Первая ошибка родителей - они не приучили сына бережно относиться к вещам других.




Вторая ситуация педагогической несостоятельности проблемной семьи будет заключаться в проявлении школьного «буллинга» - социального явления, выраженного в агрессивном настрое детей из проблемных семей к другим детям с преднамеренным преследованием, жестокостью, оскорблениями и унижениями других детей в присутствии сверстников. Каждая семья, находящаяся в поле зрения специалистов социально-педагогической сферы, имеет свои социально-психологические характеристики. В практике работы с проблемными семьями нередко приходится работать специалистам с семьями, имеющими сложную типологизационную структуру. То есть, семья одновременно может иметь разные типологические признаки, например, быть молодой, проблемной, асоциальной и т.п. В таких семьях проблемы могут накладываться друг на друга, видоизменяться. Зачастую это проблемы, ошибки в воспитании и роли в нем родителей.

Рассмотрим типологию проблемных семей с детьми по типу воспитательных ошибок.

В семьях с попустительским или либеральным стилем воспитания родители считают, что они обязаны создавать все условия для постоянного счастья ребенка, т.е. обеспечивать его жизнь и, не дай бог, ребенок почувствует себя фрустрированным. Если ребенок плачет – значит, полагают родители, они плохие, не могут обеспечить его эмоциональных нужд. Ребенка надо всегда поощрять и никогда не ругать, только тогда он вырастет здоровой личностью. По умолчанию предполагается, что ребенок сам рано или поздно поймет, что такое хорошо, а что такое плохо. Границы определять ребенку не надо, он сам это сделает.

Разберемся, что осложняет воспитание в такой проблемной семье?

Неясные руководства. Родители часто пытаются так потребовать от ребенка соблюдения правил, чтобы, не дай бог, он почувствовал себя некомфортно. Иногда им приходится просить что-то с применением очень сложной манипуляции. Опять же на пути к выполнению требования ребенок должен «все сам понять» и не расстроиться. «Не пойти ли тебе поиграть во двор со своим мячом?»

Повторение и напоминание. Ребенок явно игнорирует просьбу, тем не менее родители пытаются настоять на своем, просто заходя несколько раз в комнату. Ребенок играет в мяч, пока ему самому не надоест. Если родители повторяют – значит все это не очень серьезно.

Речи, лекции, проповеди. Чем младше ребенок, тем меньше шансов, что он поймет смысл метафорических сравнений и наглядных примеров..

Игнорирование. Поведение ребенка игнорируется, потому что пока он маленький и должен все сам понять со временем. И «вот видишь, мы закрывали глаза на твое поведение, а ты так ничего и не понял». Каким образом ребенок должен понять, что он был не прав, если, скажем, предыдущие 15 лет родители закрывали глаза на его не совсем верное поведение?

Неэффективное моделирование роли. Иногда родители начинают вести себя не как родители. Контакт и доверительные отношения с ребенком очень важны, чтобы ребенок чувствовал уважение со стороны родителей. Более того, если родители ведут себя с ребенком как товарищи, может случиться так, что ребенок откажется признавать авторитет родителей в целом.

Торговля, взятки и специальные награды. Если ребенок делает что-то, ему немедленно предлагается награда. Да, с одной стороны, это стимулирует ребенка делать что-то, но, с другой стороны, через какое-то время ребенок начинает видеть, что все его поступки и уступки должны быть оплачены

Спор и дебаты. Ребенок не хочет что-то делать? Ему нужно доказать, что это необходимо. Он в ответ будет говорить, что этого делать он не будет. Спор становится просто формой демонстрации неподчинения правилам.

Проблемные семьи с позицией «круговой обороны» воспитания, как правило, строят свои отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав». Они агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение несовершеннолетним правонарушения не останавливает родителей. Дети из таких проблемных семей лживы и жестоки. Для них не существуют авторитетов, они считают себя правыми во всем во всем,

Дети вырастают одинокими, обидчивыми, замкнутыми не проявляющими интерес к окружающему миру в семье с педантично-подозрительным стилем воспитания. Родители не верят и не доверяют своим детям, постоянно подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения. Ребенок вынужден приспосабливаться

В семье, гдеприсутствует авторитарный стиль воспитания, родители тщательно контролируют ребенка, устанавливают жесткие ограничения и правила, обсуждение которых не допускается («Я так сказал!»). Они отдают приказания, указывают и ждут точности выполнения.

Специалисту надо знать, что дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений. Ситуация работы с данной проблемной семьей осложняется тем, что педагог встретится с эмоционально холодным, отвергающим отношением к контакту, иногда неизбежна полная его потеря. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, агрессивны, хотя имеют сильную потребность в любви.

К проблемной семье с ошибками в воспитании относится семья с увещевательным стилем. С таким стилем воспитания проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применяя никаких волевых воздействий и наказаний. Для детей в таких семьях не существует авторитетов отца и матери, что называется, «садятся на голову».

От специалиста, в частности социального педагога, в данном случае требуется проявление требовательности в отношении как с несовершеннолетним, так и с родителями.

В семье с отстраненно-равнодушным стилем воспитания родители поглощены устройством своей личной жизни. Они не находят времени, душевных сил для своих детей, равнодушны как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение родителей.

К проблемным относится семья, где воспитание осуществляется по типу «кумир семьи ». Эгоцентрический тип воспитаниячасто возникает по отношению к поздним детям, когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. Потворствующая гиперпротекция (кумир семьи). Подросток находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Этот тип воспитания способствует развитию демонстративных (истероидных) и гипертимных черт характера у подростков. За этого ребенка выбирают, думают, его всюду водят за руку.

Особенностью проблемной семьи с непоследовательным стилем воспитания является отсутствие единого подхода к воспитанию.При таком воспитании не формируется самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений ребенка. Специалисты, работающие с проблемными семьями, по своему профессиональному назначению обязаны по возможности предотвратить семейную проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений. Для этого специалист должен знать причины, порождающие неблагополучие семьи. Так, организуя работу с семьей, вне зависимости от её типа необходимо учитывать следующее:

- любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях, поэтому необходимо научиться не только жаловаться, но и хвалить ребенка, видеть хорошее;

- не стоит ради красного словца или поучительного примера предавать огласке различные негативные стороны семейного воспитания; примеры типичных педагогических ошибок в семье должны быть анонимными;

- не рекомендуется к детям из проблемных семей относиться с позиции силы или страха;

- необходимо создать ребенку ситуацию успеха, видеть радостные перспективы будущей жизни;

- не стоит злоупотреблять доверием детей и его родителей;

- никогда не следует ставить окончательный и безнадежный диагноз, так как методы диагностики не всегда дают бесспорную и окончательно верную информацию.

- план работы специалиста должен быть межведомственным и индивидуальным (см. приложение 4).

Важно учитывать, что родители составляют первую общественную среду ребенка.. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся..


.

 

 

[4]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: