Тема: «Гомеостаз. Состав, свойства и функции крови».
Задание №1
Зарисуйте в тетради форменные элементы крови, соблюдая при этом:
- соотношение размеров форменных элементов,
- окраску,
- форму ядер,
- цвет и величину зернистости цитоплазмы.
Задание №2
Заполните таблицу «Биологические константы организма».
Биологическая константа | Жесткая/лабильная | Показатель в норме |
Количество глюкозы | ||
Количество гемоглобина | ||
СОЭ | ||
АД | ||
Количество белка крови | ||
Количество форменных элементов | ||
рН | ||
ОЦК |
Задание №3
Ознакомьтесь с предложенным анализом крови. Запишите данные в тетрадь. Оцените показатели (норма, больше или меньше нормы), сделайте вывод о возможной патологии, используя специальную терминологию.
А. Клинический анализ крови | ||
Показатели | Количество | Оценка |
Эритроциты | 2,9 ∙ 10 12 /л | |
Гемоглобин | 80 г/л | |
Лейкоциты | 7 ∙ 10 9 /л | |
Нейтрофилы | 70% | |
Юные | — | |
Палочкоядерные | 2% | |
Сегментоядерные | 68% | |
Эозинофилы | 3% | |
Базофилы | 1% | |
Лимфоциты | 23% | |
Тромбоциты | 200 ∙ 109/л | |
СОЭ | 7 мм/ч |
Задание №4
Заполните таблицу «Лейкоцитарная формула крови».
Лейкоциты (общее количество) | Нейтрофилы (%) | Юные | Палочкоядерные | Сегментоядерные | Базофилы | Эозинофилы | Лимфоциты | Моноциты |
Задание №5
Заполните таблицу «Тромбоциты и их свойства».
Количество | |
Где образуются, из каких клеток | |
Где разрушаются | |
Агрегация | |
Агглютинация | |
Адгезивность | |
Функции | |
Малое количество тромбоцитов | |
Большое количество тромбоцитов |
Задание №6
|
Заполните таблицу «Белки плазмы крови и их функции».
Белки плазмы | Количество | Функции |
1. | ||
2. | ||
3. |
Задание №7
Запишите термины к каждому определению.
1. Постоянство внутренней среды организма.
2. Нормальное количество крови.
3. Снижение объема крови
4. Увеличение объема крови
5. Давление, обусловленное наличием в крови солей.
6. Давление, обусловленное наличием в крови белков.
7. Изменение реакции крови в кислую сторону (уменьшение водородного показателя).
8. Изменение реакции крови в щелочную сторону (увеличение водородного показателя).
9. Увеличение количества белка в крови.
10. Белки крови, обеспечивающие онкотическое давление.
11. Уменьшение количества глюкозы в крови.
12. Появление глюкозы в моче.
13. Раствор с концентрацией NaCl, равной его концентрации в плазме крови – 0,9%.
14. Раствор с концентрацией солей больше 0,9%
15. Плазма, лишенная фибриногена.
16. Соотношение форменных элементов крови и общего объема крови.
17. Увеличение количества эритроцитов свыше 5 миллионов в 1 мл крови.
18. Малокровие.
19. Нестойкое соединение гемоглобина с кислородом, которое транспортирует кислород от легких к тканям.
20. Нестойкое соединение гемоглобина с двуокисью углерода, образующееся в капиллярах тканей и распадающееся в капиллярах легких.
21. Стойкое соединение гемоглобина с окисью углерода (угарным газом).
22. Патологическая стойкая форма гемоглобина, неспособная к транспорту кислорода.
23. Бесцветные подвижные клетки крови, выполняющие защитные функции.
|
24. Увеличение количества лейкоцитов свыше 9 тысяч в 1 мл крови.
25. Снижение количества лейкоцитов меньше 4 тысяч в 1 мл крови.
26. Способность клеток крови покидать кровяное русло, проходя через стенку сосудов
Тема: «Состав и свойства крови. Группы крови, резус-фактор».
Задание №1
Зарисуйте в тетради схему эритропоэза, впишите вместо знаков «?» нужные элементы.
Задание №2
Заполните недостающие элементы в схеме свертывания крови и фибринолиза.
Задание№3
Заполните таблицу «Определение групп крови с помощью стандартных сывороток».
Агглютинины стандартных сывороток | Агглютиногены исследуемой крови | |||
I | II | III | IV | |
I | ||||
II | ||||
III | ||||
IV |
Запишите в соответствующих ячейках, какие агглютиногены и агглютинины содержатся в крови и сыворотках I, II, III и IV групп. Используйте условные обозначения, показывающие наличие или отсутствие агглютинации при встрече агглютиногенов исследуемой крови (вертикальные столбцы) и агглютининов (горизонтальные строки), находящихся в стандартных сыворотках (красные точки – агглютинация, сплошная красная штриховка – ее отсутствие).
Задание №4
Заполните таблицу «Определение групп крови с помощью цоликлонов».
Реакция агглютинации | Группа исследуемой крови | |
Цоликлон анти-А | Цоликлон анти-В | |
+ | + | |
+ | - | |
- | + | |
- | - |
Задание №5
Заполните недостающие элементы в схеме «Виды гемолиза».
Задание №6
Запишите термины к каждому определению.
|
1. Остановка кровотечения.
2. Свертывание крови.
3. Замедленное свертывание крови, которое может привести к кровотечению.
4. Ускоренное свертывание крови, которое может привести к тромбозу.
5. Белок, содержащийся в тканях и тромбоцитах, при активизации которого начинается процесс свертывания крови.
6. Растворимый белок плазмы крови, который при активизации его тромбином превращается в нерастворимый фибрин.
7. Сгусток крови, состоящий из нитей фибрина и форменных элементов крови.
8. Вещества, препятствующие свертыванию крови, образующие противосвертывающую систему.
9. Уплотнение кровяного сгустка (тромба).
10. Процесс растворения фибринового тромба.
11. Закупорка сосуда оторвавшимся тромбом.
12. Белки, содержащиеся в эритроцитах, определяющие групповую принадлежность.
13. Переливание крови.
14. Человек, чью кровь берут для переливания.
15. Человек, которому переливают кровь.
16. Патологическое состояние, вызванное переливанием реципиенту несовместимой крови, вызывающее гемолиз эритроцитов вследствие их агглютинации.
17. Агглютиноген, содержащийся в эритроцитах у 85% людей. При его наличии кровь называют резус-положительной.
18. Патологическое состояние, выражающееся в агглютинации эритроцитов при повторном переливании резус-отрицательному реципиенту резус-положительной крови или при повторной беременности резус-отрицательной женщины резус-положительным плодом.