Организация зарубежной производственной деятельности фирм




 

Новые явления в организационных формах управления международной деятельностью ТНК вытекают, прежде всего, из проводимой ими политики переориентации от экспорта товаров из страны базирования материнской компании к осуществлению производственной деятельности на подконтрольных заграничных производственных предприятиях с последующей реализацией продукции на зарубежных рынках. Это продиктовано стремлением ТНК использовать относительный избыток капитала для увеличения нормы прибыли, получаемой в странах с более низкой заработном платой, меньшими налогами, расходами на сырье, транспортировку и др.

Одним из важнейших условий роста заграничной производственной деятельности явилась тенденция к транснационализации хозяйственной жизни, которая в условиях научно-технической революции предопределила растущую потребность в специализации и кооперировании производства. ТНК стали все шире использовать специализацию и кооперирование производства как важную форму, обеспечивающую повышение прибыльности производства в глобальном масштабе. Это осуществлялось, в частности, путем разграничения производственных программ между заграничными дочерними компаниями, повышения их конкурентоспособности в результате внедрения на их предприятиях передовых научно-технических достижений, полученных в материнской компании. Важным стимулом к расширению заграничной производственной деятельности ТНК был также рост объективной потребности огромного по масштабам производства в крупных рынках сбыта. Такая потребность усиливала их стремление к внешнеэкономической экспансии, желание обойти таможенные и иные барьеры и расширить свои позиции на рынках других стран путем приближения к непосредственному потребителю с целью более полного учета его требований и спроса. Это вызвало необходимость возникновения и развития соответствующих форм международной деятельности ТНК.

Производственные заграничные филиалы и дочерние компании создаются либо в виде сборочных предприятий, либо предприятий с полным производственным циклом. Сборочные предприятия осуществляют сборку машин и оборудования из поставляемых частей, узлов и деталей с предприятий основной компании и продают их иностранным покупателям часто через местных посредников. Сборочные предприятия создаются в основном в отраслях, выпускающих продукцию массового производства, главным образом в автомобильной промышленности, производстве тракторов, мотоциклов, велосипедов, электробытовых приборов, радиоаппаратуры, сельскохозяйственного оборудования.

Заграничные сборочные предприятия являются удобным средством для организации сбытовой сети и технического обслуживания машин и оборудования в странах-импортерах. Используя их как базу, ТНК получают возможность не только продавать в данной стране собираемые машины и оборудование, налаживать техническое обслуживание, но и изучать особенности и потребности местных рынков в других видах машиностроительной продукции, устанавливать более тесные контакты с местными правительственными чиновниками, фирмами-импортерами и т.д.

Помимо чисто сборочных предприятий, изготовляющих машины и оборудование исключительно из импортируемых частей и деталей, широкое распространение получило создание за границей предприятий прогрессивной сборки, которые используют детали и части не только импортного происхождения, но и местного производства. На этих предприятиях доля деталей и частей местного производства со временем возрастает, а доля импортных частей соответственно уменьшается до минимума, включающего только те детали, которые невозможно изготовить на месте.

Создание собственных сборочных и производственных предприятий за границей обеспечивает ТНК дополнительные прибыли в результате более низких издержек производства в странах, где создаются эти предприятия. Это обусловлено следующими обстоятельствами. Прежде всего, как правило, материнская компания для своих сборочных и других производственных дочерних компаний выбирает страны, где уровень заработной платы рабочих ниже, чем в стране ее базирования. Большое значение имеет и уровень налогообложения в стране, где организуется дочернее производственное предприятие, по сравнению с его уровнем в стране материнской фирмы. При поставках машин и оборудования в разобранном виде, т.е. в виде узлов, частей и деталей, для последующей сборки на заграничном предприятии определенное значение имеет сокращение транспортных расходов благодаря более компактной упаковке узлов и деталей и вследствие этого более рациональному использованию перевозочных средств. Экономия на фрахте при экспорте оборудования в разобранном виде составляет, по некоторым подсчетам, более 20% цены товара. Перевозка оборудования в разобранном виде обеспечивает лучшую сохранность при дальних перевозках, облегчает его складирование.

Создание дочерних производственных предприятий за границей обеспечивает производство на более высоком техническом уровне, чем это доступно местным фирмам, благодаря использованию принадлежащих материнским компаниям лицензий, патентов и технических знаний. Существенную роль сыграло и то, что ТНК внесли изменения в формы организации обеспечения своих предприятий необходимым сырьем и материалами. ТНК создали за границей огромную сеть филиалов и дочерних компаний, практически поставивших под свой контроль добычу сырья в развивающихся странах и владеющих крупнейшими плантациями на территории этих стран.

Для этой организационной формы характерно сочетание производственной деятельности с совершением крупных коммерческих операций; полное устранение торгового посредничества на всем пути продвижения продукции от производителей одной страны к потребителям другой, от плантации до розничного магазина; объединение производственных, торговых и транспортных функций; организация специального торгового аппарата в лице дочерних сбытовых компаний; замена закупочных операций в странах происхождения товара получением такового с собственных рудников и плантаций.

Огромную сеть филиалов и дочерних компаний имеют за границей так называемые колониально-сырьевые ТНК, скупающие сельскохозяйственные товары непосредственно у фермеров-производителей в развивающихся странах или разрабатывающие сырьевые ресурсы этих стран. Роль ТНК в организации закупок сырья, в производстве и сбыте готовых промышленных изделий в развивающихся странах остается высокой. Она определяется сохранением в той или иной форме экономической, а в некоторых случаях и политической зависимости многих стран, что создает для ТНК благоприятную возможность ведения в этих странах исключительно прибыльных операций. Реализация этой возможности обеспечивается прежде всего наличием в руках сырьевых ТНК разветвленной закупочной сети. Большое значение имеет наличие у сырьевых ТНК широкой сбытовой (оптовой и розничной) сети, через которую они реализуют в больших количествах потребительские товары и некоторые виды оборудования собственного производства или производства других фирм.

Определенную роль в создании зарубежного производства сыграло также стремление ТНК к обеспечению производства стабильными и дешевыми источниками сырья, находящимися в развивающихся странах, для снижения себестоимости выпускаемой ими продукции и, следовательно, повышения рентабельности производства. В этом же направлении действовало стремление ТНК к расширению экономического и политического влияния в мире, что поощрялось различными мерами финансового и организационного содействия со стороны государств. Эти и другие факторы обусловили стремительный рост прямых заграничных капиталовложений ТНК в создание собственных производственных предприятий.

Создавая собственные заграничные сбытовые и производственные предприятия и устанавливая непосредственные межфирменные связи, ТНК не только вызывают изменения соотношения между традиционными методами осуществления коммерческих операций, но и способствуют изменению самого характера применяемых методов[2].

Отмеченные качественные изменения в организационных формах и методах осуществления международной деятельности фирм являются результатом тех сдвигов, которые происходят в сфере производства, где господствующие позиции принадлежат ТНК. Эти изменения отражают тот факт, что проблема воспроизводства все более превращается в проблему рынка, и чтобы осуществить производство на расширяющейся основе, ТНК все глубже внедряются в сферу международного обращения путем создания собственной заграничной сети. Это проникновение вместе с тем означает, что сам характер и содержание международной деятельности претерпевают существенные изменения. Как уже отмечалось, международная торговля все более отражает результаты производственного кооперирования и производственных связей как между крупными ТНК, так и внутри них.

 


2. Внешнеэкономическая деятельность "ICN Pharmaceutical"

 

2.1. Организационная структура "ICN Pharmaceutical"

 

Практической базой для выполнения курсовой работы явилась внешнеэкономическая деятельность "ICN Pharmaceutical".

"ICN Pharmaceutical" представляет собой производственное предприятие, относящееся к категории крупного бизнеса. "ICN Pharmaceutical" является достаточно стабильным, преуспевающим предприятием, стремительно расширяющим ассортимент своей продукции, с постоянно растущим объемом продаж.

Продукция "ICN Pharmaceutical" представлена различными видами мыла (свыше 20 позиций туалетного и хозяйственного мыла) стиральных порошков и чистящих средств. "ICN Pharmaceutical" представляет собой головное предприятие холдинга находящееся в США, в который также входят "Pharmacik" и дочернее предприятие "Pharm", выпускающее шампуни, гели для душа и жидкие моющие и чистящие средства различного назначения.

В условиях рынка структурная организация предприятия должна обеспечивать разграничение ответственности в процессе принятия решений[3].

 

Рис.2. Организационная структура "ICN Pharmaceutical"

 
 

Как видно из приведенного выше рисунка, структура "ICN Pharmaceutical" является централизованной системой, построенной по функциональному принципу[4]. Так, например, планово-экономический отдел занимается расчетами цен на сырье и материалы и себестоимости конечной продукции. Склады сырья и материалов и временного хранения таможенных грузов принимают сырье и материалы, осуществляют их хранение, учет и отпуск сырья в производство (склад сырья и материалов), перемещение сырья после таможенной очистки, контролируют остатки на складах.

До февраля 1999 года на "ICN Pharmaceutical" международный маркетинг не выделялся в особую область деятельности, поскольку до этого времени удельный вес внешнеэкономических операций был достаточно низким. Одни и те же группы менеджеров отвечали за реализацию функций маркетинга на внутреннем и внешнем рынках. Однако к концу 2000 года руководством предприятия была сформулирована установка на производство продукции, способной занять свою нишу и успешно конкурировать на внутреннем рынке за счет ее высокого качественного уровня. Таким образом, обеспечение высокого качества готовой продукции стало стратегической целью предприятия на последующие годы. Предприятие было вынуждено увеличить удельный вес импортных поставок, в связи с тем, что качество сырья, доступного на внутреннем рынке, оказалось неудовлетворительным для реализации стратегических целей предприятия.

Сырье для производства стиральных порошков является наиболее динамичной группой химического сырья и материалов в силу очень стремительного развития мировых технологий химического производства и постоянного расширения спектра рецептуры стиральных порошков. На долю сырья для производства стиральных порошков приходится большая часть импортных поставок, поскольку необходимое качество данных видов сырья не обеспечивается отечественными производителями, и его замещение продукцией российского производства не представляется возможным ни в настоящее время, ни в ближайшей перспективе.

По группе сырья для производства стиральных порошков в среднем до 70% поставок приходится на долю импорта. В основном импортное сырье поступает из Германии (от 24% до 32%), имеются стабильные поставщики, от которых практически невозможно отказаться, в Голландии (11%) и Италии (11%). Изменение структуры импортных поставок происходит большей частью за счет поиска новых поставщиков за пределами США и перехода на прямые поставки в результате отказа от посредников, работающих на территории страны.

Доля импорта в структуре поставок сырья на стиральные порошки имеет тенденцию к возрастанию.

В связи с нарастающей долей импортного сырья в структуре поставок "ICN Pharmaceutical" было признано целесообразным введение на предприятии дифференцированной структуры маркетинга закупок. С начала 2000 года началось формирование специального подразделения, осуществляющего внешнеэкономические функции, которое в частности реализует маркетинговый подход к закупочной деятельности предприятия на внешнем рынке. Таким образом, произошло разграничение ответственности за деятельность предприятия на внешнем и внутреннем рынках: принципиальные решения по деятельности предприятия на внутреннем рынке принимаются и контролируются начальником ОМТС, а внешнеэкономическая деятельность координируется и контролируется заместителем директора по ВЭД.

 

2.2. Совершенствование маркетинга закупок "ICN Pharmaceutical"

 

Внешнеэкономическая деятельность "ICN Pharmaceutical", направленная на закупку материальных ресурсов, в целом может быть оценена положительно. Служба внешнеэкономических закупок работает слаженно и оперативно, планы закупок реализуются точно и в установленные сроки. В течение длительного периода последних лет случаев нарушения графиков поставок и срывов бесперебойной работы производства не было.

Принимая во внимание успешную работу подразделения службы обеспечения, ответственного за реализацию внешнеэкономической закупочной деятельности, тем не менее, следует учесть, что некоторые аспекты этой деятельности требуют усовершенствования.

В первую очередь следует отметить тот факт, что в настоящее время на многих производственных предприятиях маркетинг закупок в структуре служб материально-технического обеспечения функционально и организационно отсутствует[5]. Отделы обеспечения при выборе поставщиков опираются исключительно на опыт и интуицию. Они не владеют достаточной информацией и методикой исследования рынков материальных ресурсов. Тем не менее, меняющаяся ситуация в российской экономике настоятельно требует от предприятий применения маркетингового подхода к закупочной деятельности. В этих целях целесообразно создание специализированных информационно-аналитических групп в структуре служб закупок, отслеживающих состояние конъюнктуры на различных рынках ресурсов, применительно к номенклатуре сырья и материалов, потребляемых предприятием.

При организации хозяйственных связей большое значение имеет правильный выбор поставщика. Выбор поставщика потребителями осуществляется в том случае, когда нет монополизма среди поставщиков. Правильный выбор поставщика в условиях рынка - задача весьма сложная, и ошибка здесь может дорого стоить предприятию.

Выбор поставщиков для предприятия необходимо начать с анализа материальных потребностей предприятия и возможностей удовлетворить их на рынке. После изучения рынка нужно составить спецификации на необходимые виды материальных ресурсов. Спецификация должна включать наименование и характеристику материалов, требования к ним.

В спецификацию должны быть включены все характеристики и стандарты требуемого сырья или материала. После подготовки спецификации составляется список возможных поставщиков для каждого вида материальных ресурсов. Какое число поставщиков должно участвовать в выполнении заказа на каждый материал, зависит от назначения материала, конъюнктуры рынка и от количества требуемого материала. Если предприятие закупает материал у одного поставщика, то необходимо приложить усилия, чтобы наладить тесные деловые контакты и установить взаимовыгодные формы деловых торговых отношений, связанные с предоставлением потребителям скидок с цены и дополнительными формами обслуживания[6].

Когда поставщиков немного (2 - 3), критериями выбора наиболее подходящего из них служат сравнительные производственные мощности, цены на закупаемые материалы, надежность поставщиков. При анализе цен на сырье и материалы, предлагаемые поставщиками, учитываются биржевые цены, изучается их динамика и тенденции изменения (в том случае, если товар биржевой).

На "ICN Pharmaceutical" не достаточно хорошо налажено взаимодействие различных служб. В частности, службе закупок необходимо поддерживать более тесные деловые отношения с отделом маркетинга. В настоящее время это взаимодействие практически отсутствует. Оно опосредованно взаимодействием с производственным отделом, который составляет план производства на основе прогноза отдела маркетинга, и передает этот план службе обеспечения для планирования закупок на следующий месяц.

Тем не менее, у службы обеспечения есть необходимость знать прогноз продаж на более длительный период (хотя бы на 2 – 3 месяца). На основании прогноза продаж может планироваться потребность в сырье на период, превышающий плановый, что, в свою очередь, обеспечит возможность оптимизации производственных запасов предприятия в перспективе. В настоящее время по некоторым позициям объем заказанного сырья превышает величину, которая требуется для восполнения запаса, а по некоторым позициям постоянно возникает дефицит.

В таблице 1 отражена динамика потребности в некоторых видах сырья для производства стиральных порошков. На основании приведенных статистических данных осуществлено прогнозирование потребности на последующий период.

 

Таблица 1

Динамика потребности сырья для стиральных порошков в 2007г.

  Месяц Потребность, т
нон-ионик дисиликат натрия КМЦ Отдушки: Оптический отбел-тель
Dove - 1 Dove - 5 Jocker
Март 28,56 42,84 14,28 1,02 0,51 2,04 0,92
Апрель 28,56 42,84 14,28 0,64 0,28 2,65 0,55
Май 31,42 45,70 14,89 0,51 0,46 1,53 0,86
Июнь 36,11 52,12 17,03 0,57 0,57 1,84 1,00
Июль 46,92 63,24 20,40 0,64 0,56 2,37 1,18
Август * 52,22 65,07 20,40 0,89 0,66 2,07 1,52
Сентябрь ** 55,10 69,85 21,99 0,65 0,68 2,05 1,51

 

В таблице значение потребности в августе (*) приведено на основании проекта плана производства, значение потребности в сентябре (**) приведено на основании прогноза потребности.

Изменение потребности в сырье имеет различные тенденции. Это связано с тем, что одни позиции являются базовыми компонентами в рецептуре стиральных порошков, другие входят в рецептуру значительной части ассортимента, а некоторые вводятся только в определенные виды продукции.

Нон-ионик, дисиликат натрия и КМЦ обязательно присутствуют в рецептуре всех видов стиральных порошков, соответственно увеличение производственной программы по всем видам стиральных порошков обуславливает рост потребности в этом.

Нон-ионик и оптический отбеливатель вводятся не во все позиции готовой продукции, однако, в значительную их часть. Например, нон-оиник отсутствует лишь в рецептуре стирального порошка "Лотос", а оптический отбеливатель не вводится в "Лотос" и "Апрель". Таким образом, увеличение производственной программы по всем видам стиральных порошков в разной степени отражается на тенденциях потребности в этих видах сырья.

Увеличение программы производства в августе по сравнению с июлем составило– с 250 до 350 тонн, В связи с этим тенденции изменения потребностей по данным позициям имеют разную направленность.

Тенденции изменения потребности влияют на величину производственного запаса предприятия по определенному виду сырья. Данные прогнозов потребности должны непременно учитываться при планировании запасов и подготовке заявок на поставку продукции. Однако эта работа специалистами группы импортных контрактов и менеджерами ОМТС в настоящее время не выполняется.

Отдел маркетинга также должен доводить до сведения службы обеспечения информацию о новой продукции и сроках ее запуска, так как для ее производства потребуется новое сырье и упаковка.

Немаловажным аспектом в закупочной деятельности, особенно на внешнем рынке, является точный расчет частей производственного запаса[7]. В настоящее время расчету производственного запаса не уделяется специального внимания, он планируется как средняя величина. Прогнозирование продаж, а на базе этой информации и прогнозирование потребности, дают возможность предприятию рационально формировать и контролировать запасы.

На величину частей производственного запаса может оказывать влияние изменение величины подготовительного запаса. От того, насколько правильно рассчитан, в частности, подготовительный запас зависит бесперебойность работы предприятия, в то же время, возможность образования сверхнормативного производственного запаса.

Важно постоянно контролировать сроки таможенной очистки по каждой позиции и оперировать не только средневзвешенной величиной, но также заранее планировать время на таможенную очистку грузов. Поскольку частота поставок по некоторым позициям сырья не достаточно велика, имеется возможность подготовиться к предъявлению таможенных грузов в таможню. Так, например, некоторые виды сырья могут закупаться у транснациональных компаний, имеющих производственные подразделения в различных странах. Гигиенический сертификат выдается на вид сырья и в нем обозначается страна происхождения груза. Таким образом, зная, откуда будет поставлена очередная партия сырья, можно заранее подготовить гигиенический сертификат с требуемой страной происхождения, что в дальнейшем сэкономит 3 – 5 дней при прохождении грузом таможни. Соответственно, иногда возможно заранее спланировать подготовительный запас, причем с учетом его отклонения от средневзвешенной величины[8].

В настоящее время на "ICN Pharmaceutical" отсутствует стратегическое планирование различных аспектов деятельности. Это объясняется общей экономической нестабильностью в России. Однако стратегическое планирование имеет очень большое значение для деятельности предприятия: оно позволяет наметить перспективы и темпы развития, определить пути достижения намеченных целей. Контроль эффективности различных направлений деятельности предприятия является базой для принятия стратегических решений и вносит элемент рациональности в управление предприятием на высшем уровне.


Заключение

 

Господство в мировом хозяйстве нескольких сотен крупнейших компаний-гигантов приводит к тому, что основные пропорции мирового производства и сбыта находятся под воздействием экономической политики этих компаний. Важнейшим средством такого воздействия выступает согласование политики капиталовложений между несколькими фирмами-гигантами, которые фактически определяют развитие важнейших отраслей мирового хозяйства.

Особенность современных ТНК заключается в том, что ими исповедуется в некотором смысле "двойной стандарт": с одной стороны, ТНК кровно заинтересованы в дальнейшей либерализации и демократизации мирового экономического пространства, с другой, - законы свободного рынка, действующие в глобальном масштабе, не работают внутри ТНК, где фактически реализуется плановое хозяйство, устанавливаются внутренние цены, определяемые стратегией корпорации, а не рынком. Данное противоречие характерно и для процесса глобализации, движущей силой которого, с одной стороны, является либерализация и интернационализация, а, с другой, - желание перераспределения сфер экономического влияния и установления нового экономического порядка в мире[9].

Деятельность транснациональных корпораций тесно связана с интересами государств их происхождения. Как правило, цели стран происхождения ведущих транснациональных компаний имеют ярко выраженную национально-эгоистическую окраску, а именно: обеспечение высокого уровня жизни своих граждан и укрепление мощи и авторитета своего государства на мировой арене. Подобная ситуация способствует развитию однобокого глобализма, трактуемого данными странами исключительно в собственных интересах. Однако, усиливающаяся с каждым новым переходом глобализации на более высокий уровень своего развития взаимозависимость государств должна в конечном счете свести на нет надежды ряда стран установить новый экономический порядок, отвечающий их имперским амбициям.

Транснациональные корпорации оказывают благоприятное влияние на международные отношения, прежде всего, на состояние международной безопасности, так как они способствуют развитию взаимозависимости различных государств, делая любую агрессию стран, связанных системой транснациональных компаний, по отношению друг к другу невозможной или по крайней мере невыгодной.

Политическое и экономическое значение транснациональных корпораций столь велико, что в обозримом периоде времени они останутся одним из важных факторов усиления воздействия промышленно развитых стран на многие регионы мира. Отсюда вытекает очевидный вывод, что забота о превращении ведущих отечественных корпораций в транснациональные стала осознанной целью внешней политики государств, стремящихся к усилению своего влияния в международном масштабе. В этом плане Россия не должна быть исключением.

 


Список литературы

 

1. "Ай-Си-Эн" создает дистрибьюторскую сеть для всей России // Фармация. - 1998. - № 3. - С.48.

2. Бондарь Н.П., Васюхин О.В. и др. Эффективное управление фирмой: современная теория и практика. СПб.: Бизнес-пресса, 1999.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Человек, стратегия, организация, процесс. М.: Гардарика, 2003.

4. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 480 с.

5. Диксон П.Р. Управление маркетингом. Пер. с англ. - М., 2000. - 600 с.

6. Ламбен Ж. -Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с франц. - СПб.: Наука, 2003. - 589 с.

7. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Амстронг, Д. Сондерс, В. Вонг. Пер. с англ. - К.; СПб.: издат.д.ом "Вильямс", 1998. - 1056 с.

8. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Персонал. Словарь понятий и определений. М.: Экзамен, 1999.

9. Аудиторский комитет - непременное условие качественной системы корпоративного управления. Бюллетень "Accounting report", 2002. www. rid. ru.

10. Ахметшин М. О важности годового общего собрания акционеров. Ежеквартальный обзор практики корпоративного управления. 2003. №2. Проект МФК "Корпоративное управление в России". www. ifc. org/rcgp.

11. М.Г. Смелянская. Процесс интернационализации фирмы: сущность понятия, мотивы, методы, препятствия. Адрес документа: http: // www. marketing. spb. ru/conf/9/44. htm


[1] Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 480с.

[2] Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 480с.

[3] Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Амстронг, Д. Сондерс, В. Вонг. Пер. с англ.- К.; СПб.: издат. дом «Вильямс», 1998.- 1056 с.

[4] Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с франц.- СПб.: Наука, 2003.- 589 с.

[5] Попов С. Г.. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга: Учеб. пособие. – М.: Ось – 89, 1997.

[6] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Человек, стратегия, организация, процесс. М.: Гардарика, 2003.

[7] Попов С. Г.. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга: Учеб. пособие. – М.: Ось – 89, 1997.

[8] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Человек, стратегия, организация, процесс. М.: Гардарика, 2003.

[9] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Человек, стратегия, организация, процесс. М.: Гардарика, 2003.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: