Формы анализа содержания




Тематический Апперцепционный Тест (ТАТ)

Назначение. Тематический Апперцепционный Тест, обычно обозначаемый как ТАТ, является методом, посредством которого опытный интерпретатор раскрывает некоторые из доминирующих импульсов, эмоций, чувств, комплексов, конфликтов определенной личности. Особой его ценностью является то, что он в состоянии вскрывать запрещенные определяющие мотивы, которые испытуемый или пациент не хотел бы открывать или не может открыть, потому что не осознает их.

Описание. Процедура состоит в том, что испытуемому показывают ряд картин и предлагают без долгого размышления придумать сюжет на основании увиденного.

Анализ рассказов

Основные необходимые данные. Прежде чем приступить к интерпретации совокупности рассказов, психолог должен знать следующие основные факты: пол и возраст испытуемого, живы ли его родители, живут ли они отдельно или вместе, возраст его братьев и сестер, его профессию и семейное положение (женат/заму-жем ли он/она).

Формы анализа содержания

Мотивы, стремления и чувства героев. В первую очередь интерпретатору необходимо детально рассмотреть то, что чувствует, думает или делает каждый из двадцати героев, зафиксировать свидетельства о личностных типах или умственных заболеваниях, а также все то, что не является общепринятым, или является необычным, уникальным, или низким по интенсивности или частоте.

В описании и формулировании реакций героев интерпретатор обладает свободой в использовании любой совокупности переменных, которую он выбирает. Он может анализировать поведение при помощи некоей обширной концептуальной схемы, которая либо отводит психологически значимой переменной ее место, либо ограничивается наблюдением нескольких черт. Это зависит от того, что интерпретатор хочет знать об испытуемом.

В нашей практике мы применяем обширный список из 28 потребностей или импульсов, классифицированных в соответствии с направлением или непосредственной личной целью (мотивом) деятельности. Потребность может выражаться субъективно как импульс, желание или объективно как тенденция внешнего поведения. Потребности могут сливаться так, что одно действие может одновременно удовлетворять две или более потребностей. Потребность может также функционировать как инструментальная сила, содействующая удовлетворению другой, доминирующей потребности. Помимо потребностей, наш список переменных включает несколько внутренних состояний или эмоций.

Сила каждой вариации потребности или эмоции измеряется по пятибалльной системе, 5 — высший возможный балл любой переменной в каждом рассказе. Критерием силы является интенсивность, длительность (вспышка или раздражительность, например), характеризуемая 1 баллом, в то время как интенсивная форма (гнев), или длительное, или повторяющееся проявление более мягкой формы (например, постоянные ссоры) оценивается 5 баллами. Баллы 2, 3, 4 характеризуют промежуточные интенсивности проявления[6].

Тест Роршаха это одна из самых известных, широко используемых и объективных проективных методик.

Методика чернильные пятна Г. Роршаха используется для диагностики свойств и качеств личности. Данная методика служит одним из лучших индикаторов тех свойств личности, которые проявляются в синтетической деятельности в условиях ненаправленного ассоциирования.

Результаты теста Роршаха могут быть следующими:

Во время тестирования пациент подробно описывает свои ассоциации, которые, в свою очередь, учитывает врач. Параллельно врач может задавать дополнительные вопросы. То, какие вопросы задавать и на чем конкретно заострять внимание, определяется индивидуально самим врачом. Но существует 5 позиций, которые в обязательном порядке должны учитываться при интерпретации результатов теста.

Критериями интерпретации ответов по тесту Роршаха являются:

целость/детали – врач отмечает, учитывается ли все изображение или отдельные его детали;

детерминанты (цвет, форма) – внимание врача должно быть обращено на цветовую гамму и на то какая форма преобладает в ответах;

уровень формы (четкость/нечеткость) – врач должен учесть то, насколько адекватно и четко в ответе отражена форма изображения;

содержание – кто или что чаще всего описывается в ответах – животные, люди, неодушевленные предметы;

оригинальность – учитывается вычурность ответов, нестандартность формы.

Как уже было сказано выше, данный тест диагностирует структуру личности тестируемого, а именно, особенности эмоциональной сферы, тип мышления, наличие внутриличностных и межличностных конфликтов, защитные механизмы. Результаты теста могут описывать только эти структурные личностные особенности пациента и не могут интерпретироваться как точный диагноз.

Если человек оперирует всей картинкой в целом, а не отдельными ее деталями, это говорит о его систематизированном мышлении. Также это говорит о том, что пациент может абстрагироваться и стремится к интеграции (объединению).

Если картинка воспринимается отдельными элементами и частями, это говорит о мелочности, придирчивости пациента, о его детализированном мышлении. Обилие мелких деталей иногда указывает на нелогичный тип мышления, узость взглядов.

Отдельное внимание заслуживают белые промежутки в пятнах. Если тестируемый человек воспринимает их как отдельные образы, это говорит о проявлении негативизма и о том, что в данный момент он находится в оборонительной позиции.

Если в описании клякс предоминируют различные формы, это говорит о преобладании рассуждений над эмоциями.

Если изобилуют краски, это говорит о преобладании у пациента эмоциональной сферы, о его импульсивности, о слабости контроля над импульсами.

Если в ответах пациента доминирует движение, это указывает на гибкость мышления, развитый и богатый ассоциативный процесс.

Проективные методы  
Тест тематической апперцепции (ТАТ) Г. Мюррея Существующие формы (модификации) – Существуют различные модификации, которые направлены на измерение отдельных «обобщённых мотивов» личности. ТАТ Д. Макклелланда и Дж. Аткинсона (измеряет индивидуальные различия в мотиве достижения). ТАТ для диагностики мотивации подростка Е.Т. Соколовой. Для лиц различного культурного уровня, для людей пожилого и старческого возраста. В ходе эксперимента предъявляются в определенной последовательности 20 картин, отбираемых из стандартного набора в зависимости от пола и возраста (есть картины для всех, для женщин и мужчин, мальчиков и девочек до 14 лет). Теоретическое основание – представления З. Фрейда о механизме проекции, а также многочисленные исследования влияния мотивации на воображение и апперцепцию. Признание в психике человека двух тенденций: первая выражается в стремлении истолковывать каждую многозначную ситуацию, с которой сталкивается индивидуум, в соответствии с прошлым опытом; вторая состоит в том, что во всяком литературном творчестве автор опирается прежде всего на собственные переживания и сознательно или неосознанно наделяет ими выдуманных персонажей
Рисуночный тест фрустраций С. Розенцвейга  
Тест юмористических фраз (ТЮФ) А.Г. Шмелева и В.С. Болдыревой (Бабиной) Существующие формы (модификации) – нет Теоретическое основание – разработанная А.Г. Шмелевым и В.С. Болдыревой концепция, исходящая из того, что, чем большее количество многозначных стимулов объединяет вокруг себя однозначный стимул, тем выше мотивационная значимость соответствующей темы Приём тематической классификации относится к числу методов экспериментальной психосемантики. Сравниваются показатели внутри индивидуального профиля (ипсативные тестовые оценки). Чувствителен к латентным мотивам. Доказательство – конвергентная валидность ТЮФ и ТАТ. Диагностика в целях индивидуального психологического консультирования и коррекции. Шкалы (10): садизм, секс, пагубные пристрастия (пьянство), деньги, мода, карьера, семейные неурядицы, социальные неурядицы, бездарность в искусстве, человеческая глупость Количество вопросов (заданий) – стимульный материал представляет собой 80 юмористических фраз (афоризмов), из которых 40 однозначно относятся к одной из 10 тем (по 4 фразы на каждую), а остальные фразы являются многозначными (испытуемые, исходя из собственной апперцепции, усматривают в них ту или иную тему из числа 10 основных)
Методика мотивационной индукции Ньютена (MIM) Существующие формы (модификации) – различные варианты методик незаконченных предложений Теоретическое основание – влияние временной перспективы на поведение человека. Исходная позиция: наряду с объектами, явлениями, которые человек актуально воспринимает и которые имеют знание места и времени “здесь и теперь”, в сознании человека существуют еще и различные объекты, о которых он думает время от времени, но которые в неменьшей степени стимулируют его активность. Эти объекты-цели, или “мотивационные объекты”, несут в себе индексы времени Диагностируются разные стороны познавательной мотивации и др. Шкалы – автором разработано 2 кода: код времени (Т – настоящий момент, Д – в интервале дня, Н – в ближайшую неделю, М – в ближайший месяц, Г – в течение года, Ж – ко всему интервалу жизни, С – к старости) и код анализа содержания (тот или иной аспект личности самого субъекта; активность, связанная с саморазвитием, самореализацией; связанная с общением; активность, связанная с познанием; активность, связанная с религией; активность, связанная с материальными ценностями; активность, связанная с отдыхом, развлечениями; активность, связанная с процедурой и ситуацией тестирования, ответы, не поддающиеся классификации) Количество вопросов (заданий) – первый буклет – 20 незаконченных предложений, второй – 10

 

Достоинства Недостатки
Высокая надежность, характерная для большинства методик Противоречивость данных о валидности
Необходимость учитывать вклад детерминант конкретной ситуации. Мотивы и потребности являются динамическими образованиями, которые актуализируются с разной степенью интенсивности в разных ситуациях.  
Необходимость совместного использования прямых и косвенных методов психодиагностики  
Многие проективные методики психодиагностики мотивации стандартизированы. Имеют высокую надёжность кодирования (эксперты) Проективные методики – трудность валидизации, низкая ретестовая надёжность, отсутствие нормативных данных, влияние личности экспериментатора.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: