Работа с научной литературой




Изучение научной литературы - это важный и длительный процесс, завершающийся написанием окончательного варианта иследования. Он включает ряд этапов: поиск источников; ознакомительное чтение; углубленное, изучающее чтение с выписками в форме конспектов, аннотаций, тезисов, реферирования; использование источников в процессе исследования для объяснения и интерпретации собственных результатов и наблюдений; ссылки на литературу в черновике; написание обзорной части работы; организация библиографического описания к работе и его окончательное редактирование.

Несколько советов:

Не используйте промежуточных списков литературы. Записи ведите только на карточках или в специальных файлах на компьютере. Сразу грамотно и полно описывайте источники информации, соблюдайте правила оформления произведений печати, принятые в библиографии. В сложных случаях обратитесь к ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» или проконсультируйтесь в библиографическом отделе библиотеки [7, 8, 9].

На карточке (в файле) лучше подробно (даже избыточно) описать статью или книгу, нежели потом искать недостающие элементы описания. Чаще всего исследователи забывают указывать количество страниц в книге или не указывают страниц окончания нужной статьи, упускают название издательства. Поэтому позднее приходится вновь обращаться к источникам, а это требует повторного обращения к книге или журналу, т.е. дополнительных затрат времени на заключительном этапе работы. Помните, что книга описывается не по обложке, а по титульному листу, недостающие элементы описания берутся из других частей книги.

При организации списка использованных источников вы складываете карточки (нумеруете файлы) в порядке цитирования, единообразно редактируете их и один раз переписываете весь список. Ясно, что в процессе работы какие-то источники окажутся не нужными, вы их уберёте, добавите новые. С отдельными карточками (файлами) легче работать в каталогах, нежели со списками, на них вы можете записать библиотечные номера, что тоже удобно. Список литературы следует обсудить с научным руководителем.

Список использованных источников является важной составляющей вашей работы, влияющей на её оценку. Он даёт возможность по указанным источникам более глубоко и детально ознакомиться с состоянием рассматриваемого вами вопроса или проблемы. Кроме того, он в определённой степени характеризует вашу эрудицию, широту кругозора, степень новизны и значимости вашей работы. Если в списке только учебники, учебные и методические пособия и нет работ последних лет, то либо рассматриваемый вами вопрос не представляет интереса на настоящий момент, либо у вас нет информации о последних работах в этой области и новизна вашего исследования сомнительна.

Очень важно дать грамотное библиографическое описание работ, на которые Вы ссылаетесь. Чаще всего используются несколько основных способов библиографического описания изданий.

Примеры библиографической записи на книги и брошюры

Под именем индивидуального автора (авторов):

- Хакен, Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический под- ход к активности мозга, поведению и когнитивной деятельности [Текст] / Г. Хакен; науч. ред. В.И. Аршинов; пер. Ю.А. Данилов. - М.: ПЕРСЭ, 2000. - 351 с. - ISBN 5-9292-0047-5.

- Шрайберг, Я.Л. Автоматизированные библиотечно-информационные системы России: состояние, выбор, внедрение и развитие [Текст] / Я.Л. Шрайберг, Ф.С. Воройский. – М.: Либерия, 1996. - 271 с. - ISBN 5-85129- 084-8.

Пример библиографической записи на составную часть книги:

Захарьев, Б.Н. Фазы рассеяния и теорема Левинсона [Текст] / Б.Н. Захарьев // Уроки квантовой интуиции. - Дубна, 1996. С. 149–172.

Примеры библиографической записи на публикацию в газете, журнале, периодическом или продолжающемся сборнике:

Статьи из журнала:

Волжина И.А. Формирование экологических знаний школьников через предметно-практическую деятельность. //Школа и производство, 2006, №8, с.18-19.

- Гильмеева Р.Х. Роль исследовательской деятельности учителя начальных классов в реализации идей развивающего обучения / Р Х. Гильмеева // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 4. - С. 58-60.

Статьи из газеты:

Колесникова, О. Равнение на центры! [Текст]: [о сибирских научных центрах] / О. Колесникова // Поиск. - 2001. - 5 июля (№ 27). С. 12.

Материалы из электронных ресурсов:

- Образцы правовых документов [Электрон. ресурс]: электронный правовой справочник KODCD23. - Электрон. дан. - СПб. Кодекс, 2000. - 1 электрон. диск (CD-ROM).

Оформление указаний внутри исследовательской работы:

Ссылка - словесное или цифровое указание внутри работы, адресующее к изданию (библиографическая ссылка); к фрагменту текста, где содержатся дополняющие или поясняющие сведения о предмете речи в данном текстовом фрагменте; к иллюстрации, таблице, формуле, приложению, главе, параграфу, пункту (внутритекстовая ссылка) и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: