Проблема легитимности и легальности власти. Типы легитимности.




Классической считается типология политического господства, разработанная М.Вебером. Он выделил три идеальных типа легитимности политической власти: традиционный, рационально-легальный и харизматический.

Традиционный тип легитимности основывается на привычке подчиняться власти, вере в её священность. Примером традиционного типа господства являются монархии.

Рационально-легальная легитимность характеризуется верой людей в справедливость существующих правил формирования власти. Мотивом подчинения является рационально осознанный интерес избирателя. Примером такого типа легитимности являются демократические государства.

Традиционная власть, как правило, персонифицирована. При рациональной организации политическая власть приобретает деперсонифицированный характер, поскольку определяющими становятся не традиции, а положение личности в системе организационной иерархии.

Харизматический тип политического господства основывается на вере населения в исключительные, уникальные качества политического лидера. Харизматический тип власти чаще всего наблюдается в трансформирующихся обществах. Функциональная роль харизматического типа организации власти состоит в том, чтобы стимулировать, ускорить исторический прогресс.

В современной политической науке классификация М.Вебера дополняется другими типами легитимности власти. Например, выделяется идеологическая легитимность, основанная на обосновании правомерности власти с помощью идеологии, внедряемой в сознание широких слоев населения

15. М.Вебер о государстве и особенностях современного государства.

Государство -отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (т. е. считающееся легит) насилие как ср-во. Люди, нах-ся под господством, должны подчиняться авторитету, на кт претендуют те, кто теперь господствует. Имеется 3 вида внутр. оправданий, т.е. оснований легитимности: авторитет нравов, авторитет необыденного личного дара лидера и господство в силу "легальности", обоснованной рационально созданными правилами. Современное гос-во - организованный по типу учреждения союз гос-подства, кт внутри опред. сферы добился успеха в монополизации легитимного физ. наси-лия как ср-ва господства и с этой целью объединил вещ. ср-ва предприятия в руках своих руководителей, а всех функционеров с их полномочиями, кт раньше распоряжались этим по собств.произволу, экспроприировал и сам занял вместо них самые высшие позиции.

М. Вебер - автор теории рациональной бюрократии. Общество на рубеже 19-20 вв. становилось все более сложно организованной системой, нуждавшейся в совершенствовании управления ею.

Наиболее эффективной системой государственной организации М. Вебер считал бюрократию. Ее эффективность основана на строгом разделении обязанностей, профессионализме и дисциплине. Он выдели характерные черты идеального типа бюрократии: 1) разделение труда, обусловленное правилами и законами; 2) порядок подчиненности нижестоящих должностных лиц вышестоящим; 3) назначение служащих на основе профессиональной квалификации, как указано в дипломе, а не выборы их; 4) соответствующие зарплаты работников их рангу; 5) работа в государственном учреждении - основное занятие служащих; 6) служащий - не владелец учреждения, в котором работает; 7) смещение служащего с должности - прерогатива вышестоящего и т.д. наличие таких правил обеспечивает единообразие в деятельности государственных органов, четко определяет ответственность каждого института государства. Эти правила ограничивают произвол начальника в отношении подчиненного, устраняют из должностных отношений личную неприязнь, обиды, симпатии.

Следует отметить, что рациональная бюрократия - всего лишь та социальная группа, которая осуществляет на практике исполнительную, управленческую функцию государства. Ее задача - не принимать политические решения, а выполнять предписания политической элиты. В тех случаях, когда бюрократии удавалось, ориентируясь исключительно на собственные интересы, монополизировать, сосредоточить в своих руках государственную власть, она из рациональной превращалась в тоталитарную бюрократию, о чем свидетельствует история многих стран не только в древности, средневековье, в новое время, но и уже в 20 в. В результате в ряде стран устанавливались фашистские, нацистские, милитаристские и т.п. диктатуры (ее конкретная форма зависела от того, на какие силы опиралась та или иная тоталитарная бюрократия и какой идеологией оправдывала свое господство).

16. М. Вебер о политических профессиях и особенности деятельности политика по призванию и профессии.

В господстве, основанном на преданности тех, кто подчиняется чисто личной «харизме» «вождя», по мнению Макса Вебера, корениться мысль о призвании в его высшеем выражении. Преданность харизме пророка или вож-дя на войне, или выдающегося демагога в народном собрании или в парламенте как раз и озна-чает, что человек подобного типа считается внутренне «призванным» руководителем людей, что последние под-чиняются ему не в силу обычая или установления, а потому, что верят в него. Правда, сам «вождь» живет своим делом, «жаждет свершить свой труд», если только он не ограниченный и тщеславный выскочка. Именно к личности вождя и ее качествам относится преданность его сторонников: апостолов, последователей, только ему преданных партийных приверженцев. Однако и сам вождь, помимо обладания исключительными возможностями и качествами, должен поддерживать веру в него в своих подопечных. Он должен быть умелым стратегом, чтобы искусно сочетать выполнение их различных требований, должен хорошо знать историю, чтобы анализировать ошибки прошлого и не повторять их, а при необходимости использовать исторический опыт при решении насущных проблем. Он должен уметь видеть нужды своих подопечных, вовремя наградить или поощрить выдающихся, наказать провинившихся. Ему необходимо постоянно совершенствоваться, иначе, если он зациклится в одном положении, он рискует потерять поддержку и веру в него своих подчиненных. «Успех вождя полностью зависит от функционирования подвластного ему человеческого аппарата» М. Вебер «Политика как призвание и профессия».

17. Вебер об этике убеждения(эу) и этике ответств.(эо)

Всякое этически ориентированное действование может подчиняться двум фундаментально различным, непримиримо противоп. максимам: оно может быть ориентировано на эу или на эо. эу - тип сознания (и действования), ориентир. на веру в самоценность собств. содержания убеждения, кт руководствуется этически действующий индивид. Акцентирует внутренний (идеальный) аспект. Содержание убеждения и его форма – переживание убежденности, убежденность как психологический аспект веры. Чел. чувствует себя ответственным лишь за то, чтобы не гасло пламя чистого убеждения,например, пламя протеста против несправедливости социального порядка. Разжигать его снова и снова - вот цель его совершенно иррациональных с точки зрения возможного успеха поступков, которые могут и должны иметь ценность только как пример. эо ориентируется на эмпирически фиксируемый «результат» этого действия, ответственность связывается прежде всего с этим результатом – со способностью индивида предвидеть и учесть его в своих действиях. Акцентирует внешний (реальный) аспект. Чел. отдает себе отчет в том, что за последствия своих действий придется расплачиваться.

Найти путь к взаимодействию двух этик под силу не каждому политику, а только "политику по призванию", т. е. проникнутому чувством своей особой миссии, несущему в себе заряд харизмы.
Политика делается, правда, головой, но, само собой разумеется, не только головой". Наряду с чувством ответственности, точным глазомером, холодной головой в политике не обходится и без страсти.

эу разрушает политику, поскольку п. немыслима на основе принципа "все или ничего", без компромиссов, без тщательного взвешивания вероятных последствий. Однако из суждений Вебера следует, что могут возникнуть такие исторические ситуации, когда именно чувство ответственности побуждает занять позицию в соответствии с этикой убеждения.

19. Теории политической элиты В.Парето. Критерии отбора в политическую элиту. Роль «остатков» и деривации

Независимо от Моски примерно в это же время теорию политических элит разрабатывал Парето.Он, как и Моска, исходил из того, что миром во все времена правило и должно править избранное меньшинство — элита, наделенная особыми качествами: психологическими (врожденными) и социальными (приобретенными вследствие воспитания и образования). Паретто говорил: совокупность индивидов, чья деятельность в той или иной сфере отличается эффективностью, высокими результатами, и составляет элиту.Она делится на правящую, участвующую в управлении, и неправящую — контрэлиту — людей, обладающих характерными для элиты качествами, но не имеющих доступа к руководству из-за своего социального статуса и различного рода барьеров, существующих в обществе для низших слоев.Правящая элита внутренне сплочена и борется за сохранение своего господства. Развитие общества происходит посредством периодической смены, циркуляции двух главных типов элит — «лис» (гибких руководителей, использующих «мягкие» методы руководства: переговоры, уступки, лесть, убеждение и т.п.) и «львов» (жестких и решительных правителей, опирающихся преимущественно на силу).Изменения, происходящие в обществе, постепенно подрывают господство одного из этих типов элиты. Так, властвование «лис», эффективное в относительно спокойные периоды истории, становится непригодным в ситуациях, требующих решительных действий и применения насилия. Это ведет к росту недовольства в обществе и усилению контрэлиты («львов»), которая с помощью мобилизации масс свергает правящую элиту и устанавливает свое господство. В трудах Моски, Парето и Михельса понятие политической элиты получило уже достаточно ясные очертания. Были намечены ее важнейшие свойства, параметры, позволяющие разграничивать и оценивать различные элитарные теории современности (эти параметры будут использоваться ниже). К ним относятся: 1)особые свойства, присущие представителям элиты; 2) взаимоотношения, существующие внутри элитарного слоя и характеризующие степень его сплоченности, интеграции;3) отношения элиты с неэлитой, массой; 4) рекрутирование элиты, т. е. как и из кого она образуется; 5) роль (конструктивная или деструктивная) элиты в обществе, ее функции и влияние

20. Теория политического класса Г.Моски

Выдающийся итальянский социолог и политолог Моска попытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. В 1896 г. в «Основах политической науки» он писал: «Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда относительно малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет ему материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма».Моска проанализировал проблему формирования политической элиты и ее специфических качеств. Он считал, что важнейшим критерием вхождения в нее является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность, а также выделяющее элиту из остальной части общества материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Хотя в целом этот слой наиболее способен к управлению, однако не всем его представителям присущи лучшие, более высокие по отношению к остальной части населения качества.Отмечая сплоченность группы управляющих и ее господствующее положение в обществе, Моска называл ее политическим классом. Этот класс подвержен постепенным изменениям. Существуют две тенденции в его развитии: аристократическая и демократическая. Первая из них проявляется в стремлении политического класса стать наследственным если не юридически, то фактически. Преобладание аристократической тенденции приводит к «закрытию и кристаллизации» класса, к его вырождению и, как следствие, к общественному застою. Это, в конечном счете, влечет за собой активизацию борьбы новых социальных сил за занятие господствующих позиций в обществе.Вторая, демократическая тенденция выражается в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев. Такое обновление предотвращает дегенерацию элиты, делает ее способной к эффективному руководству обществом. Равновесие между аристократической и демократической тенденциями наиболее желательно для общества, ибо оно обеспечивает как преемственность и стабильность в руководстве страной, так и его качественное обновление.Концепция политического класса Моски, оказав большое влияние на последующее развитие элитарных теорий, подвергалась критике за некоторую абсолютизацию политического фактора (принадлежности к управленческому слою) в социальном структурировании общества, за недооценку роли экономики. Применительно к современному плюралистическому обществу такой подход во многом неправомерен. Однако теория политического класса нашла неожиданное подтверждение в тоталитарных государствах. Здесь политика приобрела главенствующее положение над экономикой и всеми другими сферами общества и в лице номенклатурной бюрократии сформировался прообраз «политического 'класса», описанного Моской. В тоталитарных государствах вхождение в политическую номенклатуру, приобщение к власти и управлению стали первопричиной экономического и социального господства «класса управляющих».

21. Политические институты и сущность железного закона олигархии Михельса

Крупный вклад в развитие теории политических элит внес Р. Михельс.Он исследовал социальные механизмы, Урождающие элитарность общества. В основном солидаризируясь с Моской в трактовке причин элитарности, Михельс особо уделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, усиливающие элитарность и возвышающие управляющий слой. Он сделал вывод, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее.В обществе действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть состоит в том, что неотделимое от общественного прогресса развитие крупных организаций неизбежно ведет к олигархизации управления обществом и формированию элиты поскольку руководство такими объединениями не может осуществляться всеми их членами. Эффективность их деятельности требует функциональной специализации и рациональности, выделения руководящего ядра и аппарата, которые постепенно, но неизбежно выходят из-под контроля рядовых членов, отрываются от них и подчиняют политику собственным интересам, заботятся в первую очередь о сохранении своего привилегированного положения. Рядовые же члены организаций недостаточно компетентны, пассивны и проявляют равнодушие к повседневной политической деятельности. В результате любой, даже демократической организацией всегда фактически правит олигархическая элитарная группа. Такие наиболее влиятельные группы, заинтересованные в сохранении своего привилегированного положения, устанавливают между собой различного рода контакты, сплачиваются, забывая об интересах масс.Из действия «закона олигархических тенденций» Михельс делал пессимистические выводы относительно возможностей демократии вообще и демократизма социал-демократических партий в частности. Демократию же он фактически отождествлял с непосредственным участием масс в управлении.В трудах Моски, Парето и Михельса понятие политической элиты получило уже достаточно ясные очертания. Были намечены ее важнейшие свойства, параметры, позволяющие разграничивать и оценивать различные элитарные теории современности (эти параметры будут использоваться ниже). К ним относятся: 1) особые свойства, присущие представителям элиты; 2) взаимоотношения, существующие внутри элитарного слоя и характеризующие степень его сплоченности, интеграции; 3) отношения элиты с неэлитой, массой; 4) рекрутирование элиты, т. е. как и из кого она образуется; 5) роль (конструктивная или деструктивная) элиты в обществе, ее функции и влияние

22. Современные концепции политической элиты. Определения, функции, структура политической элиты. Контрэлита и ее роль в политическом процессе.
Социальное разделение между теми, кто власть осуществляет, и теми, по отношению к кому она осуществляется, следует из самой сути властных отношений. Власть асимметрична. Разделение на управляемых и управляющих имеет место при любой форме правления и при любом режиме. В демократических государствах, как и в недемократических, реальное управление обществом находится в руках организованного меньшинства. Однако в условиях демократии меньшинство может прийти к власти только в результате выборов в соответствии с волей большинства и при конкуренции с другими избирательными меньшинствами.

Организованное меньшинство, которое непосредственно осуществляет управление и принимает политические решения, обозначают по-разному: политическая элита, властвующая элита, правящая элита, политический класс, правящий класс, высшее политическое руководство. Богатство наименований часто применяют к одному и тому же социально-политическому явлению – к реальному меньшинству, обладающему политической контролирующей властью. В современной политологии возобладал в конечном счете термин “элита”, введенный итальянским исследователем В. Парето(1848-1923 гг.).

Понятие элита относится к узкому и относительно замкнутому кругу людей с достаточно постоянной и ограниченной численностью, с сильными внутренними связями, которые имеют значительный вес по сравнению с окружением. Элита – это "избранные" той или иной сферы социальной жизни. Элита подразумевает исключительность, особые критерии отбора и участия в ее функционировании. В социальной иерархии элиты занимают высшую ступеньку.

Политическая элита – это организованное меньшинство, контролирующая группа, которая является частью класса или социального слоя и обладает реальной политической властью, возможностью воздействовать на все без исключения функции и политические действия данного общества. Родоначальник элитологии В. Паретоопределял элиту как группу людей, занимающих высокое положение соответственно степени своего влияния, политического и социального могущества.

Функции:

-изучение, анализ интересов различных соц групп

-выработка полит идеологий, программ

-создание механизма реализации полит решений и программ

-принятие полит решений

-ыормир аппарата органов полит управления

23. Типы политической элиты, механизмы рекрутирования политической элиты.

Типология.. В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные, например аристократия, ценностные — лица, занимающие высокопрестижные и влиятельные общественные и государственные позиции, властные — непосредств обладатели власти и функциональные — профессионалы-управленцы, имеющие необходимую для занятия руководящих должностей квалификацию.Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную (контрэлита); открытую, рекрутирующуюся из общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды, например, дворянство.Сама элита делится на высшую и среднюю. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть обусловлена репутацией, например, неофициальные советники президента.Среди самой высшей элиты часто выделяют ядро, характер-еся особой интенсивностью коммуник, взаимодействия и насчитывающее обычно 200—400 человек.К средней элите относят примерно 5 процентов населения, выделяющихся одновременно по трем признакам — доходу, профессиональному статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показат лишь по 1или 2из этих критериев, относятся к маргинальной элите..Многие политологи отмечают тенденцию возрастания роли средней элиты, особенно ее новых слоев, называемых «субэлитой», — высших служащих, менеджеров, ученых, инженеров и интеллектуалов — в подготовке, принятии и реализации политических решений. Эти слои обычно превосходят высшую элиту в информированности, организованности и способности к единым действиям.К пол.элите, участвующей в процессе принятия пол.решений, примыкает элита административная, предназнач. для исполнительской деят-ти, но на деле обладающая большим влиянием на политику.1йиз достаточно содерж-ых классиф-ий полит элиты в демокр-ом обществе явл выделение в зависимости от степени развитости и соотнош вертик (соц представит-ть) и горизонт (внутри-групповая сплоченность) связей элиты ее четырех основных типов: стабильной демократической («этаблированной») элиты — высокая представительность и высокая групповая интеграция; плюралистической — высокая представит-ть и низкая групповая интеграция; властной — низкая представит-ть и высокая групповая интеграция и дезинтегрированной — низкие оба показателя.Оптимальной для общества явл стабильная демокр элита, сочетающая тесную связь с народом с высокой степенью групповой кооперации, позволяющей понимать полит оппонентов и находить приемлемые для всех, компромиссные решения.Рекрутирование. Большое влияние на соц представит-ть, качеств состав, профес компетентность и результативность элиты в целом оказ-ют сис-мы ее рекрут (отбора). Такие сис-мы определяют: кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии, круг селектората (лиц, осуществляющих отбор) и побудительные мотивы его действий.Сущ-ют 2 основные си-мы рекрут элит: гильдий и антрепренерская (предпринимательская). В чистом виде они встречаются довольно редко. Антрепренерская система преобладает в демокр государствах, система гильдий — в странах административного социализма, хотя ее элементы широко распространены и на Западе, особенно в экономике и госуд-администр сфере.Каждая из этих систем имеет свои специф черты. Так, для системы гильдий характерны:1) закрытость, отбор претендентов на более высокие посты нижестоящих слоев самой элиты, медленный, постепенный путь наверх. 2) высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисл институциональных фильтров — формальных требований для занятия должностей. Это могут быть партийность, возраст, стаж работы, образование, и т.д.;3) небольшой, относительно закрытый круг селектората. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель — глава правительства, фирмы и т.п.;4) подбор и назначение кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции;5) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты. По существу, эта черта вытекает из предыдущих — наличия многочисленных формальных требований, назначения на должность высшим руководством, а также длительного пребывания претендента в рядах данной организации.Антрепренерская система рекрут элит во многом противоположна системе гильдий. Ее отличают: 1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций; 2) небольшое число формальных требований, институциональных фильтров; 3) широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны; 4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов; 5) изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами. Эта система больше ценит выдающихся людей. Она открыта для молодых лидеров и нововведений. В то же время определенными недостатками ее использования явл-ся относительно большая вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно слабая предсказуемость политики.В целом же, как показывает практика, антрепренерская система рекрут элит хорошо приспособлена к динамизму соврем жизни.Система гильдий также имеет свои плюсы и минусы.К числу ее сильных сторон относятся уравновешенность решений, меньшая степень риска при их принятии и меньшая вероятность внутренних конфликтов, большая предсказуемость политики. Глав.ценности этой системы—гармония и преемственность. В то же время сис-ма гильдий склонна к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму, произволу селектората и подмене формальных критериев отбора неформальными. Она порождает массовый конформизм и затрудняет исправление ошибок и устранение недостатков по инициативе снизу. Без дополнения конкурентными механизмами эта система ведет к постепенной дегенерации элиты, ее отрыву от общества и превращению в привилегированную касту

25. Модель пол.сис-мы Истона

Обратная связь

Требования вход пол.сис-ма выход решения

Поддержка действия

Среда конверсия=круговорот среда

Пол.сис-ма Истона определяется как «совокупные взаимодействия и поведения посредством кот-ых авторитарно распределяются ценности и предотвращаются конфликты м/ду членами общ-ва» и представляет собой совокупность механизмов входа и выхода,акцент делается на том,что пол.сис-ма это не простое взаимодействие ее струтур, а постоянно изменяющаяся, функционирующая динамичная субстанция,реагирующая через вход и выход на поступающие из вне импульсы.Среда:-внешняя(политика,кот развора-ся на меж-народрой арене)-внутренняя.Пол.сис.:дан.механизм состоит 3-ёх основ.вещей:-входа,-выхода-«чёрного ящика».Для активации чёрн.ящика необходим материал на входе,превращающий в продукт на выходе,кот.по цепи обрат.связи становится частью нового материала,поступающего в систему.Вход:требования:-соц.-полит. и идеол.-духовные.Поддержка:если требование это теоретическая форма сигнала,то поддержка имеет практ.характер,т.е.выражение требований может соправождаться конкрет.действиями с целью скорейшего достижения результата.Поддержка может иметь отр.характер,то есть выражается в форме протеста.Функции входа:1.артикуляция интересов(проц.по средствам кот.выражаются требования)2.агрегирование инт.(суммирование инт.,сведение в систему)-ф-я превращения требова-ий в альтернативы гос.пол-ки.Решение:явл-ся теор.реакцией на вход в с-му.Действия в отличие от решений носят практ.характер,т.е.притворяют в жизнь эти решения. Ф.выхода:1.Разроботка норм2.приведение их в жизнь3.применение норм в суд.порядке 4.пол.коммуникация-передача инф.от управляющих к управляемым (обр.связь). Обр.связь:обеспечивает круговорот в-в,т.е.то что образуется на выходе посредством обр.связи возвращается в сис-му в виде нового материала и данный проц.повторяется много раз.

26. Сущность структурно-функционального подхода к политике. Модель политической системы Алмонда.Полит сис-ма-совокупность полит. Институтов,отношения между ними, полит. Нормы и культуры,складыв. В полит. Процессе. Сруктура: Полит. Организации образуют основу. олит. Нормы,Полит отношения,Полит сознание,Полит коммуникация.

Полит. Тонош. Предст. Собой. Стр-ную основу вертик. И гориз. Связей между элементами. Полит. Сознание-опосредует процесс создания и воспроизводства всех остальных частей. Все основные компоненты взаимосвязаны, взаимообусловлены,они активно взаимодействуют и в совокупности выступают как единой целое.

Полит сис-ма по мнению Алмонда, вл. Легитимной, поддерживающей порядок и преобразующей системой в обществе. Это узаконенная сила, пронизывающая все входящие и исходящие факторы общества и придающая ему особые свойства и смысл, обеспечивающая его сплоченность как системы.В своей модели полит. Сис-мы Алмонд выделяет 3 уровня, свзщявая группы функций макросистемы с деятельностью отдельных институтов, групп или даже индивидов,включенных в системную организацию в качестве ее элементов.1-й блок-уровень процесса связан со входом, т.е. воздействием среды на полит. Сис-му,это проявляется в осуществл. Полит. Институтами тех или иных функций. Взаимодействие соц. Среды с институц. Системой так. Образом. Составляет динамику полит. Процесса. Во 2-м блоке-уровне сис-мы, происходит адаптация общества к полит. Сис-ме, от которой зависят перспективы ее стабильного воспроизводства или наоборот радикального изменения.1)это функция социализации индивидов к стандартам и ценностям полит. Сис-мы, связанная с соц. Институтами церкви,семьи и школы.2) это ф-ция рекрутирования противников или сторонников сис-мы, активных и пассивных граждан, включая тех, кто затем профессионально будет заниматься полит. Деятельностью.3) ф-ция полит. Коммуникации,к-я обеспечивается благодаря информациооной, пропаганд.,работе СМИ и др. орг.

В 3-м блоке-уровне управл.,решаются уже посл. В данном цикле задачи,связанные с упралением коллект. Ресурсами.об-ва 1) их добыванием,2)их структурным оегулированием 3)их распределением. Далее цикл замыкается.

27. Типы политических систем: многообразие подходов. Характеристика политических систем по политическим режимам

Термин «пол.сис-ма» стал широко использоваться в пол.исследованиях после2ой мир.войны. Пол.сис-ма-с одн.стороны,это сложное образование,обеспечивающее существование общ-ва как единого организма,централизованно управляемого полит.властью,а с др.стороны-та институциональная форма,в кот.субъекты пол-ки реализуют общие и групповые интересы,посредством осуществления власти или борьбы за ее завоевание и использование.След-но пол.СИС-ма-целостная,интегрированная совокупность пол.субъектов,структур и отношений,кот-ая выражает интересы сам.широкого спектра спектра соц.общностей и пол.сил.Подходы:1.структурно-функцион.(Истан,Вуд)-основн.внимание уделяется фунционированию пол.сис-мы;рассм-ся взаимосвязь ее элементов и подсистем.2.институциональн.(Росс)пол.сис-ма рассм-ся как сов-ть полит. институтов и учрежд-й, при этом рассм-ся динамика эконом. и соц.сфер и её влияние на функц-е полит. сис-мы. 3.элитарный (Брайд, Нельсон) Осн. внимание – на раскрытие роли элит, концентрирующ. Власть нал эконом. ресурсами, управлением и правовой сис-мой. 4.синтезирующий наиболее целесообразно использование этого подхода к исследованию пол.сис-мы. Сторонники этого подхода предлагают включ. в понятие пол.сис-мы не только пол.институты, но и пол. нормы, отношен., пол. сознание, пол.культуру. При этом неверно сводить пол.сис-му к пол.организации. Само понятие «сис-ма» шире, чем «орган-ция». И вне пол.сис-мы не может быть никакой пол.орг-ции. Пол.сис-ма – сов-ть пол.институтов, отношений между ними, пол.нормы и культуры, складыв-щихся в пол. процессе.

28. Тоталитарный режим и особенности его функционирования

Термин «тоталитаризм» появ-ся в 20е годы 20 века.Автор-Муссолини.Главной отличительной чертой тотал.режима является полный,тотальный, контроль власти над обществом. Вмешательство власти в общественную жизнь не знает границ. Существование такой системы невозможно без насилия. Поэтому для тоталитарных режимов характерно применение террора и репрессий в гигантских масштабах.При тоталитарных режимах народ, как правило, безоговорочно поддерживает власть.Люди верят, что власть понимает их интересы и выражает их лучше, глубже и мудрее, чем они сделали бы это сами.Это мнение ошибочное,общ-во полностью отчуждено от власти. Необычайно велика в этих условиях роль главы государства. Замечено, что практически все тоталитарные режимы сопровождаются культом вождя, его прижизненным обожествлением. Формирование органов власти осуществляется через назначение на должности, перед кот-ым проводится жесткий субъективный отбор. Народ не имеет возможности действительно выбирать и должен просто соглашаться с предложенной кандидатурой.Взаимоотношения центральных и местных органов власти строятся по принципу полного подчинения местных центральным. Центр диктует все вплоть до решения повседневных, текущих проблем. Точно также исполнительные органы подчиняют себе законодательные.В таком обществе запрещено все,кроме допустимого. Права человека расцениваются властью как нечто второстепенное, не главное по сравнению с правами государства. Роль идеологии заключ-ся в том,чтобы дать критику старого общ-ва,сформировать представления о «светлом будущем». Тоталит.идеология провозглашает всеобщее переустройство общ-ва на основе новых ценностей.Крах тоталитарных режимов неизбежен.Государство, где в зародыше уничтожается всякая свободная мысль, лишается притока новых идей, инициативы, творческих исканий. Оно демонстрирует свою неэффективность не только в управлении, но и в экономике, социальной сфере, культуре. Основные признаки тоталит.режима:1.Офиц.идеология,кот-ая должна признаваться всеми.2.Монополия на СМИ.3.Монополия на все средства вооружен.борьбы.4.Сис-ма полицейского

29. Авторитарный режим

Автор. Р. (название происходит от латинского autoritas – власть, влияние) характеризуется режимом личной власти, диктаторскими методами правления. Среди ученых до сих пор продолжаются споры по вопросу о соотношении автор. и тотал. р. Некот. рассматривают тотал. Р. как особую разновидность авторитарного режима, другие считают эти режимы самостоятельными типами. Они имеют как значительное сходство, так и существенные различия. Объединяет их диктатура, а различает то, что тотал. – диктатура государства, а автор. – диктатура личности. Авторит. режимы не уничтожают все альтернативные базы власти в обществе. Сохранение "рассеянной" экономической и социальной власти делает эти режимы менее репрессивными, чем тоталитарный и обеспечивает возможность их трансформации (Бразилия, Аргентина, Чили в конце 80-х годов XX века). Основные признаки автор. Р.: Контроль и насилие не носят всеобщий характер. Контроль власти распространяется на сферу политики и частично идеологии, однако уже есть сферы, не контролируемые властью: экономика (иногда частично), религия, культура, частная жизнь граждан. Как и тотал. Автор. Р. не имеет механизма преемственности власти. В современных условиях часто заканчивается тем, что объявляются свободные выборы. Также как в тотал. Р., общество отчуждено от власти. Однако оно осознает и фактор насилия власти, и свое отчуждение от нее. Идеология сохраняет определенную роль в об-ве и частично контролируется. Складывается режим личной власти. Роль лидера высока, но, в отличие от тотал. лидер не харизм.. На него распространяется представление об отчуждении от власти. Разрешено все, кроме политики. Частичный контроль над средствами массовой информации. Права и свободы граждан ограничены главным образом в полит. сфере. Автор. Р. не стремится к формированию особой структуры общества. Запрещена или ограничена деятельность политических партий. Главная роль принадлежит исполн. органам власти. Представительные учреждения ликвидированы или их роль сильно ограничена. Из общественных организаций действуют те, которые не носят политического характера. Авторит. Р. чаще всего опирается на армию, которая может вмешиваться в политический процесс, чтобы покончить с длительным политическим или социально-экономическим кризисом в обществе. При автор. возможны скрытая борьба за власть конкурирующих кланов. Часто этому режиму удается сочетать экономическое процветание с политической стабильностью.

30. Гос-во как осн.инст. п. сист.Сущность, формы правл., формы гос. устройства

Государство – это истор. сложившийся п. институт, обладающ. верховной в. на тер. страны, призванный обеспечить безоп. и права граждан, а также управл. страной. Признаки: территория, население, суверенитет,нал. спец. гос. аппарата, монополия на легитимн. насилие. Ф-и: защита гражданина от насилия, создание системы норм и контроля за их исполнением, поддержание необход. ур. орг. и управл.

Объем ф-й гос-ва в каждом общ-ве будет зав. от п. режима(в тоталитарном гос-ве он



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: