ОБЪЕДИНИТЕЛЬ ДВУХ ЗЕМЕЛЬ 6 глава




 

«Когда бы жрец, ответственный за жертвоприношения, ни начал официальную тяжбу против своего коллеги и ни подал на него письменную жалобу, он тем самым лишится доли в его владении; все, что я дал ему, земли, люди и прочее для обеспечения посмертных жертвоприношений, будет отнято у него. Это будет возвращено ему, если он не начнет официальной тяжбы перед чиновниками, касающейся земель, людей и прочего, что я передал жрецам, ответственным за жертвоприношения…»

 

Не знаю, что подумал бы юрист об этом документе, но я вижу в нем всю изощренность и юридические детали, которые мы можем найти в современном завещании. На свой лад он свидетельствует о сложности общества, продуктом которого является, столь же живо (хоть и не столь красиво), как удивительная скульптура эпохи правления IV династии.

ДЕТИ РА

Солнечные боги популярны в политеистических культурах, ибо дневное светило является одним из самых замечательных природных объектов. Для примитивных народов его эффекты столь же заметны и важны: до освоения огня солнце было единственным источником тепла и света, а его восход отгонял страхи и демонов темноты. Египетский бог солнца, наиболее широко известный как Ра, всегда был важным божеством. Но во времена правления V династии случилось нечто, так возвысившее его, что на время он сделался верховным богом Египта.

Этот религиозный переворот был, скорее всего, организован при помощи хитрых махинаций группы ловких жрецов. К несчастью, мы имеем лишь самую слабую тень доказательств того, что переворот действительно был, и почти не знаем, как он происходил. Известно, что в то время титул сын Ра был добавлен к царским титулам и что цари V династии возвели огромные солнечные храмы, куда более внушительные, чем собственные гробницы. Существует популярная сказка, которая дает нам аллегорическую версию триумфов Ра. Рассмотрим историю Хуфу и чародеев.

Однажды случилось так, что великий фараон Хуфу обнаружил, что страдает от мучительной царской болезни – скуки. Тогда он созвал своих сыновей и приказал каждому из них рассказать сказку о чудесах и волшебстве. Первая сказка потеряна, в ней говорилось о событиях во времена Джосера, фараона III династии.

Вторая сказка была рассказана принцем Хафра, и события в ней происходили при Небка, другом царе III династии. Это была сказка о неверной жене, которая вышла замуж за волшебника – не самого подходящего кандидата в обманутые мужья. Узнав о неверности, волшебник слепил из воска крокодила и бросил его в реку, куда любовник жены пришел купаться. Немедленно крокодил стал реальным крокодилом и схватил любовника. Волшебник пошел к царю и пригласил его на реку посмотреть на чудо. Он вызвал крокодила, который ужаснул царя и придворных своей свирепостью. Но когда волшебник дотронулся до него рукой, крокодил вновь превратился в восковое чучело. Тогда волшебник рассказал царю всю историю, и тот приказал казнить неверную жену.

Следующий сын рассказал о чуде, которое имело место при Снофру, отце Хуфу. Однажды Снофру, тоже почувствовав скуку, бродил по дворцу в поисках развлечений и не находил их. Тогда он послал за жрецом и магом Заземанхом и попросил его предложить что-нибудь. Мудрец сказал: «Пусть ваше величество идет на царское озеро и соберет в ладье всех прекрасных девушек дворца. Сердце вашего величества возрадуется, увидев, как они гребут». Идея царю понравилась, и он ее усовершенствовал, приказав, чтобы красавицы были одеты в платья из рыбацких сетей.

Некоторое время сердце его величества наслаждалось зрелищем того, как девушки гребут. Но потом предводительница девушек уронила в воду красивое украшение и в горе своем перестала грести. Царь спросил, в чем дело, и девушка ему сказала. «Дайте ей другое», – нетерпеливо воскликнул царь, но девушка отказалась. «Хочу свой горшок до самого донышка», – сказала она пословицей, что означало: хочу мое украшение, а не другое, похожее.

Столкнувшись с женским упрямством, царь воздел руки к небу и снова позвал волшебника. Заземанх произнес заклинание, которое сложило озеро вдвое, как сандвич, одну половину воды на другую половину. На открывшемся дне лежало украшение, которое волшебник отдал владелице. Затем он вернул воду на место, и прогулка продолжалась, к удовольствию царя.

Когда очередь дошла до принца Дедефора, он сказал: «Мы слышали сказки о прошедших временах, где трудно отличить правду от вымысла, но, государь, в вашем собственном царстве есть великий волшебник, равный всем тем, о ком вы слышали».

В необычайном волнении царь послал сына, чтобы призвать почтенного мудреца, имя которого было Джеди. Встреча принца и волшебника описана очень трогательно: мудрец приветствует царственного юношу любезными словами похвалы, а принц помогает ему подняться на ноги и предлагает руку, чтобы сесть в ожидающую лодку, ибо Джеди очень стар.

Когда Джеди прибыл во дворец, царь попросил его исполнить свой знаменитый трюк – приставить обратно отрубленную голову. Волшебник охотно согласился, но когда царь приказал привести пленника, запротестовал: «Нет, нет, о государь и повелитель, не человека, ибо это запрещено». Слуги отрубают голову гусю, и Джеди приживляет ее обратно, к восхищению присутствующих.

После этих магических дивертисментов сказка переходит к сущности. Царь спрашивает о некоем магическом секрете, и Джеди сообщает ему, что секрет принесет ему старший из троих детей, которые еще не рождены. Но секрет – только средство ввести в повествование детей, ибо, как говорит Джеди удивленному царю, все трое станут в свое время царями Египта. «Сейчас они во чреве жены одного из жрецов Ра, но отец их не кто иной, как сам солнечный бог».

Сцена переключается на рождение божественных детей, причем роды принимают великие богини Египта, замаскированные танцовщицами-музыкантшами. Когда дети появляются на свет, богини встречают их речами, содержащими игру слов с их именами. Все это не оставляет сомнения, что будущие цари – это правители V династии.

Очевидно, история эта родилась не в период правления Хуфу. Перед нами прекрасный образчик пропаганды некоего царя V династии, предназначенной придать мистическую значимость своей династии. Что же мы можем извлечь из этой сказки? Цари V династии были из другой семьи, вероятно скромного происхождения, раз они хотели подкрепить свои притязания чудесной историей. И они почитали солнечного бога Ра.

Но какую богатую информацию можем мы получить из таких источников в том, что касается социальных обычаев, установок, этики! Из составной сказки о Хуфу и волшебниках мы можем вывести нечто, что почти невозможно получить иначе, кроме как косвенным путем, – целостную моральную установку давно умершей культуры. Мы привыкли выражать свои взгляды на этические и духовные проблемы в толстых томах и тоненьких эссе, мы их вербализируем, анализируем и критикуем. Египтяне писали «книги мудрости», но они состоят по большей части из советов молодым карьеристам, и никогда нельзя быть уверенным, что их гладкие предписания вполне искренни. Только в действиях, в повседневных реакциях человеческих существ можем мы видеть этическое чувство в работе, и в сказке о Хуфу имеется несколько ярких тому примеров. Девушка, уронившая украшение, была только наложницей, но когда она портит царю-богу удовольствие, он не приказывает бросить ее крокодилам; терпение, с которым он выполняет ее неразумные требования, очевидно, не кажется египтянам необычным или достойным комментариев. (Интересно отметить, что симпатичный монарх был не кто иной, как добрый царь Снофру, чья репутация благожелательности могла быть вполне заслуженной.) Сказка о неверной жене напоминает нам темы из Боккаччо и Чосера, но над рогатым мужем в Египте не издеваются. Но яснее всего привлекательные качества египетского сознания продемонстрированы в истории с Джеди: почтение, которое оказывают старику царь и принц, и, самое важное, быстрый ответ волшебника на царский приказ использовать преступника для эксперимента: «О нет, государь, не человека!..»

Мы ушли далеко от вещей, которые, как обычно думают, являются собственно предметом изучения археологов, – от керамики, гробниц, мумий и иероглифов. Однако материальные предметы – только сухие кости истории; идеи и идеалы народа есть плоть и кровь культуры, одушевляющие сухие детали и придающие им смысл. Изучая прошлое, мы пытаемся видеть этические воззрения, сомнения и надежды, направлявшие мысли людей, так же как произведения их рук. И поскольку мы хоть немного, да отождествляем себя с людьми, которых изучаем, нам нравится находить признаки того, что наши отдаленные предки разделяли в некоторой степени те самые понятия, которые мы приняли как универсальные моральные ценности. Одна из причин того, что древние египтяне интересуют столь многих, состоит в следующем: они были довольно симпатичными людьми. Нас редко шокируют их деяния, в отличие от хладнокровной свирепости ассирийцев или тошнотворной кровожадности ацтеков. Мы иногда думаем, что египтяне были чересчур заняты смертью, однако на деле верно обратное. Они настолько наслаждались жизнью, что брали с собой все возможные средства, чтобы продолжать ее удовольствия после той перемены обстановки, которую люди называют смертью.

Пирамиды времени IV династии представляют собой величайшее усилие, когда-либо сделанное людьми, чтобы обеспечить выживание материальными средствами. Цари V династии были менее счастливы или менее богаты; они много потратили на свои импозантные солнечные храмы, от которых остались лишь развалины фундаментов, скрытые в песке. Пирамиды их строились не сплошь из камня, но из песка и гравия, засыпанного в опалубку из каменных плит, а сверху покрытого обычной красивой белой облицовкой. Сегодня эти гробницы не сохранили даже форму пирамид, это кучи гравия, похожие на естественные холмы на огромных плато Саккары и Абусира. Остатки наземной части пирамиды Униса, последнего царя V династии, находятся близ величественных ступеней пирамиды Джосера – великое начало и вырождение благородной архитектурной формы. Однако пирамиду Униса посещают почти все туристы, приезжающие в Саккару, ибо это самая ранняя из известных гробниц, содержащая так называемые «Тексты пирамид». Белые стены погребальной камеры и прихожей были сплошь изрезаны иероглифами, окрашенными в голубой цвет. Потолок выложен звездами, и общий эффект довольно впечатляющ.

«Тексты пирамид» очень древние. Язык архаичен, описанные в них религиозные верования запутанны и противоречивы, можно предположить, что они накапливались поколениями, причем догмы со временем менялись. Египтяне мыслили широко, идея логической исключительности их никогда не затрудняла. В одном и том же своде текстов покойный царь описан как занимающий несколько загробных миров. Он может (довольно красиво) «стать един с вечными звездами», полярными звездами, которые в этих широтах не видны; он может стать ба, птицей с человеческой головой, которая слетает с дерева к гробнице; может отправиться в Землю Запада или поселиться в очаровательном раю – в Полях Яру, расположенных в северо-восточных небесах, где пшеница вырастает выше, чем на земле, и ужасное существо с перевернутым лицом ожидает души праведных, чтобы перевезти их к награде.

В позднейшие времена эти тексты и магическая защита, которую они давали, были переняты, в слегка измененной форме, более скромными людьми, которые приказывали рисовать их на внутренней поверхности своих деревянных гробов. На этой стадии они назывались «Гробовыми текстами». В период Империи тексты были записаны на папирусных свитках и изменены еще больше. Свитки обычно называют «Книгой мертвых», но египетское название было «Книга выхода на дневной свет», под чем разумелось освобождение души из гробницы.

«Тексты пирамид» часто описывают как религиозные по характеру, однако их главная функция состоит не в утверждении веры. Как и пирамиды, они должны были служить цели выживания. Пирамиды защищали тело мертвого царя, тексты обеспечивали его душе продолжение жизни, жизни в качестве бога, правителя богов или даже смиренного гребца на ладье богов, но жизни, любой ценой и в любой роли. В самом строгом смысле слова «Тексты пирамид» магические, но не религиозные. «То, что я сказал вам три раза, истинно», – говорит Швейцар, и, как часто бывает у Льюиса Кэрролла, это не просто торжественный абсурд. Фактически это выражение одного из базовых принципов магии (и другой псевдонауки – рекламы), согласно которому слово, произнесенное или написанное, может влиять на реальность. Если сказать вещь три раза значит сделать ее истинной, тогда сказать ее более трех раз делает ее еще истиннее – ни руководства с Мэдисон-авеню, ни учебники некромантов не беспокоятся о сравнительных степенях абсолютного. Повторение важно, но слово само по себе имеет огромное значение.

Примитивные народы знают о важности имени и заботливо охраняют его тайну, чтобы враг не узнал его и не использовал против владельца. Заклинания и заговоры являются элементами большинства магических формул. Египтяне, которые были хорошо известны позднейшим векам как великие маги, использовали в своих погребальных ритуалах написанные слова для производства реальности. В случае, если регулярными пожертвованиями, приносимыми мертвым потомками, пренебрегали, списки яств и питий могли исправить положение. Во всех погребальных текстах непрестанно повторяется слово «жить»: мертвый человек жив, он живет, он живет вечно и будет жить всегда и т. п. Вырезая тексты, описывающие будущую жизнь или жизни души в той самой камере, где лежала мумия, магическое значение слова делали сильнее, и покойный получал дальнейшие уверения в бессмертии.

Было довольно логично, что, рассмотрев другие средства бесконечного продолжения жизни, египтяне должны были обратить внимание на сохранение самого тела. Воздух и почва Египта сами по себе обладают превосходными консервирующими свойствами, и, быть может, вид тел, мумифицированных самой природой и сохранившихся в горячем песке, подал династическим египтянам идею поспособствовать процессу искусственными средствами. Развитие цивилизации сделало искусственную помощь необходимой; тела, похороненные в песке, не нуждаются ни в чем, кроме жара и сухости, но когда были построены гробницы и тела мертвых убраны с солнца, процессы гниения пошли без помех. Так получили развитие мумификация и изготовление такого типичного египетского объекта – мумии, неразрывно связанной с Древним Египтом в умах большинства людей, несмотря на факт, что мумии находили и в других регионах, и в другие периоды. Когда я начала изучать египтологию, некоторые из моих случайных знакомых думали, что фыркнуть: «Так ты учишься быть мумией?» – верх юмора. Мне это не показалось смешным даже в первый раз.

Лучшее описание процесса мумификации дошло до нас от двух греков – Геродота и Диодора. Согласно первому, существовало три метода, различавшихся по тщательности и по цене. При самом дешевом способе внутренности очищались, а затем тело помещалось в натр, сухой или в растворе. Натр, природная составляющая углекислой и двууглекислой соды, применяется для обезвоживания, так что его использование в сухом или твердом виде понятно. Но Геродот говорит, что натр использовался в растворе, в котором вымачивалось тело. Состояние самих мумий в некоторой степени подтверждает слова великого грека. Нередко большей части эпидермиса, включая корни волос на теле, недостает, а в некоторых случаях отсутствуют одна или две конечности, замененные палками. Продолжительное вымачивание – 70 дней, по Геродоту, – в натриевой ванне может вызвать отделение эпидермиса и даже отделение конечностей. Однако эти феномены могут быть вызваны другими факторами. Если тело не было передано бальзамировщикам непосредственно после смерти, отделение эпидермиса и конечностей могло быть вызвано разложением.

Любопытно, что Геродот специально отмечает некоторые случаи, когда бальзамирование откладывалось умышленно. «Жен людей высокого ранга не отдают бальзамировщикам непосредственно после смерти, как вообще тела наиболее красивых и ценимых женщин. Только через три или четыре дня после смерти их относят бальзамировщикам. Это делается для того, чтобы помешать бальзамировщикам иметь с ними сношение». Современные эксперты согласны, что некоторые из исследованных ими мумий находились на продвинутой стадии разложения, прежде чем их передали бальзамировщикам, и что почти во всех случаях это относится к женщинам.

Как бы натр ни использовался, в растворе или сухой, при всех трех методах бальзамирования это делалось на предпоследней стадии. При втором методе тело, прежде чем его погружали в ванну, пропитывали кедровым маслом; инъекция растворяла желудок и кишечник. Современные авторитеты сомневаются в слове «кедровое», утверждая, что вещество, о котором идет речь, делалось из можжевельника или других хвойных. Кроме того, имеются некоторые сомнения относительно применения этого масла.

Самый модный и самый дорогой способ мумификации включал в себя изъятие внутренних органов, за исключением сердца и почек, которые почти всегда находят на месте. Мозг извлекался через ноздри железным крючком, а кишечник – через надрез, сделанный в нижней части живота. Внутренние органы обрабатывались и помещались в четыре контейнера, так называемые канопы, а те, в свою очередь, в специальный квадратный ящик. Пустые телесные полости очищались, смазывались, затем применялся натр, как и в двух других методах. Брюшная полость заполнялась хлопком или опилками, после чего тело обмывалось, обрабатывалось маслом или драгоценными благовониями и, наконец, пеленалось.

Мумия

Она покоится на резном ложе со львиными лапами, головой и хвостом. Наверху парит ба, птица с человеческой головой, имеющая нечто общее с нашей концепцией души. Внизу – четыре канопы с крышками в виде голов четырех богов-защитников

 

Для пеленания использовалась тонкая хлопковая ткань, разрезанная на полосы и обмотанная вокруг конечностей и тела; иногда даже пальцы рук и ног пеленались отдельно. Ткань и подложки увеличивали объем ссохшегося от обезвоживания при бальзамировании тела. Иногда для заполнения особенно впалых частей тела применялись дополнительные хлопковые прокладки либо внешние контуры тела, включая женские груди, моделировались в гипсе.

После того как мумия была спеленута и помещена в гроб, выполнялась другая процедура: специально приготовленную жидкую смолу наливали на пелены и в гроб. Это могло быть неким помазанием или просто предназначалось для сохранения тела. В некоторых случаях смола проникала в ткани тела и вызывала химическую реакцию, в которой плоть растворялась.

Египетские гиппопотамы

По рельефам гробницы вельможи Ти в Саккаре

 

Однако величайшей угрозой надеждам покойного на бессмертие во плоти было не разложение, а грабители могил. Воры часто разрушали мумии в поисках драгоценностей, которыми украшались тела. Египтяне Древнего царства боролись с этой ужасной возможностью: они высекали статуи самих себя, которые помещали в гробницы и которые могли при необходимости выполнять жизненные функции. Ни один человек не исчезал полностью, если от него хоть что-то оставалось – его подобие или хотя бы имя, высеченное на камне.

Фараоны V династии, насколько мы знаем, первыми начали добавлять резные «Тексты пирамид» к другим способам обеспечения вечной жизни. Этот факт плюс рост культа Ра являются наиболее выдающимися чертами этой династии. Прекрасная живопись и скульптура предыдущей династии сохранились и при V, и некоторые из частных гробниц данного периода красиво спланированы и декорированы. Самая необычная из этих гробниц – гробница большого вельможи Ти в Саккаре, имеющая два огромных зала с колоннами, большую кладовую и портик, достойный того, чтобы украшать виллу. Особенно поражают барельефы, которые с юмором показывают повседневную жизнь вельмож. Птицы и звери нарисованы с удивительной элегантностью; есть сцена с гиппопотамами, барахтающимися в болоте, особенно мною любимая. Трудно представить себе гиппопотама очаровательным, но эти маленькие животные именно таковы.

ВРАТА ЮГА

VI династия началась с царя с довольно комичным именем Тети и набрала ход при его сыне Пепи I, могущественном и компетентном правителе. С внешней стороны картина демонстрирует те же единство и солидарность, которые мы наблюдаем при могущественных монархах IV династии. Вельможи Пепи оказывали ему должное уважение, вырезая изображения своего повелителя на стенах собственных гробниц и похваляясь царскими милостями. Но разница есть. Гробницы вельмож более не скучены вокруг гробницы их царя; они строятся в местных столицах, которыми их владельцы правили как могущественные наследственные князья. Поверхностно ситуацию можно сравнить с феодальной эпохой в культуре Запада. Когда на троне Египта сидел сильный фараон, он мог контролировать своих честолюбивых подчиненных. Но горе трону Гора, когда красная и белая короны попадали в руки слабого монарха!

Самыми интересными из местных князей были повелители Элефантины, острова, расположенного в районе современного Асуана. Здесь кончалась земля Египта и начиналась Нубия; здесь был также первый из шести порогов, которые препятствовали плаванию на юг. Гранитные каменоломни Асуана стали теперь зрелищем для туристов; они содержат прообраз величайшего обелиска на планете, будь этот гигантский шпиль когда-либо отделен от материнской породы. Асуанский гранит высоко ценился как материал для статуй и строительства; его сплавляли на баржах вниз по Нилу вплоть до самого Мемфиса.

Остров Элефантина лежит посредине реки, но гробницы людей, которые правили этим пограничным форпостом, были вырублены в обрыве западной пустыни. Они смотрят на юг, к Нубии, как крепости лордов на границах болот Уэльса смотрят в сторону, откуда грозила опасность. Нубия с давних пор интересовала предприимчивых египтян. Экспедиции направлялись туда еще во времена I династии, и позднее цари сумели навязать Нубии свой частичный политический контроль. Со временем она стала египетской провинцией, с египетскими манерами и обычаями. Эти события дали очень странные результаты несколько тысячелетий спустя.

Но Элефантина была только воротами на Юг, и за этими воротами лежали другие страны, которые могли предложить даже больше, чем Нубия. Из далекого Судана привозили черное дерево, слоновую кость, золото, страусиные перья; где-то на юге находилась таинственная, полулегендарная страна Пунт (Страна бога), откуда доставляли мирру, специи и другие драгоценные вещи. Племена региона были варварскими и воинственными, но для вящей славы Египта их следовало поставить под контроль, если не завоевать.

Первый из великих правителей «южных ворот» носил имя Уни. Он был назначен Мернера, сыном Пепи, и оправдывал доверие царя мужественно и верно. Одной из его обязанностей был надзор за работами в гранитных каменоломнях, но его главнейшей функцией была защита южных границ и поддержание мира в регионе, чтобы не возникало препятствий торговле. Он так хорошо выполнял эту задачу, что был способен добыть гранит для царского саркофага, «используя только один военный корабль». Эта похвальба говорит многое о ситуации до него.

Когда Уни получил свою награду за гробом, он был помещен в гробницу, которую вырубил высоко в обрыве. В ней он оставил биографическую надпись, воздающую должное его свершениям. Ему наследовал другой правитель – Хирхуф, имя которого известно еще лучше. Хирхуф и члены его семьи были первыми исследователями Африки; двое его помощников умерли далеко от дома, среди чужих и варварских племен, выполняя царские приказы. С очевидной гордостью каждый добавляет, после традиционного титула, слова: Водитель караванов, привозящий произведения дальних стран своему повелителю. После жизни, полной опасностей и приключений, они пришли домой умирать – или их принесли из отдаленных земель уже мертвыми, – и были похоронены в гробницах над Асуаном. На стенах гробниц эти исследователи начертали повесть о своих деяниях, и когда мы читаем о них, возникает чувство, что этих людей вел в Неизвестное не один только долг. Они шли туда, «потому что оно существует», как сказал один современный представитель славного товарищества, в котором властители Элефантины были столь достойными членами.

Хирхуф начал свои исследования еще мальчиком, когда сопровождал отца в путешествии в отдаленную страну Ям. Во втором путешествии он уже командовал собственным отрядом. Путешествия эти занимали 7–8 месяцев и были солидными экспедициями. После третьего путешествия правивший монарх умер, и ему наследовал его единокровный брат Пепи II, ребенок пяти или шести лет. Хирхуф был утвержден в должности малолетним царем и его советниками, а затем снова отправился в путешествие. Именно это путешествие в Ям дало один из самых любопытных документов, которые дошли до нас из древних времен. Хирхуф так любил его, что велел высечь на стене гробницы. Оригиналом, несомненно написанным на папирусе, было письмо царя. Хирхуф привез с золотоносного Юга богатую добычу, но не золото вызвало взволнованное письмо шестилетнего царя.

«Ты сказал в этом своем письме, – писал Пепи, – что привез из страны духов карлика. Приезжай сразу же на север ко двору и привези с собой этого карлика, живого, здорового и веселого. Когда он поднимется с тобой на корабль, назначь достойных доверия людей, которые будут рядом с ним с каждой стороны корабля, заботясь о том, чтобы он не упал в воду. Когда он спит ночью, назначь достойных доверия людей, которые будут рядом с ним в его палатке – и проверяй их по десять раз за ночь. Ибо мое величество желает видеть этого карлика больше, чем произведения Синая и Пунта!»

Это была высшая точка карьеры Хирхуфа, хотя мы никогда не узнаем точно, какую царскую награду он получил за дар, который царь оценил столь высоко.

Хирхуф был не единственным вельможей, рисковавшим жизнью во внутренней Африке. Другой правитель юга по имени Себни рассказывает о своем путешествии вверх по реке по более трагическому поводу. В районе вторых порогов дикими племенами был убит его отец. Узнав об этом, Себни собрал своих людей и выступил на юг, чтобы отомстить. Он посчитался с убийцами, забрал тело отца и привез его назад в Элефантину. На границе он был встречен людьми царя, который послал отряд собственных бальзамировщиков, жрецов и плакальщиков, снабженных всем необходимым для похорон. Отдав последний долг отцу, Себни отправился на север поблагодарить царя и отвезти товары, которые доставил отец. Личное горе не заставило его забыть о долге.

Заслуживают упоминания и другие имена – Энинхет, флотский командир, зарезанный каким-то бедуином на берегу Красного моря; Пепинахт, который отбил его тело и привез назад в Египет. Такие люди, как Пепинахт, рисковали жизнью не ради красивого жеста. Если тело человека погибало, он умирал второй раз, окончательно и навсегда; не было вечной жизни для души, не имевшей смертного жилища, куда она могла бы возвращаться для питания.

Приключения Хирхуфа напоминают об еще одной из разнообразных забот египтолога. Вспомним туманные сведения, сохранившиеся от додинастического периода; казалось бы, теперь, с помощью материала надписей, мы можем решить все наши проблемы. Мы знаем о правителях Элефантины многое – их имена, товары, которые они искали, и даже куда они за ними ходили. В страну Ям.

Здесь-то и лежит загвоздка. Где находится эта страна Ям? Точнее, где она была? Некоторые археологи любят играть со словами; они являются авторами длинных статей о производных, значениях и произношении египетских существительных. Другим нравятся числа; это они пишут толстые тома о таких предметах, как хронология. А еще есть люди, которые предпочитают географические карты. Большинство из нас имеют знакомых, помешанных на картах и способных провести чудесный вечер наедине с таким увлекательным чтивом, как атлас. Если бы они были египтологами, они бы, вероятно, тоже спорили о Яме.

Такие детали, как километраж, столь дорогие современным путешественникам, не интересовали Хирхуфа и его друзей. Не было причин, которые заставляли бы их описывать местоположение стран, которые они посещали, когда каждый читающий их автобиографии прекрасно знал, где находились эти страны. Всемогущие боги, уж конечно, знали, и все грамотные обитатели Элефантины, наверное, тоже. Единственная цифра, приведенная Хирхуфом, – это время, которое отнимало путешествие в Ям и обратно, – около семи месяцев. Поскольку у нас нет сведений о том, как долго он там оставался, как быстро передвигался и в каком направлении (известно только, что в общем «на юг»), от этой цифры, очевидно, немного толку. Но не обманывайте себя. Египтологи пытались ее использовать, как использовали каждое свидетельство, которое удавалось получить. Хирхуф дает египетские названия областей, через которые он проходил на пути в Ям; но поскольку местоположение этих областей также неопределенно, информация остается неясной.

Большинство египтологов допускают, что Ям лежал на Ниле, но Хирхуф практически ни разу не говорит об этом. Один интересный пропуск в его истории может дать нам ключ – Хирхуф не упоминает об использовании лодок. Но так как Нил легко проходим вплоть до второго порога, странно, что он не продвигался по воде, если Ям был расположен в этом районе. Однако некоторые археологи помещают Ям выше второго порога.

Если мы изучим карту, то увидим другие причины, делающие такое размещение необоснованным. Во-первых, мы знаем, что еще во времена I династии цари Египта предпринимали военные походы в этот район. К эпохе VI династии область была исхожена египетскими войсками и торговыми караванами; путешествие туда не могло быть столь серьезным и опасным предприятием, каким, несомненно, было путешествие Хирхуфа в Ям. Во-вторых, не могло оно отнимать семь месяцев – разве что дорогой через Тимбукту.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: