Замечания о теории Фрейда




Фрейд заявлял, что психоанализ не ведет к атеизму и что им как наукой могут заниматься и атеисты и верующие. Его психологическое истолкование происхождения веры не может опровергнуть существование того, о чем говорит вера.

То, что говорит Фрейд о младенчестве в религии, имеет достаточные основания. Но такое «младенчество» наблюдается во всех областях жизни человека: в искусстве (отношение публики к своим кумирам), науке (отношение учеников к авторитету учителя), межличностных отношениях (лидеры в любых компаниях), государственно-политической жизни (например, тиран как «отец народа» или, на грани фарса, — «дедушка Ленин»). У такого «младенчества» есть и отрицательные стороны, которые в религии выражаются в наивных представлениях о Боге как о жестоко карающем или, напротив, безразлично-благодушном существе, а также в несамостоятельности верующего и его неспособности принимать ответственные решения. Но, с другой стороны, драгоценные свойства детства — открытость, искренность, умение прощать и любить, способность к неограниченному познанию и росту — являются необходимыми для всех областей человеческой жизни, чтобы они оставались живыми и плодотворными. Это относится и к религии. Кроме того, человек, действительно, никогда не может быть самодостаточным, и эта несамодостаточность проявляется в

детстве в отношениях детей с родителями, а в зрелом возрасте —

в отношениях людей с Богом.

Заключение

Из всего сказанного становится ясно, что атеизм, как, впрочем, и вера, не может быть обоснован средствами науки.

В то же время надо признать, что атеизм побудил верующих людей более внимательно относиться к своей вере, отличать в ней подлинное от наносного и поверхностного.


Приложение к уроку № 24

Безумный человек. Слышали ли вы о том безумном человеке, который в светлый полдень зажег фонарь, выбежал на рынок и все время кричал: «Я ищу Бога! Я ищу Бога!» — Поскольку там собрались как раз многие из тех, кто не верил в Бога, вокруг него раздался хохот. Он что, пропал? — сказал один. Он заблудился, как ребенок, — сказал другой. Или спрятался? Боится ли он нас? Пустился ли он в плавание? Эмигрировал? — так кричали и смеялись они вперемежку. Тогда безумец вбежал в толпу и пронзил их своим взглядом. «Где Бог? — воскликнул он. — Я хочу сказать вам это! Мы его убили — вы и я! Мы все его убийцы! Но как мы сделали это? Как удалось нам выпить море? Кто дал нам губку, чтобы стереть краску со всего горизонта? Что сделали мы, оторвав эту землю от ее солнца? Куда теперь движется она? Куда движемся мы? Прочь от всех солнц? Не падаем ли мы непрерывно? Назад, в сторону, вперед, во всех направлениях? Есть ли еще верх и низ? Не блуждаем ли мы словно в бесконечном Ничто? Не дышит ли на нас пустое пространство? Не стало ли холоднее? Не наступает ли все сильнее и больше ночь? Не приходится ли средь бела дня зажигать фонарь? Разве мы не слышим еще шума могильщиков, погребающих Бога? Разве не доносится до нас запах божественного тления? — и Боги истлевают! Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами — кто смоет с нас эту кровь? Какой водой можем мы очиститься? Какие искупительные празднества, какие священные игры нужно будет придумать? Разве величие этого дела не слишком велико для нас? Не должны ли мы сами обратиться в богов, чтобы оказаться достойными его? Никогда не было совершено дела более великого, и кто родится после нас, будет, благодаря этому деянию, принадлежать к истории высшей, чем вся прежняя история!» — Здесь замолчал безумный человек и снова стал глядеть на своих слушателей; молчали и они, удивленно глядя на него. Наконец, он бросил свой фонарь на землю, так что тот разбился вдребезги и погас. «Я пришел слишком рано, — сказал он тогда, — мой час еще не пробил. Это чудовищное событие еще в пути и идет к нам — весть о нем не дошла еще до человеческих ушей. Молнии и грому нужно время, свету звезд нужно время, деяниям нужно время, после того как они уже совершены, чтобы их увидели и услышали. Это деяние пока еще дальше от вас, чем самые отдаленные светила, — и все-таки вы совершили

его!» — Рассказывают еще, что в тот же день безумный че-


ловек ходил по различным церквам и пел в них свой Requiem aetemam deo*. Его выгоняли и призывали к ответу, а он ладил все одно и то же: «Чем же еще являются эти церкви, если не могилами и надгробиями Бога? »

Ф. Ницше. Веселая наука. §125.

Сочинения в 2 томах. Т. 1. М., 1996, с. 592

ВОПРОСЫ

1. Каковы, по-вашему, причины атеизма?

2. Почему философия Ницше была взята на вооружение фашистами?

3. Какого Бога отвергают атеисты?

* Вечная память Богу.


ВЕРА И ЗНАНИЕ

На предыдущих уроках не раз затрагивался вопрос об отношениях веры и знания, науки и религии. Теперь рассмотрим его отдельно и более подробно.

ПРИЧИНЫКОНФЛИКТА

Проблема взаимоотношений веры и знания возникла, если окинуть взглядом всю историю человечества, не так давно, в XVIII веке, в эпоху Просвещения. Как до этой эпохи, так и после нее, подавляющее большинство людей, занимающихся добыванием знаний — ученых, — были людьми верующими. Их обширные познания нисколько не противоречили их вере и не умаляли ее. Напротив, новые открытия о мире и человеке приводили их в восторг, потому что свидетельствовали о величии и премудрости Творца.

Однако серьезные искажения в вере и церковной жизни западных христиан привели к тому, что для многих Бог перестал быть фактом жизненного опыта. Когда Бог перестает быть реальностью в личной жизни человека, то сам человек начинает понимать веру, как принятие без доказательств того, что говорит о Боге церковь. Не имея личного опыта общения с Богом, такой человек не представляет себе, что другие люди этот опыт могут иметь. Когда же людей, не знающих Бога, становится много, они, общаясь друг с другом, приходят к мысли о необоснованности и ненужности веры. Если при этом они, ради сохранения своего положения в обществе, не разрывают своих связей с христианской общиной, тогда, действительно, церковь для них становится обременительной безжизненной формальностью. Изначальная любовь к церкви у

таких людей превращается в ненависть. Это чувство толкает их на поиск любых средств для уничтожения того, что ненавистно.

В XVIII веке такими средствами стали философия, литература, политика и наука. Наука, благодаря своим успехам, стала самой популярной областью человеческой деятельности, и именно она была объявлена врагом веры. Несмотря на то, что вплоть до наших

дней большинство крупных ученых заявляют о своей вере в Бога, в атеистических кругах продолжаются споры о том, что вера в Бога есть следствие недостатка знания и что наука опровергает веру.


ИСТОРИЯ СТОЛКНОВЕНИЙ

На самом деле, реальных столкновений науки с верой было только два, причем в одном из них свои полномочия превысили представители веры, а в другом — представители науки. Эти два случая — споры о гелиоцентрической системе и о дарвинизме. В первом случае католическая церковь выступила против открытий Коперника и Галилея, решив, что дело католической церкви — защита тех или иных естественнонаучных представлений об устройстве мира и что эти представления можно буквальным образом черпать из Библии.

Во втором случае, не удовлетворившись созданием теории развития жизни и человека на Земле, некоторые ученые заявили, что движущей силой возникновения видов и человека был не Бог, а случайность (мутации и естественный отбор). Это заявление совершенно ненаучно, так как основано исключительно на вере в силу и творческие способности слепого случая. Такая вера никак не может быть научно доказана. Но некоторые исследователи продолжают — абсолютно необоснованно — утверждать, якобы от имени науки, что все живое и человек созданы не Богом.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ВЕРЫ

Вообще, без веры невозможна никакая человеческая деятельность, в том числе и наука. Мы живем и что-то делаем, потому что

верим в то, что жить стоит, и что наши дела имеют смысл. Мы верим, что жизнь завтра будет продолжаться и мир будет оставаться в основном таким же, как и сегодня. Наука верит, что законы природы действуют одинаково везде и всегда. Да и само существование мира не может быть удовлетворительно доказано с точки

зрения философии — все мы просто верим в это*.

ВЕРА КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ

Рассмотрим подробнее, что же такое вера в Бога, о которой говорят христиане. Вера — это состояние души, в котором происходит встреча и общение человека с Богом. Вера — это очень богатое и многоплановое явление. Всякий, встретившийся с реаль-

* «Мы, безусловно, верим в существование внешнего мира самого по себе (независимо от его явления для нас), признаем такое его существование бесспорной истиной, тогда как рациональные доказательства этой истины, представленные доселе философами, строгой критики на выдерживают и во всяком случае спорны и не разрешают всех сомнений». Ял. С. Соловьев. Вера. Энциклопедический словарь «Христианст-

во». М., 1993, т. I.


ностью Бога, не сомневается в том, что Бог есть. У такого человека поэтому, безусловно, есть знание о существовании Бога. Однако это знание всегда бывает только личным. Его невозможно пере-

дать другому с помощью доказательств. Это объясняется тем, что Бог дает о Себе знать только тогда, когда Сам этого захочет.

Объекты, которые изучает наука, можно зафиксировать, заставить проявиться. Но с Богом такого сделать нельзя. Он никогда не бывает объектом, к которому можно подойти и наблюдать со стороны. Его нельзя «уловить».

Научное знание основано на повторяемости явлений и воспроизводимости результатов эксперимента (в одинаковых условиях — одинаковый результат). Но встречу с Богом воспроизвести невозможно, если этого хотим только мы. Он — свободная всемогущая Личность, встреча с Которой происходит только в случае Его пожелания.

Для научного наблюдения не имеет значения личность наблюдателя: добрый или злой исследователь увидят одно и то же. Но нераскаявшийся человек с нечистым сердцем Бога увидеть не может. И напротив, только «...чистые сердцем... Бога узрят» (Матфей, 5:8).

Однако знание о существовании Бога — не самое главное в вере. Вера — это область живых отношений с Богом. Верующие христиане называют себя верными.

ВЕРА КАК ВЕРНОСТЬ

Верные, в библейской традиции, — это те, которые сохраняют верность своему Возлюбленному. Именно так видит отношения веры-верности Сам Бог, когда, например, называет женой, изменяющей мужу, народ Израиля в тех случаях, когда тот начинал поклоняться иным богам.

Вера-верность как отношение двух возлюбленных, Бога и человека, Христа и Церкви, включает в себя также уверенность в Любимом и доверие к Нему. Христианин уверен в Боге, что Бог не обманет, что Он исполнит Свои обещания тем, кто в Него уверовал. Христианин доверяет Богу, что Тот его не оставит на произвол судьбы, но всегда и в радости, и в горе (через которое также надо пройти) Он будет рядом и не оставит без Своей поддержки, а в случае опасности защитит от зла.

Вера — это и преданность. Бог первым показал нам Свою преданность, когда ради нас умер на Кресте. Верные христиане в ответ на это посвящают и отдают всю свою жизнь Богу, зная, что тогда Бог берет их жизнь под Свой покров и Сам ведет их ко спасению. Итак, христианская вера — это:


• знание Бога — в той мере, в которой Он открывает Себячеловеку;

• верность Богу;

• доверие к Богу;• уверенность в Боге; • преданность Богу.

ЗАПОВЕДЬ ВЕРЫ

Вера устанавливает связь, общение человека с Богом, которое затем Сам Бог наполняет любовью. Но так как соединение с Богом — это и есть спасение, ключ к спасению находится в вере. Заповедью веры и духом веры проникнут весь Новый Завет. Эта заповедь звучит и в последнем повелении Господа апостолам после Его Воскресения и перед Его Вознесением на Небо: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Марк, 16:15—16).

Осуждение — это не наказание за неверие. Это следствие того, что человек отказался соединиться с Источником жизни. Истинная вера — это способность найти этот Источник — Христа,

соединиться с Ним и более с Ним не разлучаться.

Приложение к уроку № 25

В сознании большинства современных людей слово «вера» обладает вполне конкретным значением: верить — значит безоговорочно принимать какие-либо принципы и положения, присоединяться к той или иной системе взглядов, по сути своей недоказуемых. Сказать «я в это верю» — на деле означает, что я соглашаюсь с данным утверждением, даже если его не понимаю... По сути дела, под словом «вера» с равным успехом могут подразумеваться как религиозное

убеждение, так и приверженность любому идеологическому учению или безоговорочная преданность своей политической партии. Таким образом, многие склонны воспринимать это дежурное слово с кругом значений как нечто священное, в то время как в упомянутых выше случаях оно лишь сосредотачивает в себе основной принцип всякого тоталитарного мышления: «Принимай на веру и не задавай вопросов!»

Надо прямо сказать, что подобное понимание веры не имеет ничего общего с тем значением, какое это слово получило в христианской традиции. Объектом веры в данном случае является вовсе не набор абстрактных идей, источник достоверности которых — в чьем-либо непогрешимом ав-


торитете... Если мы верим в Бога, то причина этого не в том, что нас принуждает к вере какое-либо умозрительное суждение, и не в том, что какое-то конкретное учреждение дает нам неоспоримые гарантии существования Божества. Мы верим в Него потому, что Его Личность вызывает в нас чувство доверия. Сам Бог Своим промышлением привлекает человека к общению с Собой.

Разумеется, лежащее в основании веры отношение может быть как прямым, так и опосредованным — подобно тому, как это происходит в наших отношениях с людьми. Я верю такому-то человеку, полностью доверяю ему, потому что хорошо его знаю, общаюсь с ним. Но порой я испытываю не меньшее доверие и к лично незнакомому мне человеку, поскольку люди, на которых я полагаюсь всецело, могут засви-

детельствовать его безупречную порядочность...

В обобщенном виде жизнь веры можно представить так: она начинается с доверия к доброму имени человека, укрепляется и растет по мере более близкого знакомства с его делами и поступками и, наконец, превращается в уверенность при личной встрече, непосредственном общении и установлении прямых человеческих отношений. Охватывая все наше существо, вера становится полной самоотдачей. Когда между людьми возникает любовь и неудержимое стремление к единению, тогда то, что было в начале не более чем доверительной симпатией, преображается в чувство беззаветного самопожертвования. В неподдельном любовном горении чем сильнее человек любит, чем ближе узнает другого, тем более он верит ему и отдается любви. Вера, рожденная настоящей любовью, неисчерпаема; она поддерживает в любящем состояние восторженного удивления все новыми и новыми открытиями в любимом человеке. Вера — это вечный порыв, неутолимая жажда слияния личности с личностью.

Все сказанное может быть отнесено и к религиозной вере. Она начинается с простого доверия к свидетельству познавших Бога, живших в единении с Ним и удостоившихся видения Его лица людей — с доверия к свидетельствам праотцов, святых, пророков, апостолов. Затем вера возрастает, открывая для себя Божественную любовь, проявляющуюся в Его творении, Его действии в человеческой истории, Его слове, вводящем нас в Царство Истины. Постепенно мы чувствуем, что связь между нашей личностью и Богом становится все теснее. Его несотворенная красота свет Его Славы делаются все более явными для духовного видения. Наша вера преображается «от славы в славу», дарует нам чувство непреходящего изумления перед тайнами Откровения, неподвластными времени.


На любой стадии, любой ступени своего развития вера остается событием, опытом личного отношения. Как далек этот путь от простого согласия интеллекта с логическими выводами, от пути «объективного» знания! В поисках библейского Бога, Бога Церкви, мы должны следовать путем веры соответствующим нашим устремлениям. Доказательства бытия Божия, «объективные» доводы апологетики, подтверждение исторической подлинности источников христианской традиции, — все это может сыграть важную вспомогательную роль в том, чтобы пробудить в нас потребность в религиозной вере. Но сами по себе подобные вещи не в состоянии ее собой заменить.

Когда Церковь призывает нас принять хранимую ею Истину, речь идет не о теоретических положениях, с которыми мы должны согласиться априори, без всяких рассуждений. То, что нам предлагают, — это личное отношение, это определенный образ жизни, основанный на личной связи с Богом или же последовательно ведущий к установлению подобной живой связи. В результате наша жизнь изменяется, она перестает быть индивидуалистической борьбой за «место под солнцем» и обретает высший смысл в общении, в причастности другому бытию. Церковь есть тело общения, члены которого живут не ради самих себя, но в нераздельном единстве любви с другими членами того же тела и его главой — Христом. Верить в Истину Церкви означает стать составной частью образующих Церковь «уз любви»; целиком отдаться любви Бога и святых, которые, в свою очередь, принимают меня с таким же доверием.

X. Яннарас. Вера Церкви. М., 1992, с. 39-43

ВОПРОСЫ

1. Почему атеисты объявили науку и веру врагами?

2. Почему невозможно обнаружить Бога научным путем?

3. Люди, говоря: «Я верю в Бога», - часто подразумевают под этим признание того, что Бог есть. Чего не хватает такой вере, чтобы быть верой христианской?

4. Почему вера в Евангелие - это одна из главных христианских заповедей?

5. Как человек может обрести веру?


РЕЛИГИИ


ИУДАИЗМ

Иудаизм с течением времени претерпевал существенные изменения и, хотя эта религия возникла задолго до Рождества Христова, под иудаизмом правильно следует понимать веру еврейского народа на протяжении последних двух тысяч лет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: