Инструкционная карта по вязанию крючком
Цепочка из воздушных петель После вывязывания первой воздушной петли действия повторяют, пока не получится цепочка из воздушных петель нужной длины. Начальная петля и петля, лежащая на крючке, в подсчет не включается. | |
Соединительный столбик Применяют для получения кольца из воздушных петель, для суживания полотна и выполнения швов. Крючок вводят во вторую от начала цепочки петлю и подхватывают с пальца рабочую нитку, накидывая её на крючок. На крючке находится 2 петли. Через них протягивают нитку. Получился соединительный столбик. | |
Столбик без накида Введи крючок в петлю предыдущего ряда, вытяни через нее рабочую нить. На крючке образуется две петли. Придерживая их пальцем, вновь подхвати рабочую нить и протяни её через обе петли на крючке. | |
Столбик с одним накидом Накинув нитку на крючок, его вводят в 4 – ю от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают только через эту воздушную петлю. На крючке находятся три петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают её через две воздушные петли. На крючке остались 2 петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают её через эти 2 петли. |
Найти соответствие образцов и схемы (проверка знаний и умений)
№ п/п | Образцы | № п/п | Схемы |
а | |||
б | |||
в | |||
г | |||
д |
Листок ученика
Дата:
Тема: «Вязание крючком по кругу»
Изделия, имеющие форму круга, квадрата, шестигранника начинают вязать с основного кольца. Вяжут цепочку из небольшого количества воздушных петель. Затем вводят крючок в первую воздушную петлю, делают накид на крючок и вытягивают нить, то есть закрывают кольцо соединительным столбиком. Этом случае в центре изделия останется отверстие. Существует два способа вязания по кругу: по спирали и кругами.
|
Рассмотрим подробнее второй способ.
После выполнения основного кольца вяжут несколько воздушных петель, которые являются петлями поворота (см. таблицу 1).
Затем провязывают нужное количество петель, вводя крючок в середину основного кольца. Круг закрывают соединительным столбиком: введя крючок в верхнюю часть петли поворота, делают накид и протягивают нить через петлю. Перед выполнением следующего ряда делают петлю поворота из соответствующего количества воздушных петель.
Таблица 1
Вид петли | Добавляются к основанию из цепочки возд. петель | Пропускаются в начале основания нового ряда | Считаются первой петлей нового ряда |
Столбик без накида | |||
Полустолбик с накидом | |||
Столбик с накидом | |||
Столбик с 2 накидами | |||
Столбик с 3 накидами | |||
Столбик с 4 накидами |
Техника вязания квадрата: соединение воздушных петель полустолбиком, оформление углов квадрата подъем петель, окончание вязания.
Содержание технологических сведений
Учитель. На прошлых занятиях мы изучили несколько элементов вязания крючком. Какие элементы мы уже знаем? (воздушная петля, цепочка из воздушных петель, столбик без накида, столбик с накидом, столбик с 2-3 накидами).
Вязание крючком – многогранная техника, крючком можно связать самые разные изделия. Большим крючком и толстыми нитками можно вязать свитера и шляпки, маленьким крючком и тонкими нитками можно выполнить изящные изделия, похожие на плетеные кружева. Вязанием крючком отделывают предметы домашнего обихода и украшают одежду. Сегодня мы познакомимся вязанием по кругу.
|
Вязание по кругу можно использовать для отделки вязаных и швейных изделий.
2. Изделия, имеющие форму круга, квадрата, шестигранника начинают вязать с основного кольца. Вяжут цепочку из небольшого количества воздушных петель. Затем вводят крючок в первую воздушную петлю, делают накид на крючок и вытягивают нить, то есть закрывают кольцо соединительным столбиком. Этом случае в центре изделия останется отверстие. Существует два способа вязания по кругу: по спирали и кругами.
Рассмотрим подробнее второй способ.
После выполнения основного кольца вяжут несколько воздушных петель, которые являются петлями поворота (см. таблицу 1).
Затем провязывают нужное количество петель, вводя крючок в середину основного кольца. Круг закрывают соединительным столбиком: введя крючок в верхнюю часть петли поворота, делают накид и протягивают нить через петлю. Перед выполнением следующего ряда делают петлю поворота из соответствующего количества воздушных петель.
Таблица 1
Вид петли | Добавляются к основанию из цепочки возд. петель | Пропускаются в начале основания нового ряда | Считаются первой петлей нового ряда |
Столбик без накида | |||
Полустолбик с накидом | |||
Столбик с накидом | |||
Столбик с 2 накидами | |||
Столбик с 3 накидами | |||
Столбик с 4 накидами |
|
Если продолжать работу дальше, провязывая в каждом круге одинаковое количество петель, получится объемная форма в виде трубочки. Для получения плоского изделия в каждом ряду делают определенное количество прибавок. Если прибавок выполнено мало, получится объемная форма в виде шляпки гриба. Этот эффект используется при вязании игрушек. В описании к конкретному изделию указывается количество прибавок в каждом ряду, обычно в круге они распределяются равномерно. При выполнении достаточного количества прибавок получится плоская форма.
Закон круга
При вязании по кругу нужно прибавлять в каждом круге разное число петель в зависимости от рисунка. Если круг выполняется из столбиков без накида, то следует равномерно прибавить 6 петель на круг, если из полустолбиков, то 8 петель, если из столбиков с накидом, то 12 петель, если из столбиков с двумя накидами, то 16 петель. И далее, при увеличении числа накидов в столбиках прибавляется по 4 петли на круг при добавлении очередного накида. Для того чтобы прибавить петлю, нужно вывязать два столбика из одной точки, т.е. связать два столбика с общим основанием. Связав необходимое число рядов для получения круга нужного диаметра, вяжите без прибавлений и убавлений и получите цилиндрическую поверхность. Это нужно делать при вязании маленьких шапочек, плотно облегающих голову. Для уменьшения размера круга необходимо равномерно уменьшать число рабочих петель. Уменьшать количество петель можно двумя способами.
Во-первых, пропускать один столбик, оставляя его непровязанным. При этом внимательно следите, чтобы петли не растягивались. Во-вторых, можно провязывать по два столбика с общей вершиной. Также следите, чтобы петли не растягивались. Убавление петель проводите равномерно по всему полотну.
При выполнении ажурных изделий или изделий со сложными узорами по кругу часто бывает, что при замыкании ряда в круг нужно перейти на середину дуги из воздушных петель или сместиться на нужный участок узора. В таких случаях для перехода в нужное место используются полупетли и, провязав нужное число полупетель, крючок с рабочей нитью выводится на нужное место в полотне.
Вязание по кругу используется для выполнения головных уборов, круговых шалей, салфеток, скатертей. По принципу круга можно вязать свитеры, блузоны, платья. Такие вещи являются цельно вязаными и выполняются, как правило, сверху от горловины.
Вязание мотивов
Элементы вязания могут иметь самую разную форму: круги, квадраты, многоугольники, цветы,листочки. Цветы, листочки и другие элементы можно соединять в достаточно сложные узоры. Узоры из элементов можно создавать в процессе работы, не делая предварительно шаблон узора. Красота изделий, создаваемых из отдельных мотивов, не зависит от формы, вида элементов или способа их соединения.
Главное – это аккуратное выполнение мотивов и их соединение. Вязаные элементы соединяются между собой крючком или иголкой. Можно соединять мотивы в процессе вязания, тогда последний ряд законченного элемента становится первым рядом следующего элемента. После завершения вязания отдельного мотива, нужно оставить нить 10 – 12 см и при помощи иглы соединить предыдущий элемент с последующим. А можно соединить элементы вязания уже после выполнения всех мотивов, причем пустоты между большими мотивами можно заполнять мелкими элементами: кружочками, цветами, а также соединять их дужками из воздушных петель.
В старину крючком вязали только воротники, манжеты, жабо, шали и платки. Современная мода часто использует вязаные кружевные элементы в различных модулях одежды: в платьях, свитерах, жилетах, а также для вязания декоративных поясов и украшений. Из вязаных элементов также можно создавать и декоративные предметы обихода: абажуры, кашпо, занавески, подушки, салфетки, пледы. В зависимости от назначения изделия, элементы вяжут из соответствующего вида пряжи. Элементы, вязанные крючком, не обязательно выполняют ажурным узором. Круги, ромбы, квадраты или многоугольники можно выполнить плотными узорами, их также можно делать разноцветными.
Квадраты и многоугольники начинают вязать с колечка из воздушных петель.
При вывязывании квадрата прибавляют петли в 4-х углах. При вывязывании пятиугольника – в 5-ти.Крючком можно связать многоугольник с любым количеством сторон.
Крючком удобно вывязывать мотивы любой формы –круглой, квадратной, треугольной, шестиугольной и т.д., начиная работу от центра. Форму мотивам задают разные количества и месторасположения прибавляемых петель, начиная такую прибавку со второго круга.
Вязание игрушек
Кажется, что игрушки существовали всегда. Теплые воспоминания о детстве неразрывно связаны с любимыми мишками, куклами, машинками и т. д. У каждого из нас в детстве была любимая игрушка, мы переживали, если она ломалась, «лечили» ее, берегли. Всем известно, что игрушки не могут научить чему-то плохому и существование этого игрушечного мира для всех детей является просто необходимым.
Игрушка, как талантливый актер, может выступать в разных ролях. Ею, прежде всего, играют, она служит забавой. Недаром у нас на Руси в древности называли ее «потехой». Но, кроме того, игрушка может быть просто украшением жилища – как детского, так и взрослого. Большинство игрушек выполняют обе эти функции. Однако надо признать, что игрушка существует в первую очередь для игры.
Откуда же берет свое начало игрушка, где ее корни? Как и на многие вопросы в истории декоративно-прикладного искусства, никто не может дать на это точный ответ. Известно только, что история игрушки насчитывает много веков. Археологические раскопки во многих странах – Греции, Древнем Египте, Китае и др. –свидетельствуют о том, что уже в те далекие для нас времена игрушки были распространены, пользовались популярностью. Каждая эпоха, каждая страна играли особую, неповторимую роль в «игрушечной истории».
Тем, кто изучал жизнь царской семьи, наверняка известно, что в XVII и XVIII веках царский двор закупал игрушки «в Москве на торгу». В книге расходов императрицы Екатерины I существует запись от 26 декабря 1721 года: «Куплено в Москве разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне – три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одна утка, при ней трое детей, города с солдатами, за все заплачено четыре рубля девять алтын две деньги» (около 40 рублей на деньги начала ХХ века).
На протяжении всего XVIII столетия усиливается разделение игрушки на городскую и сельскую, для знати и для «простого народа». Если в начале века Екатерина 1 еще покупала игрушки на московском базаре, то с середины века все чаще упоминаются игрушки для богатых, привозимые из-за границы.
Примерно с XVIII века из Германии и Франции стала завозиться так называемая роскошная игрушка. Она была очень дорогой и покупалась в основном для царской фамилии и двора. Денег за эти игрушки платили, конечно, много больше, чем «четыре рубля и девять алтын».
Игрушки можно связать крючком, используя технику вязания по кругу.
Кроссворд по теме «вязание крючком по кругу»
По вертикали:
1. Какой элемент вязания называют воздушным?
2. Один из способов вязания по кругу.
3. С чего начинают вязать квадраты и многоугольники? Его элементами являются воздушные петли.
По горизонтали:
2. Изделие, выполненное вязанием по кругу, используется в интерьере дома.
4. Часть крючка, являющаяся самой длинной?
1. | ||||||||||
2. | 3. | |||||||||
4. | ||||||||||
Ответы:
1 – петля
2 – спираль (по вертикали)
3 – колечко
2 – салфетка (по горизонтали)
4 - стержень