Год основания | |
Год закрытия | |
Расположение | Москва, ул. Никольская, 7—9 |
Славя́но-гре́ко-лати́нская акаде́мия (греч. Σλαβοελληνολατινική Ακαδημία, лат. Academia Slavo-Graeco-Latina) — первое в России высшее учебное заведение, учреждённое в 1687 году по инициативе поэта Симеона Полоцкого.
Славяно-греко-латинская академия дала начало всему высшему образованию в России. Целью создания Академии была подготовка образованных людей для нужд России. Академия давала образование не только детям аристократии, государственных и церковных чиновников, но и торговцев, и даже холопов[1]. Первоначально студентов Академии насчитывалось около 100, в начале XVIII века — 600, а в начале XIX века — более 1600.
Из стен Академии вышли выдающиеся деятели науки, государства, дипломатии, церкви, искусства и культуры, самый известный из которых — основатель Московского университета М. В.Ломоносов[2].
По уставу академии на неё возлагались, помимо собственно учительских, также цензурные и даже полицейские функции и, кроме того, юрисдикция трибунала по делам христианской веры. Была закрыта в 1814 году.
История
Привилегия на Академию (учредительный документ Академии)
Академия была создана по инициативе педагога и поэта, выпускника Киево-Могилянской академии Симеона Полоцкого (учителя царских детей) и его ученика Сильвестра (Медведева).[3] Первым документом Академии была «Академическая привилегия», переданная на учреждение царю Феодору Алексеевичу в 1682 году, в которой устанавливался статус Академии, равный статусам западноевропейских университетов.
Обучение в Славяно-греко-латинской академии
|
Академия исторически была сформирована как всесословное высшее образовательное учреждение.
Памятник Иоанникию и Софронию Лихудам
Первыми преподавателями начавшей создаваться Академии (в её основу были положены открытая ещё в 1682 году Типографская и созданная в 1685 году Богоявленская школы) стали двое известных греческих учёных-иеромонахов — братья Иоанникий и Софроний Лихуды, прибывшие в Москву 5 (15) марта 1685 года. Спустя несколько месяцев для Лихудов были построены 2 кельи в московском Богоявленском монастыре, в котором 1 (11) июля 1685 года начала работу Богоявленская школа, явившаяся 1-м этапом создания Славяно-греко-латинской академии. Составленная Лихудами учебная программа ориентировалась на европейские образцы, прежде всего на программу Падуанского университета. В учебном процессе Лихуды использовали как известные в то время печатные пособия по грамматике, риторике, философии, эпистолографии, поэтике, так и составленные ими для русских слушателей учебники. Сохранились списки учебников Лихудов фактически по всем читаемым ими предметам. Среди них греческая грамматика московской (краткой), костромской и новгородской (пространной) редакций, латинская грамматика, поэтика, 2 риторики, логика, физика, богословие, пособие «О методе эпистолярного искусства»[4]. С этого времени и до 1710 года академия называлась «Еллино-греческою»[5].
В 1685—1687 годах на специально прирезанном к монастырю участке (в границах современного владения 7) построено трёхэтажное здание Коллегиума — специального здания для Академии[6]. Алексей Малиновский указывал, что «чужеземец, вызванный из Греции для нотного писания иеродиакон Мелетий, дал ход делу общеполезному, отказав по смерти своей обоим братьям Лихудиям на построение каменного здания для академии две тысячи рублей»[7]. Уже в 1687 году братья Лихуды переместились со своими учениками в двухэтажные палаты[8], выстроенные на территории Заиконоспасского монастыря. Этот год и принято считать годом открытия Академии[9]. Среди первых студентов были русские, украинцы, белорусы, македонцы и грузины. Одним из семи первых учеников был Фёдор Поликарпов.
|
В 1701 году Петр I придал школе статус государственной академии.
После преобразований, проведённых Палладием Роговским в духе просветителя Стефана Яворского, в Академии стали изучать латинский язык, современные европейские языки, философию.
В первое время преподавание в академии носило схоластический характер. Преподавали грамматику, пиитику, риторику, логику и физику на латинском и греческом языках, но первостепенное значение уделялось изучению греческого языка и культуры. Прохождение курса тогда было рассчитано на 12 лет. Обучение было разделено на восемь классов или, как в то время говорили, на восемь «школ», которые включали в себя четыре низших класса: «фара», «инфирма», «грамматика», «синтаксима», два средних: «пиитика» и «риторика», два высших: «философия» и «богословие». Обучение велось круглый год[10].
В низших классах шло обучение славянскому и латинскому языкам, арифметике, истории, географии, катехизису. По истечении четырёх лет ученики свободно читали и писали по-латыни. В средних классах они продолжали учить латинский язык, чтобы через два года говорить на нём, и осваивали стихосложение, литературное сочинение, красноречие и богословие. Отдельный предмет в Академии составляла поэзия.
|
Многие учащиеся не доучивались до старших классов, а уходили с первого же года обучения в другие школы — математические, инженерные, медицинские, так как хорошо владели иностранными языками. Учеников из бедных слоёв населения отсылали за границу, чтобы «учитися языкам турецкому, арабскому и персидскому» и для «наук литературных», которые изучали во Франции. Академия стала известна в Европе, а не только в России. С 1721 года в ней стали обучаться иностранцы, которые были приравнены к русским учащимся.
В начале своего существования Академия находилась в совместном государственном и церковном управлении (как многие классические европейские университеты того времени) и готовила, главным образом, переводчиков, работников типографий (справщиков), священнослужителей, высших государственных руководителей и дипломатов, преподавателей и профессоров, причём не только для России, но и для других славянских стран[11]. С основанием Московского университета в 1755 года образование в Славяно-греко-латинской академии специализировалось: она превратилась в школу для юношества духовного сословия, воспитывающую для церковного служения. При этом она не слилась с университетом, не стала одним из его факультетов, как практиковалось в Западной Европе[12].
В 1775 году, когда Святейшему синоду был дан императорский указ: «так как Московская академия стоит в крайне неспособном для училищ месте, то к переведению оной сыскать другое место». Число учащихся росло, здания в Заиконоспасском монастыре обветшали, но лишь в 1797 году предложение о перемещении Академии одобрено Синодом. Новым местом предполагался Донской монастырь, где на возведение новых зданий требовалась огромная сумма, и поэтому проект был отклонён. Тогда Синод решил переместить Академию в Троице-Сергиеву лавру. Митрополит Платон был против, предлагая новым местом Воскресенский монастырь, где можно было бы достичь единоначалия, поставив ректора настоятелем монастыря[13].
Отечественная война 1812 года прервала учебный процесс. Заиконоспасский монастырь разорён и ограблен находившимися в Москве французами, оставшиеся монахи подверглись истязаниям и убийствам. Здания не пострадали от пожара, но оказались сильно повреждёнными от действий захватчиков. Учебная жизнь продолжена там 3 марта 1813 года после посильного ремонта[13]. В 1822 году корпус Коллегиума выстроен заново на старой основе для Заиконоспасского духовного училища.[6][14].
Славяно-греко-латинская академия была закрыта и полностью прекратила своё существование в 1814 году[15].
Некоторые преподаватели (4 человека) были впоследствии приняты во вновь созданную Московскую духовную академию в Сергиевом Посаде[15].