Прочитайте текст и выполните задания 2.1-2.6




ЗАДАНИЯ І (школьного) ЭТАПА

РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫШКОЛЬНИКОВ

Учебный год

РУССКИЙ ЯЗЫК

Класс

1-уровень (6 заданий =40 баллов)

Отметьте слово, которое разделено на морфемы неправильно (2 балла).

А. не-пре-рыв-н-ый Б. пере-пис-чик-

В. за-дым-л-ени-е Г. недо-вы-полн-и-ть Д. волч-ий-

Отметьте строчку, в которой все числительные употреблены правильно (2 балла).

А. Трое прохожих, двое племянниц, четверо саней

Б. Четверо друзей, нас трое, двое забияк

В. Трое профессоров, четверо студентов, двое тигров

Г. Четверо парней, двое плакс, трое подруг

1.3.Вставьте в предложение подходящие по смыслу слова-паронимы «представить» – «предоставить» (6 * 1 б. = 6 баллов).

А. Благодаря ходатайству органов опеки инвалиду Петрову … отдельную квартиру.

Б. Сотрудники финансового отдела обязаны в срок … отчеты о проделанной работе.

В. Вам … право решать эти вопросы самостоятельно.

Г. Студенту Иванову … возможность поехать на стажировку в Аргентину.

Д. На портрете помещик … в колпаке и халате.

Е. Я … себя своей судьбе.

1.4. 5. Образуйте форму повелительного наклонения от приведённых глаголов (10*1 б = 10 баллов).

Лечь, ехать, стереть, класть, положить, вынуть, видеть, слышать, хотеть, мочь.

1.5. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите выбранные цифры. (5 баллов)

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

В) нарушение в построении предложения с однородными членами

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) То, что арбуз – на самом деле ягода, а не фрукт, — уже не удивительный факт, а истина, известная любому ученику средней школы.

2) С некоторых тюркских языков слово «арбуз» дословно переводится как «ослиный огурец».

3) Вопреки распространенного заблуждения «пол» арбуза определить нельзя, потому что это бесполое «существо», а по-научному – однодомное растение.

4) Самый большой арбуз, попавший в Книгу рекордов Гиннеса, был выращен в США и весил около 120 килограммов.

5) Арбузы не только бывают круглыми, но и квадратными.
6) «Афроарбузы» — это арбузы с черной мякотью, непривычные и даже отталкивающие на вид, но очень приятные на вкус и почти без семечек.
7) Погрузив кусочек с арбузной мякотью в емкость с водой, проверяется, в каких условиях выращивался плод и сколько «химии» в него накачали.

8) Содержащиеся пищевые волокна в арбузе отличаются нежностью и мягкостью, что способствует снижению холестерина.
9) В одном ломтике арбуза содержатся около 50 калорий, причём чем слаще арбуз, тем их больше.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д
         

1.6. Прочитайте и найдите речевые и грамматические ошибки. Перепишите, внося необходимые исправления. Выполните полный синтаксический анализ 4 -го предложения. (15 баллов)

1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. 3. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком. 4. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 5. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным.

2-й уровень (30 баллов)

Прочитайте текст и выполните задания 2.1-2.6

(1)В юности я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. (2)Отец жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.

(3)И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. (4)С обеда начали, к вечеру ноги подгибались. (5)Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а все равно тяжело. (6)Дождь шел, промокла я, продрогла, все прокляла. (7)К вечеру дождь перестал. (8)Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: (9)«Варя, посмотри-ка какая красота!». (10)Я отвечаю: (11)«Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами землю и вижу». (12)«Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь - и не увидишь. (13)Коня, говорит, какого в радугу запрягли».

(14)Сбросила тяжесть, разогнулась. (15)И ровно в глазах воссияло. (16)Думала - пожар.

(17)Река Вятка красная. (18)Радуга во все небо. (19)Небеса горят: под радугой, как под дугой, солнышко! (20)Поглядела я – как будто умылась, дышать легче стало.

(21)И вот, думаю, не обрати моё внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепая бы и прожила, а благодаря отцу зрячая стала, от него переняла и детям передала.

(22)Помню, как пошла с дочкой за земляникой. (23)День хороший, солнце яркое. (24)В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. (25)Зову дочку, чуть не шёпотом, ровно кого спугнуть боюсь. (26)Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.

(27)Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени - и рвать. (28)Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. (29)Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: (30)«Жалко, мама, ягоды трогать, давай просто так уйдем». (31)Я засмеялась: (32)«Милая ты моя! (33)Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать».

(34)И вот чем закончу. (35)У этой дочки своя уже дочь. (36)Гуляем мы втроем в парке, она дочери говорит: «(37)Смотри, Машенька, какие цветы!». (38)На руки взяла: «(39)Смотри, Машенька, какие облака пушистые!».

(По В. Крупину*)

2.1. Определите стиль, тип речи, тему и главную мысль текста (6 баллов)

2.2. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. (6 баллов)

1) Героине отец смог привить умение любоваться природой, а её братьям нет.

2) Героиня переняла от отца умение замечать красоту, разлитую в природе.

3) Семья героини жила тяжело, ежедневно думая о пропитании, и не было времени у родителей учить детей красоту замечать.

4) Важно учить человека с детства не быть «слепым»: замечать прекрасное, видеть красоту природы.

5) Если родители видят прекрасное вокруг, то и детям передадут это замечательное умение!

2.3. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. (6 баллов)

1) Предложения 3 – 7 содержат повествование.

2) Предложения 16 – 19 содержат описание.

3) В предложениях 26 – 29 представлено рассуждение

4) В предложении 27 перечислены последовательные действия персонажа.

5) Предложение 7 объясняет и подтверждает суждение, высказанное в предложении 6 текста.

2.4. Из предложений 17 – 22 выпишите антонимы (антонимичную пару). (2 балла)

2.5. Среди предложений 14 – 21 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи однокоренного слова. Напишите номер этого предложения. (2 балла)

2.6. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. (8 баллов)

«Автор, чтобы привлечь внимание читателя к важной проблеме, использует в тексте такие тропы, как (А)_____ (предложения 13, 15), (Б)_____ («полянка красным-красна » в предложении 26, «облака пушистые » в предложении 39), а также синтаксические средства выразительности: (В)_____ (предложение 25) и (Г)_____ (предложения 37, 39)».

Список терминов:

1) синтаксический параллелизм 2) эпитеты 3) разговорная лексика

4) метафора 5) оценочная лексика 6) вопросительные предложения

7) парцелляция 8) просторечия 9) сравнительный оборот

 

А Б В Г
       

3-й уровень. Творческое задание

Напишите сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем (1 – 1, 5стр.). (30 баллов)

ü Открытое письмо человечеству

ü Человек поступка

ü Дом, который построим мы

ü Мир, которому мы все улыбнёмся

ü Что лучше: кем быть или каким быть?

ü Можно ли утверждать, что смелость – двигатель прогресса?

ü Нужны ли общественные нормы поведения?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: