Исповедание веры папы Павла VI




...Верую в единую, святую, католическую и апостольскую Церковь, воздвигнутую Иисусом Христом на камне, имя которому Петр. Церковь — это мистическое Тело Христово: видимое общество с иерархической структурой и одновременно духовное сообщество. Земная Церковь, она есть народ Божий, странствующий в дольнем мире, и она же — Церковь, изобилующая небесными дарами. Она — начаток и первенец Царства Божия, через которое в человеческой истории продолжаются деяния и искупительное страдание Христа и которая вполне осуществится в славе по окончании времен. Во времени же Господь Иисус создает Свою Церковь через таинства, чей исток — в Его всеполноте. Именно благодаря им члены Тела Христова причастны тайне смерти и Воскресения Христа в благодати Святого Духа, источника жизни и деятельности Церкви. Итак, Церковь свята, хотя и принимает в свое лоно грешников; свята потому, что у нее нет иной жизни, кроме жизни благодатной: живя жизнью Церкви, члены ее приобщаются к святости; уклоняясь же от участия в жизни Церкви, они впадают в грех и в расстройство, затемняющее сияние святости. Вот почему Церковь страдает и кается в грехах, от которых она властна избавить своих чад Кровью Христа и даром Святого Духа.

Наследница Божественных обетовании и дочь Авраама в Духе через Израиль, чье Писание она хранит с любовью и чьих Патриархов и Пророков чтит; утвержденная на апостолах и передающая из века в век их вечно живое слово и пасторскую власть, воплощенную в преемнике Петра и в связанных с ним верообщением епископах; постоянно содействуемая Духом Святым, Церковь исполняет свое служение: хранить, учить, объяснять и распространять Истину, прикровенно сообщенную Богом через Пророков и полностью явленную в Господе Иисусе. Мы веруем во все, что содержится в Слове Божием — писанном и передаваемом иным образом, и во что Церковь предлагает верить как в Божественное Откровение, в какой бы форме оно нам ни сообщалось: торжественного провозглашения, повседневного учительства или вселенского магистериума. Мы веруем в непогрешимость преемника Петра, когда он ex cathedra учит как Пастырь и Учитель всех верующих, поддерживаемый в этом коллегией Епископов, которые вместе с ним осуществляют верховное учительство.


Веруем, что основанная Иисусом Христом Церковь, за которую Он молился, нерушимо едина в вере, культе и иерархической структуре верообщения. В лоне этой Церкви богатство литургических обычаев, закономерное многообразие теологического и духовного наследия и местных особенностей вовсе не уничтожают ее единства, но еще более выявляют его.

Признавая таким образом существование вне организма Церкви Христовой многочисленных элементов истины и освящения, в собственном смысле присущих именно ей и обнаруживающих тенденцию к кафолическому единству, и веруя в действие Святого Духа, пробуждающего в сердце последователей Христа стремление к этому единству, мы надеемся, что христиане, пока еще не находящиеся в полном общении в рамках единой Церкви, объединятся однажды в одно стадо во главе с одним пастырем...

Ватиканский дворец, 30 июня 1968 г. Цитируется по книге: Кардинал Поль Пупар. Вера Католической церкви. М, 1992, с. 112—114.

ВОПРОСЫ

1. ЧТО послужило причиной разрыва Рима с Православной церковью?

2. Каковы главные отличия католической веры от православной?

3. Какие различия православия и католицизма являются существенными, а какие - несущественными, если вести речь об их воссоединении?

4. Как может восстановиться единство Рима с православием?


ПРОТЕСТАНТИЗМ

Протестантами называются христиане, которые в XVI веке отделились от Римской церкви. С тех пор протестанты разделились на сотни течений и сект, большинство из которых сохраняет некоторые общие для всего протестантизма особенности. Главной особенностью протестантов является то, что они отказываются от Священного Предания и объявляют источником своей веры только канонические книги Библии.

События XVI и первой половины XVII века, которые привели к изменению веры и религиозной жизни христиан в Западной, Центральной и Северной Европе, называются также Реформацией. Толчком к началу Реформации стало выступление Лютера против индульгенций в 1517 г.

ЛЮТЕР

Мартин Лютер (1483 — 1546) родился в семье рудокопа в г. Эйслебене (Саксония). Учился юриспруденции и богословию. Боясь гнева Божиего, стал в 1505 г. монахом и вел подвижнический образ жизни, но ни что не могло успокоить его душу. Находясь под влиянием мистического направления в немецком богословии и тщательно изучая Библию, он пришел к убеждению, что спасение достигается исключительно верой и что никакие заслуги человека перед Богом невозможны. Его пригласили преподавать Священное Писание в Виттенбергском университете. В 1517 г. он возмутился продажей индульгенций* в Германии и проповедью, сопровождавшей эту продажу. В проповеди заявлялось, что тот, кто покупает индульгенцию, приобретает рай, Лютер выразил свой протест в 95 тезисах, прибив бу-

* Индульгенция — бумага, удостоверяющая, что приобретающий ее получает прощение грехов. Продажа индульгенций благословлялась папами на том основании, что они обладают властью распределять по своему усмотрению сверхдолжные заслуги святых. Согласно вере католиков, святые так умилостивили Бога, что их заслуг перед Богом оказалось больше, чем необходимо для спасения. Эти «лишние», сверхдолжные заслуги и продавали папы посредством торговли индульгенциями. 120


магу с ними к дверям виттенбергской церкви. Этим он вызывал на диспут распространителя индульгенций. Его поддержали студенты университета, которые сожгли ответные тезисы торговца. Дело дошло до Рима и закончилось в 1520 г. осуждением Лютера. К тому времени он уже становится героем немецкого народа, проповедовавшим новое понимание спасения и призывавшим к устранению искажений в церковной жизни, привнесенных Римом. В 1521 г. Лютер пуб-

лично сжигает отлучавшую его от церкви папскую буллу*.

Борьба с Римом заканчивается отпадением от него большей части Северной и Центральной Европы и организацией там христианской жизни на новых, выработанных Лютером, началах. Лютер переводит латинскую Библию на немецкий язык и таким образом становится основателем немецкого литературного языка. В 1525 г. он женился на бывшей монахине, что явилось демонстративным отрицанием монашества. Он пишет множество сочинений, оказывает решающее влияние на религиозную и политическую жизнь Германии.

Лютер был пламенным проповедником, он вдохновлял всех своей энергичной и живой верой. В то же время признавался, что часто испытывал страх: может быть, он ошибается и этим обрекает народ, который идет за ним, на вечные мучения.

СПОРЫИ ТЕЧЕНИЯ

С самого начала протестанты спорили между собой по важнейшим вопросам христианской веры и жизни. Такими вопросами были:

• Становятся ли хлеб и вино в Причастии истинными Телом иКровью Спасителя?

• Возможно ли спасаться и без Библии, через непосредствен-ные откровения Бога человеку?

• Если главное в спасении — это личная вера, можно ли кре-стить младенцев, которые еще не могут верить сознательно?

Разные течения протестантов давали разные ответы на эти вопросы. Основными течениями в протестантизме начиная с XVI века остаются:

• Лютеранство — главным образом в Германии, а также вскандинавских странах и Северной Америке. Сейчас в мире 75 млн. лютеран.

* Булла — (лат. bulla — шарик) папский документ, содержащий обращение, постановление или распоряжение. Пишется на латыни, скрепляется круглой металлической печатью — буллой, отсюда название.


• Кальвинизм — в основном в Голландии и Шотландии, а так-же в США, Германии, Франции.

• Англиканство — в Англии, США, Австралии; всего около70 млн. верующих.

С XVII века появляются баптисты, ставшие одним из самых многочисленных течений в протестантизме (приблизительно 35 млн.). Они выдвигают как важнейшее положение своей веры крещение во взрослом, а не в детском возрасте.

Баптисты не принимают во внимание упоминания Нового Завета о принятии крещения целыми семьями, в которых были, безусловно, и дети (см. Деяния, 10:1—48, 16:15, 16:31, 1 Коринфянам, 1:16). Церковь всегда крестила и крестит детей, так как считает невозможным нарушить заповедь Христа: «Пустите детей и не препятствуйте им прихо-

дить ко Мне» (Матфей, 19:14).

В XIX веке возникает адвентизм, уделяющий главное внимание ожиданию Второго Пришествия, а в самом начале XX века — пятидесятничество, положившее начало так называемому «харизматическому движению»*. Пятидесятники утверждают, что дар Святого Духа (харизма) проявляется прежде всего в говорении на языках. На своих собраниях они стремятся достичь состояния транса, чтобы начать говорить на незнакомом, чаще всего нечленораздельном, языке. Когда такое происходит с человеком впервые, пятидесятники называют это «крещением Святым Духом».

Пятидесятническое «крещение Святым Духом» противоречит вере всех христиан в «одно крещение во оставление грехов» (Символ веры), то есть в крещение, которое совершается один раз в жизни и не может быть повторено или дополнено неким другим крещением. Событие Пятидесятницы (Деяния, 2:4— 11) — это преодоление разобщенности и непонимания между людьми, начавшихся после неудачного строительства Вавилонской башни и исцеленных теперь верой в Христа и принятием Святого Духа. Современные пятидесятники не могут привести в свою пользу свидетельств о чудесной проповеди христианства на незнакомых для них языках нехристианским народам.

* Харизматическое движение исходит из ложного понимания сущности даров Святого Духа, перенося акцент с церковных таинств на индивидуальное получение «харизмы» (благодати) посредством экстатических состояний.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: