людей, каковы социальные и психологические предпосылки человека в религии. Ответы на эти и другие вопросы должны дать возможность выработать определение религии, понять и объяснить феномен религии.

 

Структура религии

Слово «религия» латинского происхождения и имеет этимологию, уходящую в древность, так что уже античные авторы затруднялись однозначно определить его истоки. Римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством. Христианский писатель и апологет Лактанций (IV в. н.э.) считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare (связывать), поэтому религию он определял как союз человека с Богом. Подобным же образом понимал сущность религии и епископ Августин Аврелий, хотя он считал, что слово «религия» произошло от глагола reeligere (воссоединять) и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом. Современные исследователи зачастую соглашаются с точкой зрения на происхождение слова «религия» от глагола religare. Синонимами термина «религия» в других языках можно считать санскритскую «дхарму» (закон), славянскую «веру».

Согласно философскому словарю, религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, священного, сверхъестественного мира.

В данном определении указаны основные структурные элементы религии, на которых остановимся подробнее.

Религиозное сознание – это причастность определённым религиозным идеям и ценностям, а также принадлежность к определённой религии и религиозной группе. Человек считает себя верующим, и тогда он относит себя к определённой религии: я буддист или я православный. Члены одной религиозной группы также определяют себя, например: мы мусульмане. Это уже коллективный уровень религиозной идентичности.

Религиозное сознание может формироваться в человеке в разные периоды жизни и при разных обстоятельствах. Это происходит через включение человека в систему религиозных отношений и через восприятие религиозных идей, ценностей, эмоциональных норм. Чаще всего религиозное сознание формируется под воздействием семейной среды (воспитание в религиозной семье) и местного окружения, а также под влиянием религиозных наставников и проповедников. Основой религиозного сознания выступает вера.

Вера – это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в истинности какой-либо идеи. В ней содержится ожидание осуществления желания. Данное психологическое состояние возникает в вероятностной ситуации, когда существует возможность для успешного действия и его благоприятного исхода. Вера возникает по поводу тех событий, процессов, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляет собой сплав интеллектуального, эмоционального и волевого моментов. Не всякая вера есть вера религиозная.

Религиозная вера – это внутренняя уверенность в приобщении к «тайне», к «невозможному», т.е. выходящему за рамки причинно-следственных связей. Такая вера является переживанием, для которого в отличие от интеллектуального акта логика и доказательства не нужны. Религиозная вера в отличие от суждений науки не требует обоснования, доказательства, проверки и подтверждения посредством соотнесения с реальной действительностью. Она поддерживается не доводами разума и не фактами, подтверждающими ее, а внутренним интуитивным опытом и силой традиции.

Специфика религиозной веры в ее недоказуемости. Причем доказать невозможно ни факт существования, ни отсутствия существования объекта веры.

Не смотря на это, попытки рационального доказательства истинности религиозных положений предпринимались многократно рамках теологии и философии религии, начиная с эпохи античности.

 

 

Наглядный образ непосредственно связан с переживаниями, поэтому религиозное сознание очень эмоционально. Религиозные чувства – это эмоциональное отношение верующих к признаваемым ими объективными существам, к священным вещам, персонам, действиям, друг к другу. Не всякие переживания можно считать религиозными, но лишь те, которые спаяны с религиозными представлениями, идеями, мифами и в силу этого приобрели соответствующую направленность, смысл и значение.

Религиозное сознание имеет два уровня – обыденный и концептуальный. Обыденное религиозное сознание предстает в виде образов, представлений, стереотипов, установок, настроений, привычек и традиций. Оно выступает не как нечто цельное, систематизированное, а в фрагментарном виде разрозненных представлений, взглядов. На этом уровне главную роль играют эмоции – чувства и настроения, наглядно образные формы сознания. Следует подчеркнуть также, что на этом уровне преобладают традиционные способы передачи представлений, религия всегда непосредственно связана с индивидом, всегда выступает в личной форме.

Религиозное сознание на концептуальном уровне – это специально разрабатываемая, систематизируемая совокупность понятий, идей, принципов, рассуждений, аргументации, концепции. Это религиозное вероучение, которое включает в себя догматы веры (догмат – утверждение высшим религиозным институтом положения вероучения в качестве непреложно истинного), как правило, оформленные в канон, (свод религиозных положений). В состав канона входит: а) более или менее упорядоченное учение о Боге (богах), мире, природе, обществе, человеке; б) ритуальные предписания. Вероучение, теология базируются на священных текстах и в то же время разрабатывают правила их толкования.

В сфере религии развертывается соответствующая деятельность. Следует различать нерелигиозную и религиозную деятельность религиозных людей, групп, организаций. Нерелигиозная деятельность осуществляется во внерелигиозных областях: экономической, производственной, политической, художественной, научной. Она может быть религиозно окрашена, но по объективному содержанию, предмету и результатам это – внерелигиозная деятельность.

Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе общественной деятельности. Существуют два основных вида религиозной деятельности – внекультовая и культовая. Внекультовая осуществляется в духовной и практической сферах. Духовная сфера – это разработка религиозных концепций, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений и т.д. Разновидностями практической внекультовой деятельности являются производство средств религиозного культа, миссионерство, преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях, пропаганда религиозных взглядов.

Религиозный культ – это совокупность религиозных действий, определяемых каноном и направленных на служение Богу (богам). Он является важнейшим видом религиозной деятельности. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами, прежде всего – священными текстами. Воспроизведение этих текстов во время отправления культа является для верующего человека воспроизведением «высшей» реальности, служением ей. В этом смысле культ может быть охарактеризован как проигрывание религиозного мифа. В искусстве (например, в театре) воспроизведение художественного текста, каким бы точным и мастерским оно ни было, не устраняет условность действия. Театральные зрители знают, что на сцене происходит игра. Воспроизведение же мифа в религиозном культе всегда связано с верой в реальность описанных в мифе событий, в их действительное совершение так в прошлом, так здесь и сейчас, в повторяемость этих событий, в присутствие мифологических персонажей, в получение ответа от высших сил, возможность общения с ними и т.п.

Предметом культа становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа в религиях, религиозных направлениях и конфессиях выступали материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна и пр., или Бог, боги, другие высшие существа. Разновидностями культа являются ритуальные пляски вокруг изображения животных – предметов охоты, заклинания духов (на ранних стадиях развития религии), богослужения, проповедь, молитва, религиозные праздники, паломничества (в развитых религиях).

К средствам культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство (архитектуру, живопись, скульптуру, музыку), различные культовые предметы (облачения, утварь). Культовое здание – важнейшее средство культа. Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований. На основе религиозных взглядов, священных текстов, догматов и канонов складываются определенные нормы и предписания о том, что и как нужно делать, чтобы воспроизвести, актуализировать «высшую» реальность и послужить ей. Эти предписания касаются как элементарных культовых актов (поклоны, падение ниц и т.п.), так и более сложных (богослужение, праздники, проповеди). Средства культа и сами культовые действия имеют символическое значение. Так, храм – это культовое строение (действительное значение) и дом Бога (символическое значение), следовательно, храм – это символ божественного присутствия и т.д.

Результатом культа является прежде всего удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного чувства, сознание выполненного долга. В сознании верующих с помощью культовых действий воспроизводятся религиозные образы, символы, мифы, возбуждаются соответствующие эмоции. В культовой деятельности происходит реальное общение верующих друг с другом, она является средством сплочения религиозной группы.

Религиозные организации. В религиозной сфере так же, как и во всех прочих, складываются учреждения. Они имеют жизненный (упорядочивающий деятельность) и символический смысл. Поскольку религиозные институты объединяют людей одного вероисповедания, одной конфессии (конфессия – религиозная общность последователей одного вероисповедения), то их символический смысл – в общности людей, воспроизводящих «высшую» реальность и служащих ей. Внутри конфессии, как правило, можно выделить институт духовенства (непосредственных служителей культа) и мирян.

В первобытном обществе религиозных организаций не было. Руководили религиозными церемониями первоначально старейшины рода и племени. Постепенно появлялись совершители культа: шаманы, знахари и др. Складывались религиозные группы – «тайные союзы», не совпадающие с этническими общностями. По мере дифференциации общества, разделения труда постепенно образуется сословие жрецов, а вместе с ним и религиозные организации.

Строение религиозной организации предписывается традицией и обычаем, уставом, священными текстами и т.д. Конфессия со всеми организационными элементами представляет собой религиозное, культовое объединение. На основе изучения христианства учеными разработана типология религиозных организаций, конфессий: церковь, секта, деноминация.

Церковь (от греч. «дом», «семья», «Дом Господень»; «собрание») – широкое объединение, принадлежность к которому определяется, как правило, не свободным выбором индивида, а традицией, отсюда признание возможности каждого человека стать членом церкви. Фактически отсутствует постоянно и строго контролируемое членство, прихожане анонимны. Во многих церквях проводится строгое отделение посвященных в таинство отправления культа и осуществляющих управление от основной массы верующих, что находит отражение в организационной структуре. Подчеркивается традиционность руководства, позиции и роли, степени и градации упорядочены по иерархическому и авторитарному принципу.

Секта (от лат. «учение», «школа») возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям, она может быть выразителем социального протеста групп, недовольных своим положением. Для нее характерны претензия на исключительность своей роли, доктрины, миссии, настроения избранничества, а нередко и тенденция к изоляционизму, резко выраженное стремление к духовному возрождению. Институт священства отсутствует, лидерство считается харизматическим, подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения, делается акцент на обращение, предшествующее членству. Историческая судьба сект неодинакова: одни из них со временем прекращают свое существование, другие постепенно превращаются в иные типы.

Деноминация (от лат. «наименование») занимает промежуточное положение между церковью и сектой, обладая характеристиками каждого. Сохраняя акцент на избранности членов, она признает возможность духовного возрождения для всякого верующего, придерживается принципа постоянного и контролируемого членства. Изоляция от «мира» и замкнутость внутри религиозной группы не считается признаком истинной религиозности, последователи призываются к активному участию в жизни общества. Несмотря на провозглашение принципа равенства всех членов и выборности руководящего состава, имеется элита руководителей, как правило, постоянных. При определенных условиях в деноминации может возникать тенденция к превращению в церковь, от нее могут отделяться сектантские группы.

Границы между церковью, сектой и деноминацией весьма подвижны. Общий для развития мировых религий процесс превращения немногочисленных религиозных общин (сект) в разветвленные религиозные организации (деноминации и церкви).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: