АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В СКАЗОЧНОМ СЮЖЕТЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




УДК 37.013.2

Запасник Е.Ч.

Студентка 4 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

 

(Научный руководитель – Ковалёва Е.А., магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ им Янки Купалы)

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В СКАЗОЧНОМ СЮЖЕТЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация:

В данной статье рассмотрена роль артикуляционной сказки как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста. Проанализированы причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой, даны рекомендации для педагога УДО во время проведения артикуляционной сказки. В статье представлены авторские сказки для детей старшего дошкольного возраста.

Одной из главных задач, которая решается сегодня в рамках дошкольного образования, является развитие связной речи детей дошкольного возраста. Однако в настоящее время встречаются дети старшего дошкольного возраста, у которых отсутствует правильно поставленная речь и этов последнее время можно назвать актуальной проблемой современного общество. А ведь именно дошкольный возраст является сенситивным периодом для речевого развития детей данной категории.

Проблему развития речи и совершенствование работы артикуляционного аппарата у детей старшего дошкольного возраста изучали такие учёные как С.А Миронова, Т.С. Овчинникова, Ф.А. Сохин и другие. Так например, Л.Н.Антонова пишет, что недостатки звукопроизношения могут явиться причиной возникновения трудностей в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма [1].

О.Н. Анцыпирович отмечает, что совершенствование работы артикуляционного аппарата осуществляется в процессе артикуляционной гимнастики или специальных игр и упражнений, а также сказочные сюжеты в артикуляционной гимнастике [2].

В данной статье мы рассмотрим артикуляционную сказку как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста.Сказка, как известно, формирует у ребёнка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Т.И.Кузькина отмечает, что слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие. В сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, как дружеский совет [4].

С.А. Гальцева определяет артикуляционную гимнастику в сказочном сюжете как совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи [3].

Артикуляционная сказка состоит из артикуляционных упражнений, которые объединены посредством сказочного сюжета в один комплекс.

В исследованиях по развитию артикуляции (Л.Н. Антонова, С.А. Гальцева) встречаются два вида артикуляционных упражнений:

1. Статические упражнения, которые направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (например, упражнения «бегемот», «ворота», «горка», «грибок», «иголочка, «лопаточка», «чашечка» и другие).

2. Динамические упражнения – это ритмичное повторение движений по 6-8 раз. В таких упражнениях вырабатывается подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. Как примером могут служить следующие динамические упражнения: «вкусное варенье», «качели», «лошадка», «маляр», «часики», «чистим зубки», «футбол» и т.п.

Упражнения артикуляционной гимнастики бывают на развитие подвижности нижней челюсти, на развитие дыхания, упражнения для языка и губ [3].

Артикуляционная гимнастика в сказочном сюжете обеспечивает хорошую подвижность и дифференцированную работу всех органов артикуляционного аппарата. С помощью артикуляционной сказки дети старшего дошкольного возраста смогут преодолевать имеющиеся дефекты в речи, а также поставить правильное дыхание и звукопроизношение. Поэтому артикуляционной сказке отведено особое место в прeодoлeнии рeчeвых нaрушений у дeтeй старшего дошкольного возраста.

С.А. Гальцева выделила следующие факторы, влияющие на правильное развитие речи у детей старшего дошкольного возраста – это, речевое дыхание, речевой слух, речевое внимание, а также голосовой и речевой аппарат, всё то, что включает в себя артикуляционная сказка [3]. Поэтому целью артикуляционной гимнастики, по мнению С.А. Гальцевой, можно считать выработку полноценных движений органов речи, необходимых для правильного произнесения звуков, подготовка речевого аппарата к речевым нагрузкам [3].

Рассмотрим причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

· Артикуляционная сказка в сказочном сюжете очень полезна в исправлении вялого звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.

· Дети старшего дошкольного возраста со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты с помощью артикуляционной гимнастики в тот момент, когда с ними начнёт заниматься специалисты: их мышцы уже будут заранее подготовлены.

· Упражнения на артикуляциюпомогут научиться говорить красиво, правильно, а главное будет наблюдаться чёткое произношение звуков, последнее в свою очередь является основой при обучении письму на начальном этапе, что весьма важно для детей старшего дошкольного возраста в подготовки к школе.

Помимо всего прочего, если у ребёнка старшего дошкольного возраста наблюдаются трудности при произнесении слов со стечением согласных, то есть когда ребёнку необходимо быстро изменить одно положение языка на другое, чтобы произнести определённое слово, где есть стечение согласных, то предлагается использовать артикуляционные сказки, в которых освоение артикуляционных поз осуществляется в игрой форме. Главная идея артикуляционной сказки заключается в выполнении серий движений, что является по сравнению с артикуляционной гимнастикой более сложным заданием. Также можно артикуляционные сказки разучивать на фоне спокойной неритмизированной музыкальной импровизации, в таком случаи ребенок сможет в большей степени сосредоточить свое внимание на точности выполнения движений, вместе с тем запоминая серию в соответствии с содержанием сказки. Такие сказки на занятиях можно использовать педагогом УДО для рефлексии, успокоения. Одну сказку лучше поделить на фрагменты и на каждом занятии (циклично 2-3 занятия) под музыкальное сопровождение разыгрывать её. [2].

Артикуляционную сказку можно проводить фронтально (со всей группой детей), с подгруппой или индивидуально. Когда воспитатель проводит артикуляционную гимнастику, то он должен следить за качеством выполняя упражнений и переход от одного движения к другому. Артикуляционные упражнения должны выполняться симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В начале у детей старшего дошкольного возраста может наблюдаться лёгкая напряжённость движений при выполнении тех или иных заданий. Однако постепенно напряжение исчезает и тогда движения становятся правильными, непринужденными и вместе с тем координированными. Помимо всего прочего важно создавать атмосферу психически благоприятную и положительное эмоциональное настрое у детей старшего дошкольного возраста во время выполнения упражнений на развитие артикуляционного аппарата. Также важно вместо того, чтобы сказать, что у ребёнка старшего дошкольного возраста что-либо в упражнении во время его выполнения не получается, лучше в начале заметить то, что у него уже хорошо получилось и проговорить, что бы внимательно посмотрел на выполнение упражнения и попытался ещё раз его выполнить самостоятельно. Не следует забывать подбадривать и хвалить ребёнка во время выполнения упражнений на артикуляцию.

Артикуляционная гимнастика в сказочном сюжете способствует развитию артикуляционного аппарата. Регулярное занятие с детьми дошкольного возраста посредством артикуляционных сказок позволяет ребёнку старшего дошкольного возраста укрепить губы и язык, что бы они были бы гибкими, сильными, выносливыми, то есть что бы долго могли удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всё это позволит ребёнку старшего дошкольного возраста научиться справляться с произношением сложных звуков.

Неслучайно Л. Н. Антонова в свое статье пишет, что регулярное выполнение артикуляционной гимнастики помогает улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость), улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу; увеличить амплитуду движений; подготовить ребёнка к правильному произношению звуков [1].

Для развития артикуляции у детей старшего дошкольного возраста нами были разработаны авторские сказки, которые можно использовать в коррекционной работе с детьми данной категории. В качестве примера в статье представлены артикуляционные сказки: «Однажды в цирке», «В гостях у бабушки».

Однажды в цирке

Однажды в яркий солнечный день родители взяли мальчика Петю в цирк.

Чего здесь только не было! На площадке аттракционного парка перед цирком были весёлые карусели (упражнение «Карусель»), всевозможные качели (упражнение «Качели») и парашюты (упражнение «Парашют»), а также море разноцветных воздушных шаров (упражнение «Воздушный шар»).

Потом он с родителями пошёл в здание, где висела табличка «Цирк». Там он увидел весёлого барабанщика (упражнение «Барабанщик») и клоуна, который играл на губной гармошке (упражнение «Гармошка»). Затем был номер укротителя змей, у которого в руках была дудочка (упражнение «Дудочка») и красный мешок. После того как укротитель змей заиграл на дудочке (упражнение «Дудочка») из мешка плавно выглянула змея (упражнение «Змейка»), но как только он перестал играть – она в тотчас скрылась. Затем появился дрессировщик с львом (упражнение «Кошка сердиться» или «Лев»). Желтый лев ловко прыгал через обручи. Затем под аплодисменты зрительного зала на арену вывели двух больших слонов (упражнение «Слон»), которые с удовольствием танцевали и играли в мячи хоботом (упражнение «Хоботок»).

Завершающим номером были акробаты, которые удивительно выделывали всевозможные штуки в воздухе, вверх и вниз (упражнение «Качели»). После представления добрый клоун подарил всем ребятам по шарику (упражнение «Воздушный шар»). Петя был рад, что побыл в цирке. Он шёл с родителями, держа их за руку, а лёгкий ветер (упражнение «Ветерок») ласково колыхал шарик (упражнение «Воздушный шар»).

В гостях у бабушки

Жил-был маленький мальчик по имени Вова в уютном домику (упражнение «Домик открывается»). Как и все ребята, по утрам он умывался (упражнение «Варенье»), причёсывался (упражнение «Расчёска»), и чистил зубы (упражнение «Чистим зубы»).

У Вовы был прекрасный пудель (упражнение «Собачка»), которого он очень любил и всегда вовремя клал в его чашечку (упражнение «Чашечка») новую вкусную косточку. А затем Вова бежал во двор и играл с ребятами в футбол (упражнение «Футбол»). У него отлично получалось забивать гол! (упражнение «Загони мяч в ворота»)

Однажды папа и мама решили навестить бабушку Марту. Они сели в автомобиль и завели мотор (упражнение «Заведи мотор») и поехали в деревню.

На дворе у бабушки было много кур и индюков (упражнение «Индюки болтают» или «упражнение «Индюк»). Бабушка выглянула в окошка (упражнение «Окошко») и увидела гостей. Она вышла на крылечко и широко улыбнулась гостям (упражнение «Улыбка») и пригласила в дом. Она сварила вкусный грибной суп (упражнение «Грибочек»). А ещё она замесила тесто (упражнение «Месим тесто») и принялась печь (упражнение «Лопаточка») вкусные (упражнение «Вкусное варенье») блинчики (упражнение «Блинчики»). Потом она свернула блинчики (упражнение «Блинчики») в трубочку (упражнение «Трубочка») и положила во внутрь вкусное малиновое варенье (упражнение «Варенье»). Затем бабушка расставила блюдца и чашечки (упражнение «Чашечка и Блюдце») и позвала гостей к столу. Она принялась всех угощать грибным супом (упражнение «Грибочек») и вкусными (упражнение «Вкусное варенье») блинчиками (упражнение «Блинчики») с вареньем (упражнение «Варенье»).

Вова рад был, что приехал к своей любимой бабушке. Они ещё долго сидели за столом и пили чай с вкусными (упражнение «Вкусное варенье») блинчиками (упражнение «Блинчик»). Только слышно было за печкой мурлыкала кошка (упражнение «Киска»), а на стене тикали часы (упражнение «Часики»).

Затем папа, мама и Вова простились с бабушкой Мартой, и они счастливые поехали обратно домой на машине (упражнение «Заведи мотор»).

 

Таким образом, постановка правильного артикуляционного аппарата имеет большое значение в жизни ребёнка старшего дошкольного возраста. Своевременное устранение недостатков произношения с помощью артикуляционной гимнастики в сказочном сюжете помогает предотвратить трудности, во-первых, в овладении навыками чтения и письма, во-вторых, в социальной адаптации ребёнка дошкольного возраста к школе и т.д.

 

Список литературы:

1. Антонова, Л.Н. Практика проведения артикуляционной гимнастики у дошкольников с нарушениями речи в системе здоровьесбережения в образовательном учреждении /

Л.Н. Антонова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 15.2 (149.2). – С. 15-18

2. Анцыпирович, О.Н., Горбатова Е.В., Дубинина Д.Н. Основы методик дошкольного образвания. Краткий курс лекций: учеб пособие / О.Н. Анцыпирович. – Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М 2016. – 390с.

3. Гальцева, С.А. Артикуляционная гимнастика – как эффективное средство развития речи и коррекции речевых нарушений / С.А. Гальцева. – Строитель: проект «Счастливы вместе». – 2018. – С. 4

4. Кузьмина, Т.И. Артикуляционные сказки / Т.И. Кузьмина. – Волгодонск: Парус. – 2020. – 17с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: