МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
«ПРОБНЫЕ УРОКИ В ШКОЛЕ»
ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования
МДК.01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания
по специальности СПО
44.02.02 Преподавание в начальных классах
базовый уровень подготовки
г. Николаевск-на-Амуре, 2019
Методические рекомендации разработаны для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах по производственной практике «Пробные уроки в школе» в рамках освоения ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования.
Данные методические материалы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1353 от 27 октября 2014 года, и являются практическим руководством для обучающихся и руководителей практики. Методические материалы предназначены студентам для анализа практической подготовки студента собственной деятельности.
Разработчик:
Кайдалова В.Р.-преподаватель
Методические рекомендации производственной практики рассмотрены и одобрены на заседании методического совета
Протокол № от «__» ________________ 20 г.
Методические рекомендации производственной практики по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах согласованы на заседании предметной цикловой комиссии Протокол №___ от «___» _________________ 20 г. Председатель ПЦК _______________________ |
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………. | |
Методический материал по подготовке пробного урока ……………………….. | |
Советы по подготовке пробного урока …………………………………………... | |
Основные этапы современного урока …………………………………………… | |
Требования к современному уроку……………………………………………….. | |
Примерная структура каждого типа урока по ФГОС……………………………. | |
Нормы оценок письменных работ по математике……………………………….. | |
Оформление письменных работ по математике…………………………………. | |
Типичные затруднения практикантов на уроках ………………………………… | |
Примерная схема анализа урока по ФГОС……………………………………….. | |
Самоанализ урока ………………………………………………………………….. | |
Учебные универсальные действия ………………………………………………... | |
Заключение ………………………………………………………………………… | |
Литература для студентов при подготовке к уроку математики………………... |
Введение
Производственная практика является составной частью профессиональной подготовки студентов и проводится с целью формирования целостного представления об образовательном процессе в современном общеобразовательном учреждении.
Производственная практика «Пробные уроки в школе» проводится при освоении профессионального модуля ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования.
Практика пробных уроков является одним из видов профессиональной практики и проводится после изучения соответствующих разделов педагогики, психологии и частных методик и прохождения предыдущих видов практики; предусматривает самостоятельное проведение студентами учебных занятий по специальности.
Цель практики: приобретение практического опыта организации образовательного процесса в начальных классах.
Задачи практики:
- применять на практике знания, полученные при освоении профессионального модуля ПМ.01Преподавание по программам начального общего образования;
- наблюдать за учебно-воспитательным процессом и анализировать его результаты;
- развивать творческое отношение к педагогическому труду;
- планировать, организовывать, анализировать уроки;
- осуществлять выбор методов, приемов и средств для проведения уроков, занятий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
- устанавливать педагогически целесообразные отношения с детьми, деловые отношения с руководителями практики, сокурсниками;
- совершенствовать навыки исследовательской деятельности;
- самостоятельно анализировать свою деятельность.
В ходе освоения программы практики студенты приобретают практический опыт:
- анализа уроков и процесса обучения по всем учебным предметам начальной школы;
- определения цели и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начальной школы;
- проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся;
- применения приемов страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений;
- наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями;
- разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
- ведения учебной документации.
В ходе освоения программы практики студенты овладевают умениями:
- находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимые для подготовки к урокам;
- определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
- использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
- планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями и коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении;
- использовать ИКТ, ТСО в образовательном процессе;
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
- проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;
- интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся;
- оценивать процесс и результат деятельности обучающихся по всем учебным предметам, выставлять отметки;
- осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков по всем учебным предметам;
- анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам, корректировать и совершенствовать их;
- каллиграфически писать, соблюдать нормы и правила русского языка в устной и письменной речи;
- выразительно читать литературные тексты;
- петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать, выполнять физические упражнения;
- изготавливать поделки из различных материалов;
- рисовать, лепить, конструировать;
- анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков.
В процессе практики у студентов формируются общие и профессиональные компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
В ходе освоения программы практики студенты выполняют следующие виды работ:
- изучение предметно-развивающей среды, знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, классе, с работой учителя;
- определение цели и задач уроков, планирование уроков;
- проведение пробных уроков по учебным предметам;
- посещение и анализ пробных уроков других практикантов;
- наблюдение за учебно-воспитательным процессом и анализируют его результаты;
- изучение методов, приемов и средств проведения уроков, а также способы руководства познавательной деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Отчетная документация:
- дневник по практике (табель учета выданных уроков, оценочный лист общих и профессиональных компетенций студента преподавателями колледжа, табель результатов аналитической деятельности студента);
- конспект каждого выданного пробного урока;
- самоанализ каждого выданного пробного урока;
- отчет по практике по установленной форме и в соответствии с требованиями, предъявляемыми техникумом.
За каждый пробный урок студенту выставляется отметка по пятибалльной системе, по итогам практики - итоговая отметка согласно критериям.
Методический материал по подготовке пробного урока