1. Составить в тетради запрос по теме «Морские сражения во время Великой отечественной войны». При этом убрать из темы незначащие слова, расширить запрос синонимами, составить логическую формулу запроса с обязательным использованием операторов конъюнкции, дизъюнкции, расстояния и фразы (жесткое словосочетание).
2. Показать запрос преподавателю.
3. Затем записать его варианты на языках систем Апорт, Яндекс, Рамблер.
4. Отладить запрос в режиме реального поиска, проводя последовательно сеансы во всех трех системах. Попытаться варьировать поисковые предписания, чтобы добиться оптимальных показателей поиска. Для этого фиксировать в тетради полученные результаты по каждому варианту: точность (по первым 20 документам) и условную полноту (абсолютный объем выдачи).
5. Вернуться к наилучшему поисковому предписанию и текст запроса скопировать через буфер обмена из поисковой строки (окно для ввода запроса) в окно файла отчета Report3 (поочередно в каждой системе). Указать при этом в отчете показатели точности и полноты. Первую веб-страницу с результатами поиска в каждой системе сохранить в своей папке в формате «только html».
Знакомство с поиском по полям («Расширенный поиск»)
6. Найти с помощью системы Яндекс документы, посвященные Льву Гумилеву. Количество найденных документов и сайтов записать в файл отчета. Адрес (URL) первого документа из списка сохранить в Избранном в папке «Гумилев».
7. Затем перейти в режим расширенного поиска и найти документы, посвященные Льву Гумилеву, с датой после 1 октября 2004 г. Новое количество найденных документов и сайтов снова записать в файл отчета. Первый документ из списка результатов поиска сохранить в своей папке в формате «веб-архив, один файл» (*.mht).
8. Найти через систему Рамблер документы по теме «Экономика города Москвы». При этом объём выдачи (количество описаний документов на странице результатов) установить равным 30. Результаты поиска отсортировать по дате (по убыванию) и первую веб-страницу с результатами поиска сохранить в своей папке в формате «только html». Количество найденных документов и сайтов зафиксировать в файле отчета.
9. Перейти в режим расширенного поиска и найти документы по той же теме, но находящиеся лишь на сайте www.rbc.ru. Результаты поиска отсортировать по дате (по возрастанию) и первую веб-страницу с результатами поиска сохранить в своей папке в формате «только html». Количество найденных документов и сайтов зафиксировать в файле отчета.
10. Найти через систему Яндекс документы по теме «Образование», из которых есть ссылка на сайт www.rsuh.ru. Первую веб-страницу с результатами поиска сохранить в своей папке в формате «только html». Количество найденных документов и сайтов зафиксировать в файле отчета.
11. Загрузить один из найденных документов, просмотреть его html-код, найти в нем ссылку на сайт www.rsuh.ru и элемент гиперссылки (от начального до конечного тега А) через буфер обмена скопировать в файл отчета.
12. Документ в формате mht, сохраненный в п. 7 (о Льве Гумилеве), прочитать в редакторе Word: вначале в формате веб-страницы, затем в формате «только текст». При втором чтении просмотреть содержимое окна ввода редактора Word (особенно начало и конец файла), скопировать первую страницу окна ввода в файл отчета и быть готовым объяснить, что такое формат mht.
Примечание. Формат mht кодируется в соответствии со стандартом MIME (RFC2046 и RFC2047).
13. Предъявить работу преподавателю.
Лабораторная работа № 4
(Глобальные вербальные ИПС: сравнительный анализ)
1. Работа заключается в сравнительном изучении заданных глобальных ИПС сети Интернет вербального типа.
Примечание. Набор систем и их количество может меняться по усмотрению преподавателя.
2. Перейти на сайт соответствующей поисковой системы (здесь и далее — доменное имя системы: www.название_системы.com). Найти в каждой системе ссылки на ее описание в целом, на описание языка запросов, интерфейсов, режимов работы и других особенностей системы. Описание каждой ИПС кратко законспектировать в тетради.
3. Проанализировать и сравнить возможности систем в режиме расширенного поиска. Страницы интерфейса расширенного поиска сохранить в своей папке.
4. Результаты анализа в сжатом виде представить в форме сводной таблицы (с. 38) в файле отчета Report4 (ориентация таблицы — альбомная). Размеры таблицы можно увеличить. Если что-то не помещается в таблице, в ячейке делать сноску на текст под таблицей (таблица не столько форма представления результатов, сколько схема анализа).
5. Предъявить работу преподавателю.