Скандинавы ввели в этикет правила предоставлять самые почётные места за столом самым уважаемым гостям.




Народы Кавказа издревле уважительно относятся к старшим по возрасту и к женщине: при появлении пожилого человека все встают, а женщина останавливает схватку мужчин – для этого ей достаточно бросить между дерущимися мужчинами платок.

Родиной этикета считают Италию. Облагораживание нравов итальянского общества начинается уже в 14 веке. Человек переходил от феодальных нравов к духу нового времени, и этот переход начался в Италии раньше, чем в других странах.

Если сравнить Италию 15 века с другими народами Европы, то сразу же бросается в глаза более высокая степень образованности, богатства, способности украшать свою жизнь. А это же время Англия закончив одну войну, вовлекается в другую, оставаясь до середины 16 века страной варваров. В Германии свирепствовала жестокая и непримиримая война гусситов, дворянство было невежественно, господствовало кулачное право, силовое разрешение всех споров. Франция была порабощена и опустошена англичанами; французы не признавали ни каких заслуг, кроме воинских, они не только не уважали науки, но даже гнушались ими и считали всех учёных самыми ничтожными из людей.

В то время, как вся остальная Европа утопала в междоусобицах, а феодальные порядки держались ещё в полной силе, в Италии развивалась новая культура.

Этикет – явление историческое. Правила поведения людей изменялись с динамикой условий жизни общества, конкретной социальной среды.

Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определённых правил поведения, церемониала было необходимо для возвеличивания царствующих особ, для закрепления определённой иерархии взаимоотношений. От соблюдения правил поведения часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Так было в древнем Египте, Китае, Золотой Орде. Нарушение этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже к войнам.

Этикет всегда выполнял определённые социальные функции.

Например, подчёркивал разделение общества по чинам, сословиям, знатности рода, званиям, имущественному положению, особенно строго, даже в наши дни, соблюдаются правила этикета в странах дальнего и Ближнего Востока.

Первым, кто на Руси стал придавать значение этикету, был боярин Андрей Курбский. Он впервые ввёл обращение «Вы», и оно оставалось формой аристократического обращения. Со временем «Вы» широко вошло в обиход, ибо требовалось обществу как знак социального достоинства. Постепенно «ты» и «Вы» распределили между собой роли как приметы уровня общения между людьми.

Первое печатное пособие по этикету в России появилось в 1717 году при Петре I и называлось «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». По его же указанию была издана книга Эразма Ротердамского «О правилах хорошего тона» в количестве ста экземпляров на русском и голландском языках.

Этикет в одежде в нашей стране тоже потерпел немало изменений. В начале 18 века стал усиленно внедряться западный тип. На русскую почву переносились не только фасоны одежды, но и манеры, и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил боярам и дворянским сословием постоянно и настойчиво, а порой даже жестоко, следил сам Пётр I. За нарушение этикета строго наказывали.

В царствовании Елизаветы и Екатерины II отбирались правила этикета, отвечающие требованиям и особенностям русской национальной культуры.

Советская власть стремилась во всём уровнять женщину и мужчину. Первый комиссар социального обеспечения Александр Коллонтай опубликовал немало книг и статей, провозглашающих полную свободу женщин. И, тем не менее, ни одна советская женщина, даже в 70 – 80 –е годы XX века, не могла войти в здании горкома или обкома партии в брючном костюме. Разрешалось входить только в платье. Таков был большевистский этикет. Что же касается мужчин, то руководящие работники всегда были в костюме и при галстуке. И никаких там «бабочек» и водолазок.

Во времена Михаила Горбачёва все горкомовские и райкомовские партократы копировали образ лидера: синий костюм и красный галстук. Парадокс, но факт! Синий цвет не гармонирует с красным.

Как смешно иногда не выглядели требования этикета, с ними приходится считаться.

Общественный прогресс способствует взаимопроникновению разных культур, в том числе и правил поведения. Мир становится теснее. Взаимное обогащение правилами поведения, одежды, речевой культуры позволило выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах повсеместно деловой этикет. Он предписывает правила поведения не только на деловых и дипломатических встречах, но и в гостях, общественных местах и даже личностных отношениях.

 

3. Нравственные основы этикета.

· Честность и порядочность.

Честность и порядочность как основа деловой практики являются следствием длительного развития деловых отношений в обществе в целом.

Процветание в профессиональной деятельности возможно лишь при стремлении к порядочности и честности.

Честность в деловых отношениях была присуща и русскому купечеству. На Руси был известный обычай «ударить по рукам», что означало формальное заключение сделки.

Честность и порядочность как основа деловой практики являются следствие длительного развития деловых отношений в обществе в целом, в ходе которого вырабатывались оптимальные этические и нравственные нормы. О какой высокой морали можно было говорить, например, в эпоху первоначального накопления капитала? Стремление только к прибыли во времена «дикого» капитализма приводило к ряду негативных последствий: жестокой эксплуатации трудящихся, присвоению предпринимателями львиной доли произведённого продукта, использование насильственных методов обогащения.

Однако по мере развития общества положение менялось. И сегодня оно существенно отличается оттого, что было в начале 19 века

Конкуренция должна быть честной, жульничество недопустимо. Тем предпринимателям, кто ведёт нечестную игру, никогда не добиться настоящего успеха, потому что им будет трудно найти хорошего партнёра. Очень важно уметь общаться с партнёром. Завоевание авторитета – очень сложный и долгий процесс. Но если предприниматель им обладает, то это 50% успеха.

Пример: Вновь открывшаяся в Москве фирма заключила сделку с австрийским бизнесменом о поставке ему большого количества строительного леса. Пред отправкой эксперты австрийской фирмы провели проверку технических условий товара и отправили главе фирмы несколько снимков вагонов с лесом, которыми он остался доволен. При получении товара привыкшие к ведению «честной игры» австрийцы произвели оплату без проверки всех вагонов. А при разгрузке оказалось, что вместо первоклассного строительного леса в вагонах свалены горбыли, пни и т. д., что полностью не соответствовало снимкам. Австрийский бизнесмен был вынужден отправить составы за свой счёт обратно. Он решил не работать с нашими предпринимателями. При многочисленных связях этого бизнесмена, об этом случае, естественно, узнали многие предприниматели из разных стран. Как ни странно, через полгода упомянутая московская фирма «развалилась», так как всё труднее было находить партнёров.

 

 

· Хорошие манеры.

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь, уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам не редко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.

Манеры – способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими

людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация,

характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично обращаться с другими людьми.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом.

Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом.

Обязательным условием общения является деликатность.

Под деликатностью понимается вежливость и внимательность в общении, умение щадить самолюбие своих коллег. Деликатность – это особая, свойственная весьма немногим людям форма проявления корректности и искренности при общении.

Главное свойство деликатности - умение тонко чувствовать, тонко воспринимать состояние окружающих и проявлять заботливую осторожность по отношению к настроениям и нуждам другого человека, умение вовремя и незаметно прийти к нему на помощь, если он совершает оплошность или нуждается в поддержке и понимании.

В то же время деликатность не должна быть чрезмерной, превращаться в льстивость, приводить к ничем не оправданному восхвалению увиденного или услышанного.

 

· Вежливость

«Ничего не стоит так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость» - Сервантес.

Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной.

Одним из главных элементов вежливости считают умение запоминать имена.

 

· Тактичность и чуткость.

 

Такт в деловом общении – это не только понимание соответствия целей и норм поведения, но и умение применять эти нормы к конкретному человеку. Тактичность предполагает ориентацию на гуманность и благородство, внимательность и предупредительность.

Быть тактичным – это значит, в любой ситуации воспринимать своего партнёра, клиента или подчинённого как самоценную человеческую личность с учётом: пола, возраста, национальности, темперамента, привычек и т. п.

Общее правило такта – создавать наиболее благоприятные условия для общения в жизни окружающих людей, учитывать и устранять те возможные неудобства, которые могут возникать из – за нашего поведения.

При этом не следует превышать и меру интереса к удобству другого человека, так как это может создать неудобства, поскольку вы стесните его в выборе поступка или действия. Такт в равной степени охватывает все стороны поведения и является внешним выражением нашего внимания к людям

Тактичность, чуткость – это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу.

 

· Скромность.

Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчёркивает своё превосходство, свои качества, ни требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг.

Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью.

 

 

· Справедливость, которая предполагает объективную оценку личностно – деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость критике, самокритичность.

 

К общим нравственным качествам, характеризующим делового человека, также относится требовательность к себе, самоотдачу в работе, принципиальность и уважение к мнению других.

Все вышеназванные общечеловеческие ценности взаимосвязаны и воспроизводят в целом модель нравственного облика современного делового человека, который:

· уважает себя как личность и с уважением относится к другим, проявляя в деловых взаимоотношениях терпимость, деликатность и тактичность; доверяет не только себе, но и другим;

· убеждён, что честь превыше прибыли. Дорожит своей профессиональной репутацией и потому считает, что для деловых отношений обязательны честность, порядочность, обязательность и компетентность;

· признаёт необходимость конкуренции, но понимает необходимость сотрудничества;

· ценит не только свободу своих действий и убеждений, но и свободу своих конкурентов;

· умеет и не боится рисковать и брать на себя ответственность за принимаемые решения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: