ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИУДАИЗМА




Через 37 лет после Распятия Христа римский полководец Тит разрушил Храм, и еврейский народ рассеялся по всему миру.

История еврейского народа тесно связана с религиозными изменениями в отношении к Ветхому завету как источнику Божественного Откровения. Начиная с конца вавилонского пленения евреев (VI в. до Р.Х.) на их религиозную традицию оказывают влияние такие идеологические системы, как дуализм персидских религий, эллинистическая философия и др. В эпоху эллинизма Александрия была одним из основных центров иудейской учености. Филон Александрийский, соединивший иудейскую веру с греческой философией, становится выдающимся иудейским философом.

В иудаизме возникает фигура фарисея (отделенного) — учителя мудрости и наставника в исполнении религиозных правил.

Разрушение последнего иерусалимского Храма в 70 г. по Р.Х. стало


окончательным переходом к раввинистическому иудаизму, который выражается, прежде всего, в совместной молитве в синагоге (молитвенном доме собраний) и изучении текста Торы под руководством раввинов и законоучителей. Иудейская молитва отныне пронизана надеждой на восстановление храма и возвеличивание евреев как «избранного народа» под властью царя-мессии в государстве со справедливым политическим устройством. Молитва рассматривается как духовное замещение жертвоприношений во временно несуществующем ныне храме.

Формируется система детализированных комментариев к Ветхому Завету, направленных на регламентацию повседневной жизни евреев «в соответствии с Торой». Сначала возникла Мишна— сборник законов и нормативных правил, имеющий статус сакрального* текста. В IV—V веках по Р.Х. появились иерусалимский и вавилонский Талмуды, представляющие собой обширные детализированные толкования к Мишне. В последующие века комментаторская работа раввинов не прекращалась. Она имела отправной точкой признание Торы не всеобъемлющим текстом, но нуждающимся в дополнительном истолковании «посвященных». Была также поставлена задача оградить жизнь каждого иудея множеством регламентации (613), вместе называемых Галаха, чтобы обеспечить неукоснительное исполнение Закона Моисеева и предотвратить смешение евреев с народами, в среде которых они жили. Основными требованиями являются соблюдение субботы — посвященного Богу дня отдыха и молитвы, обрезания — символа союза евреев с Богом, потребления «чистой пищи» (кашрут) и др. Следование правилам Галахи стало рассматриваться как образец благочестия. Деятельность толкователей-масоретов в VII — XI веков привела к появлению раввинистической Библии, также включающей в себя многочисленные комментарии и разъяснения.

В средние века наибольший подъем иудаизм пережил в Испании. Известным представителем иудаизма того времени был Моше бен Маймон, или Маймонид (1135— 1204), который развил иудейскую религиозную мысль на основании философии Аристотеля.

Под влиянием Маймонида формируется понятие о двух уровнях смысла в тексте Танаха: буквальном — для большинства и философском — для избранных. Постепенно раввины пришли к идее тайных смыслов, сокрытых в Торе. Разрабатывались различные способы проникновения в «тайны Торы» через

* Сакральный — священный.


медитацию и разного рода магические приемы, объединенные в оккультном учении каббалы. Каббала являет собою смесь иудаизма с гностицизмом и неоплатонизмом, ее главный сакральный текст — книга Зохар, опубликованная в Португалии в XIII веке, представляет собою пример отхода иудаизма от монотеизма. В книге Зохар излагается пантеистическое учение о мире как эманации Божества.

После XV века, когда испанская инквизиция устроила гонения на евреев, многие из них переселились в Османскую империю, Италию, Германию, Польшу и другие европейские страны. К началу XX века большинство евреев проживало в Российской империи.

В XVIII веке на территории Польши и Украины среди евреев возникает движение «благочестивых» — хасидов. Они противопоставляли исполнению закона и изучению Талмуда восторженную молитву и служение ближнему. В хасидизме важная роль отводилась харизматическим учителям цадикам (праведникам), которые претендовали на роль посредников между верующими и Богом.

В 1897 году Теодор Герцль организовал первый сионистский съезд, написал книгу «Государство евреев», став, таким образом, отцом сионизма. 14 мая 1947 года, после зверств нацизма и уничтожения гитлеровским фашизмом миллионов евреев, было провозглашено независимое государство Израиль. Сионизм преследует цель объединения всех евреев вокруг Израиля. Это новое государство во многих отношениях не является светским: значительная часть жизни граждан, рождение, брак, смерть и др., находится под контролем раввината. В Израиле была дана возможность для развития всех религиозных течений, которые появились в диаспоре*, как ортодоксальных, так и реформаторских. Реформаторское течение возникло у американских евреев. Оно стремится приспособить иудаизм к нормам западной современной жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: