МОО «Евро-Азиатская Федерация Джиу-джитсу»
Методический сборник.
Нормативные требования «ДАНКАЙ» и техническая программа «Кёка-катэй» по джиу-джитсу.
«KAKUTO JU-JUTSU DAIDO-RYU»
Исп. Осокин В.Г. (10 Дан)
Хохлов А.Ю. (1 Дан)
г. Владивосток - 2012
«DANKAI» Программа подготовки по дисциплине «Kakuto-system».
Вид спорта – «ДЖИУ-ДЖИТСУ».
- Росспорт. Приказ № 625 от 31 июля 2003 года «О внесении изменений и дополнений в ЕВСК 2001-2005 годов по видам спорта: велоспорт-трек, го, джиу-джитсу, рафтинг, спортивная аэробика, футбол».
- Приказ № 590 от 30 сентября 2005 года «О внесении дополнений во Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС) по джиу-джитсу, савату, гребле на байдарках и каноэ.
Учебная программа (Кёка-катэй)
с 10 кю: по 1Дан.
Авторская программа В.Г.Осокина. Разрешается для личного пользования при подготовке по любым видам единоборств. Размножение и использование в печатных и других материалах без ссылки на автора запрещено/.
1. «РЕЙГИ» - РИТУАЛ.
2. «ДЗЭН» И «КИ-ВАДЗА» - МЕДИТАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
ВНУТРЕННЕЙ ЭНЕРГИЕЙ. КОНТРОЛЬ ЧАСТОТЫСЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ (Работа в различных зонах ЧСС).
Техническая программа:
3.«СИСЕЙ» - СТОЙКИ
1. Основные – боевые: Кумите-дати; Рондори-дати;Сантин-дати;
2. Церемониальные: Мусуби-дати; Хейко-дати; Сейдза;
3. Учебно-тренировочные: Хейсоку-дати; Хатидзи-дати; Дзенкутсу-дати; Фудо-дати; Киба-дати; Цуру-аси-дати; и др.
4. «УКЕМИ-ВАДЗА» - ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОГО ПАДЕНИЯ.
- при падении вперед;
- при падении назад;
- при падении на бок;
- при приземлении после прыжка с кувырком.
5. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
«Дзюмби-ундо» - разминка.
«Футари-ни» - упражнения в парах (гимнастика джиу-джитсу):
6. «КИХОН» - БАЗОВАЯ ТЕХНИКА СТИЛЯ.
|
«Атеми-вадза» - техника нанесения ударов:
Выполняется: головой, кистью руки, локтем, плечом, бедром, коленом, голенью и стопой.
Атакующая:
- дальняя дистанция;
- средняя;
- ближняя;
- цками (в захвате);
- в положении лежа (гураундо).
Контратакующая:
- ответная атака, после защитных действий.
Опережающая:
- выполняемая непосредственно во время атаки противника или за долю секунды до его атаки.
Добивания:
- из стойки;
- с колена;
- в положении лёжа.
«Тэ-вадза»
(Техника, выполняемая в основном руками. Все упражнения этого раздела начинаются с левой руки).
Наиболее часто применяемые ударные части руки:
-«сейкен» - сжатый кулак;
- «уракен» - обратная сторона сжатого кулака;
- «тэтцуй» - кулак молот;
- «суто» - ребро ладони;
- «хё-аси-дэ» - лапа пантеры или «кума-дэ» - медвежья лапа;
- «хидзи» - локоть;
«Тэ-вадза» включает в себя:
- «5-ти ударный Панч»;
- «Ути-вадза»;
- «Уке-вадза».
«5-ти-ударный Панч» - удары, выполняемые сжатым кулаком.
И.П. «Кумитэ-дати» - основная боевая стойка, одна нога впереди другая сзади, ширина и глубина стойки примерно на ширине плеч.
Комплекс упражнений «Панч». Цифрами указано количество повторений.
1. Джаб – левым кулаком в голову - 5
2. Джаб – левым кулаком в туловище - 5
3. Стрейт-панч - правым кулаком в голову - 5
4. Стрейт-панч - правым кулаком в туловище - 5
5. Хук - левым кулаком в голову - 5
6. Хук - левым кулаком в туловище - 5
7. Хук - правым кулаком в голову - 5
8. Хук - правым кулаком в туловище - 5
9. Апперкот - левым кулаком в голову - 5
10. Апперкот - левым кулаком в туловище - 5
11. Апперкот - правым кулаком в голову - 5
12. Апперкот - правым кулаком в туловище - 5
|
«Учи-вадза».
Удары, выполняемые различными частями руки за счет резкого разгибания в локте. В этом разделе даны только те удары частями рук, которые обязательны для выполнения Кихон (т.е. базовая техника).
И.П. «Кумитэ-дати» - фронтальная стойка, ноги на ширине плеч, ступни параллельно.
1. Маваси эмпи-учи (10) поочередно левой - правой. Маваси эмпи-учи (или Маваси хидзи-учи) – удар в голову локтем, выполняемый круговым движением, снаружи внутрь по нисходящей траектории под углом 30 %;
2. Куби-Уракен-учи - хлещущий удар обратной стороной кулака в шею (10);
3. Агэ-эмпи-ути + усиро-эмпи-ути (10). Два удара, наносимые одновременно. Левым локтем в подбородок снизу, а правым – назад в область солнечного сплетения.
4. Отоси-суто-учи (10). Поочередные удары ребром ладони сверху вниз.
5. Ути-суто-ути (10). Поочередные удары ребром ладони от разноименного уха в шею.
6. Эмпи усиро-маваси-ути (10). Удар локтем назад по кругу, когда вас схватили сзади. Двумя локтями поочередно.
7. Усиро-тэтсуй-учи (10). Поочередные удары основанием кулака назад по кругу.
«Уке-вадза» - защитная техника.
- уходы
- уклоны
- отбивы или уводы
- блокирования руками и ногами
- подставки предплечья, голени и т.п.
Примечание: основу защитных действий составляют уклоны и уходы с мягким блокированием кистью руки, подставки предплечий, голени и стопы.
Комплекс упражнений «УКЕ-ВАДЗА»:
1. Аге-уке (10) – жесткий блок-подставка всей руки;
2. Кемпо-уке (Хидзи-уке) (10) – подставка руки, согнутой в локте;
3. Сото тейсо-уке дзёдан (10) – мягкое блокирование снаружи внутрь ладонью;
4. Ути хайсу-уке дзёдан (10) – мягкое блокирование изнутри наружу внешней стороной кисти;
5. Ко-сото Удэ-уке тюдан – блокирование ударов в средний уровень предплечьем;
6. Сото ката-уке кадан (10) – защита среднего уровня уводом с отклонением туловища;
7. Санкай-уке (10) - подставка предплечья и поднятой голени, перекрывающая 3 уровня;
«Аси-вадза»
(техника, выполняемая в основном ногами):
1. Заход на бросок (5) при движении вперед «маэ-ни», (5) с добиванием. То же, при движении назад «усиро-ни». По мере роста спортивного мастерства выполняется на обе стороны;
2. Аси-барай (10) – Ко-сото-гари (10) - Микадзуки-кери (10);
3. Маваси-кери гедан (10) – тюдан тюсоку (10) – дзёдан хайсоку (10);
4. Хидза-кери (10+10+10);
5. Кансетсу-кери гедан (10), Ёко-кери кекоми тюдан (10), дзёдан (10);
6. Подхват (10) – Усиро-кери (10);
7. Маэ-кери правой (10), левой (10), Саю маэ-кери (10).
|
Примечание:
- Аси-барай – подсечка под обе ноги;
- Ко-сото-гари – зацеп стопой за одноименную ногу снаружи;
- Микадзуки-кери – серповидный удар по восходящему кругу, наносимый стопой или пяткой;
- Маваси-кери гедан – удар голенью по ноге изнутри в нижний уровень, тюдан тюсоку/коси – в средний уровень основанием пальцев ноги, дзёдан хайсоку – в верхний уровень основанием стопы или голенью;
- Хидза-кери – поочередные удары коленом на месте, а затем с захватом головы и с резким отводом ноги назад;
- Кансетсу-кери гедан – удар ребром стопы в основание колена или в голень;
- Ёко-кери тюдан – удар ребром стопы в боковом направлении;
- Усиро-кери – прямой удар ногой назад;
- Саю маэ-кери – поочередные удары ногами (с нарастающим темпом).
7. «ИДО - КАТА» - ПЕРЕДВИЖЕНИЯ С УДАРАМИ:
1. Тай-сабаки
(Повороты и развороты по «розе ветров»):
- тсуги-мавари;
- сури-мавари;
2. ИДО – перемещение.
А. Направления:
- маэ-ни – вперед;
- усиро-ни – назад; (аналогично);
- ёко-ни - в сторону. (приставными в сторону, приставными по кругу).
Б. Принципы:
- аюми-аси – попеременный шаг (обычный);
- тсуги-аси – приставными шагами;
- сури-аси – прошагиванием, т.е. длинный шаг вперед через промежуточную стойку «Хайсоку-дати»;
- мавари-аси – движение по кругу приставными шагами.
В. «КАТА» - упражнения, выполняемые в определенной последовательности (передвижение – «идо» с нанесением ударов).
Все перемещения в «Ката» выполняются на 4 счета вперед-назад.
Формы «Ката»:
1. «Ицу-но-ката» - 1-я связка из 4-х ударов руками;
2. «Фтацу-но-ката» - 2-я связка из 4-х ударов руками;
3. «Мицу-но-ката» - 3-я связка из 4-х ударов руками;
4. «Ёцу-но-ката» - гэдан-кери (высекание), панч;
5. «Ицуцу-но-ката» - маэ-кери, панч;
6. «Муцу-но-ката» - маваси-кери дзёдан, панч;
7. «Нанацу-но-ката» - панч, маваси-кери дзёдан, усиро-маваси дзёдан;
8. «Яцу-но-ката» - панч, маэ-кери тюдан, хидари маваси-кери дзёдан, усиро-кери тюдан;
9. «Коконоцу-но-ката» - хидза-кери миги + хидари + миги, о-сото-гари, добивание;
10. «То-но-ката» - ёко-кери тюдан, маваси-кери дзёдан, панч, передняя подножка, добивание;
8. «НАГЕ-ВАДЗА» - ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКОВ.
- «тати-вадза» - техника, выполняемая из положения стоя;
Тати-вадза подразделяется на тэ-вадза (техника рук), коси-вадза (техника бедер) и аси-вадза (техника ног или ступней);
- «сутэми-вадза» – техника, выполняемая при падении.
Сутэми-вадза подразделяют на ма-сутеми-вадза (с падением на спину) и ёко-сутеми-вадза (с падением на бок);
- «гатамэ-вадза» - техника удержаний, удушения и болевого воздействия на суставы.
Борьба за захват
- классическим способом
- после ударной комбинации
- освобождение от захватов
«Кудзуси» - выведение из равновесия
- раскачиванием вперед-назад
- раскачиванием из стороны в сторону
- скручиванием вокруг вертикальной оси
- неклассические способы
(нанесением ударов, толканием и т.п.)
«ТАТИ-ВАДЗА» - технические действия стоя.
Подсечки:
- «сасаэ-цури-коми-аси» - передняя подсечка;
- «хидза-гурума» – подсечка в колено;
- «окури-аси-барай» – подсечка в темп шага;
- «хараи-цури-коми-аси» – передняя подсечка под отставленную ногу;
- «де-аси-барай» – боковая подсечка;
- «ко-сото-гари» – задняя подсечка;
- «ко-ути-барай» – боковая подсечка изнутри.
Зацепы:
- «о-ути-гари» – зацеп изнутри;
- «ко-сото-гакэ» – зацеп снаружи;
- «о-сото-отоси» – большой задний зацеп одноименной ногой снаружи;
- «нидан-ко-сото-гакэ» – зацеп снаружи под дальнюю ногу;
- «ёко-гаке» – боковой зацеп с падением;
- «о-ути-гакэ» – зацеп голенью изнутри с заведением;
- «о-сото-гари» – большой зацеп снаружи;
- «ко-ути-маки-коми» – зацеп изнутри за одноименную ногу;
Подножки:
- «уки-отоси» - выведение из равновесия рывком;
- «суми-отоси» - выведение из равновесия скручиванием;
- «таи-отоси» - передняя подножка;
- «сэои-отоси» - передняя подножка с захватом руки на плечо;
- «ёко-отоси» - боковая подножка с падением;
- «тани-отоси» - подножка с падением назад;
- «ёко-гакэ» - боковая подножка стопой с падением;
- «уки-вадза» - передняя подножка на пятке садясь;
- «ёко-вакарэ» - передняя подножка с падением;
Подхваты:
- «ути-мата» - подхват изнутри;
- «ханэ-госи» - подсад голенью;
- «о-сото-гурума» - отхват (задний подхват под обе ноги);
- «ханэ-маки-коми» - подсад голенью с захватом руки под плечо;
- «хараи-госи» - подхват под отставленную ногу;
- «о-гурума» - подхват под две ноги с выведением по горизонтальному кругу;
- «коси-гурума» - подхват под обе ноги с выведением по вертикальному кругу;
- «аси-гурума» - боковой подхват.
Подсады:
- «томоэ-нагэ» - бросок с упором ноги в живот;
- «суми-гаэси» - бросок подсадом голенью садясь;
- «иппон-сеой-нагэ» - бросок через спину с захватом руки на плечо;
- «цури-коми-госи» - бросок через бедро с захватом отворота и рукава;
- «моротэ-сеой-нагэ» - бросок через спину с захватом отворота и рукава;
- «сото-маки-коми» - бросок через спину с захватом руки под плечо;
- «куби-нагэ» - бросок через бедро с захватом шеи;
- «о-госи» - бросок через бедро наклоном с захватом за спину;
- «уки-госи» - бросок через бедро скручиванием с захватом за спину;
- «уцури-госи» - бросок через бедро, вскидывая на бедро;
- «тэ-гурума» - боковой переворот;
- «ёко-гурума» - бросок через грудь с падением (скручиванием);
- «ура-нагэ» - бросок через грудь;
- «сури-нагэ» - передний переворот;
- «ката-гурума» - бросок через плечи.
Болевые воздействия на суставы, стоя – «Тати-кансетсу-вадза».
(Вынесено в отдельный раздел).
«ГАТАМЭ-ВАДЗА» - борьба в положении лёжа:
- удержания – «осаэ-коми-вадза»;
- удушающие – «симе-вадза»;
- «нэ-кансетсу-вадза» - болевые воздействия на суставы, лёжа (вынесено в отдельный раздел).
Удержания:
- «кэса-гатамэ» - удержание с боку с захватом руки и головы;
- «ёко-сихо-гатамэ» - удержание поперек с захватом туловища и бедра;
- «ками-сихо-гатамэ» - удержание со стороны головы с захватом пояса двумя руками;
- «усиро-кеса-гатамэ» - удержание боком со стороны головы с захватом двух рук;
- «татэ-сихо-гатамэ» - удержание верхом с захватом двух рук;
- «татэ-санкаку-гатамэ» - обратное удержание верхом.
Шесть перечисленных удержаний являются классической основой всех последующих вариаций удержаний.
9. «КАНСЕЦУ-ВАДЗА» - БОЛЕВЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СУСТАВЫ.
«Кансецу-вадза», как обездвиживание нападающего, является «изюминкой» джиу-джитсу. Многие приёмы в последующем перекочевали в другие виды борьбы (дзюдо, айкидо, самбо и др.)
«Кансецу-вадза» условно подразделяется на:
- «тати-кансецу-вадза» - приемы стоя;
- «нэ-кансецу-вадза» - приёмы лёжа.
Примечание: несмотря на условное деление техник, многие из них могут выполняться как в стойке, так и лёжа.
«Кансецу-вадза» состоит из:
- «юби-кансецу-вадза» - воздействие на пальцы;
- «тэ-кансецу-вадза» - воздействие на кисть;
- «хидзи-кансецу-вадза» - воздействие на локоть;
- «ката-кансецу-вадза» - воздействие на плечо;
- «куби-кансецу-вадза» - воздействие на шею;
- «хидза-кансецу-вадза» - воздействие на коленный сустав;
- «аси-ура-вадза» - воздействие на стопу ноги;
- «ахиресу-кен-кансецу-вадза» - воздействие на ахиллесово сухожилие.
Воздействие на пальцы («гяку-юби» - перегибание):
- болевой на согнутый мизинец вкатыванием вовнутрь;
- выламывание мизинца от себя, ладонь вниз;
- выламывание мизинца от себя, ладонь вверх;
- болевой на большой палец от себя, кисть противника вертикально;
- болевой на большой палец наружу;
- болевой на мизинец и большой, упираясь большими пальцами;
- болевой на мизинец и большой, обхватывая в кулак;
- болевой на средний и безымянный, сжатые вместе в кулак;
- вилкообразные болевые;
- болевой на 4 сжатые пальца вниз.
Болевые на кисть («тэ-куби»):
- болевой на кисть вовнутрь – сожмите кисть с тыльной стороны и заверните вовнутрь;
- болевой на кисть наружу;
- диагональный болевой;
- усиленный болевой вовнутрь, надавливая 2-мя пальцами;
- болевой ребром ладони;
Болевое воздействие на локоть:
- «удэ-хисиги-удэ-гатамэ» - перегибание локтевого сустава с захватом руки на плечо, с боку, со стороны груди;
- «удэ-гарами» - выкручивание наружу с захватом руки под плечо, верхом на боку;
- «удэ-хисиги-дзюдзи-гатамэ» - перегибание локтевого сустава с захватом руки между бедер, сбоку, со стороны спины;
- «удэ-гарами» - выкручивание внутрь с захватом «замком» со стороны головы.
Примечание: Всевозможные захваты и взаиморасположение при воздействии на локтевой сустав образуют варианты болевых приёмов.
Болевое воздействие на плечо («ката-кансецу»):
- болевое воздействие, лежа перегибанием через колено;
- переводом из стойки в положение «лёжа на груди» со скручиванием головы и последующим перегибанием со стороны спины.
Болевое воздействие на шею («куби-хисиги»):
- прогибание шеи назад хватом за подбородок двумя руками со стороны спины;
- прогибание назад хватом за лоб со стороны спины;
- скручивание вокруг оси вбок со стороны спины;
- прогиб шеи вовнутрь с надавливанием предплечьем на горло со стороны груди;
- перегиб через предплечье надавливанием грудью на лицо, лежа сверху.
Болевое воздействие на коленный сустав:
- обратным перегибанием;
- боковым;
- скручиванием.
10. «ДЗИМЭ-ВАДЗА» - УДУШАЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ.
Удушающие воздействия могут проводится в любом положении противника. Однако наиболее выгодным для вас будет положение противника сидя спиной к вам или лежа на животе. Существует 2 вида удушающих приемов – кровяное и дыхательное удушение. На практике, как правило, воздействие происходит комплексно, когда перекрывается одновременно поступление крови к головному мозгу и воздуха в лёгкие.
- «Удэ-дзюдзи-дзимэ» - удушение сверху скрещенными предплечьями;
- «Цукоми-дзимэ» - удушение отворотами доги;
- «Аси-дзюдзи-дзимэ» - удушение ногами;
- «Усиро-дзимэ» - удушение сзади предплечьем;
- «Хадака-дзимэ» - удушение замком сзади;
- «Катаха-дзимэ» - удушение сзади захватом под руку;
- «Акури-ири-дзимэ»- удушение сзади с обхватом ногами туловища.
11. «ХЭЙКИ-НО-ВАДЗА» - ТЕХНИКА РАБОТЫС ОРУЖИЕМ.
- «дзё» - палка;
- «явара-бо» - палочка для нанесения ударов по точкам;
- «нунтяку» – цеп для молотьбы;
- «найфу» - нож;
- «кэндзю» - пистолет;
- «катана», «кен / бокен» - мечь и деревянный мечь.
12. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.
- общая (кросс, ускоренные передвижения, гимнастика, акробатика, плавание, ныряние с задержкой дыхания и т.п.);
- специальная (отжимание на кулаках в положении поперечного шпагата и выпрыгивание из положения полуприседа и др.)