Этапы развития субъектной позиции человека




 

Постепенно от одного этапа возрастного развития к другому у человека наращивается способность к управлению собственной деятельностью, общением с другими людьми (субъектность). Одновременно он становится способным все тоньше и глубже понимать социальные законы жизни человеческого сообщества, в которое включен, его ценностные требования, правила и нормы. Все это позволяет ему, при соответствующей поддержке взрослых, развивать способность самостоятельно и ответственно строить свою жизнь на основе ценностей, то есть – субъектную позицию. Выше мы говорили о том, что без внутреннего стремления самого ребенка или подростка развитие субъектной позиции невозможно, но и роль взрослых в этом развитии также очень важна.

Для разработки рабочей модели педагогической деятельности по развитию субъектной позиции учащихся нам было важно выйти на представление о сопряженном развитии субъектности и способности опираться в реализации этой субъектности. В целом модель представлена на рис. 1. Мы считаем, что если на уровне субъекта действия и субъекта собственного действия субъектность сопрягается с ценностными образцами, это дает первый, очень важный импульс к развитию субъектной позиции. На уровне развития субъектности «субъект деятельности» очень важно, чтобы ценности заняли в регуляции активности человека роль критерия, определяющего выбор целей или путей их достижения. Наконец, на уровне субъекта собственной деятельности для развития субъектной позиции человеку необходимо научиться опираться на ценности как приоритет в определении своих жизненных целей и планов.

 

 

Рис. 1. Модель развития субъектной позиции в детстве и подростничестве

 

Охарактеризуем коротко содержание каждого этапа развития субъектной позиции.

1 этап. Уровень субъектности: субъект действия, приоритетная роль ценностейобразец. На этом этапе развития субъектной позиции ребенку для «удержания» ценности в совершаемом действии необходимо опираться на конкретный ценностный образец. По сути дела, ребенку необходимо выполнить свое действие в рамках его совместной с взрослым деятельности в максимально точном соответствии с предложенным ценностным образцом. Поэтому передаваемый детям образец должен быть предельно конкретным, понятным, образным и эмоционально заряженным: описание поведения (действия, способы мышления), называние ценности, лежащее в основе такого поведения, эмоциональное отношение к данной ценности.

2 этап. Уровень субъектности: субъект собственного действия, основная роль ценностей – образец. На этом этапе развития субъектной позиции ребенку по-прежнему необходимо опираться на ценностные образцы. Но поскольку ребенок сам решает, как именно ему воплотить образец в действии, сам образец не должен быть настолько конкретен или должны быть предложены варианты выполнения действия на основе образца.

3 этап. Уровень субъектности: субъект деятельности, основная роль ценностей – выбор. На этом этапе развития субъектной позиции человек уже владеет достаточно большим числом образцов и при необходимости может осваивать новые. Конечно, освоение новых ценностных образцов остается важной задачей, поскольку осваиваются новые сферы социальной жизни, новые виды общественно значимой деятельности и межличностного общения. Но главным для него становится освоение умения научиться делать выбор в ситуациях вариативности путей достижения целей: видеть за альтернативами ценности, уметь сравнивать альтернативы по ценностным критериям и принимать решение относительно своего собственного выбора.

4 этап. Уровень субъектности: субъект собственной деятельности, основная роль ценностей – приоритет. На этом этапе развития субъектной позиции человек осваивает новый способ постановки целей – на основе ценностей. Для него по-прежнему важной остается задача выбора целей на основе их ценностного сравнения, но главная линия развития связана с освоением умения опираться на ценности как приоритеты в определении стратегий собственного развития. Для этого ему необходимо как расширять спектр культурных ценностных образцов, так и создавать собственные ценностные образцы. Но главное, сам замысел деятельности на этом этапе осуществляется человеком на основе осмысления собственных (или принятых как собственные) ценностей. Итогом данного этапа развития становится сформированная субъектная позиция.

Сформированная субъектная позиция – это «продукт» как собственной работы души и ума развивающегося человека, так и тех взрослых, которые создают ему условия для развития. Можно сказать, что субъектная позиция – это преимущественно образовательный результат. И вне продуманной системы педагогической и психологической поддержки имеет не так много шансов сформироваться. Исключения только подтверждают это правило. Продуманная система педагогической деятельности, направленная на развитие субъектной позиции учащихся, – основное и необходимое условие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: