Требования к сотрудникам полиции.




(Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ)

Глава 2. Нравственные основы службы в органах внутренних дел

 

Статья 6. Нравственные принципы службы в органах внутренних дел

 

1. Нравственные принципы службы воплощают безусловные требования профессиональной и общественной морали к деятельности органов внутренних дел.

2. Служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел осуществляется в соответствии с нравственными принципами:

· гуманизма, провозглашающего человека, его жизнь и здоровье высшими ценностями, защита которых составляет смысл и нравственное содержание правоохранительной деятельности;

· законности, определяющей признание сотрудником верховенства закона, а также его обязательности к исполнению в служебной деятельности;

· объективности, выражающейся в беспристрастности и отсутствии предвзятости при принятии служебных решений;

· справедливости, означающей соответствие меры наказания характеру и тяжести проступка или правонарушения;

· коллективизма и товарищества, проявляющихся в отношениях, основанных на дружбе, взаимной помощи и поддержке;

· лояльности, предусматривающей верность по отношению к Российской Федерации, МВД России, уважение и корректность к государственным и общественным институтам, государственным служащим;

· нейтральности по отношению к политическим партиям и движениям, предполагающей отказ сотрудника от участия в их деятельности в любых формах;

· толерантности, заключающейся в уважительном, терпимом отношении к людям с учетом социально-исторических, религиозных, этнических традиций и обычаев.

3. Сотрудник не должен ни при каких обстоятельствах изменять нравственным принципам служебной деятельности, отвечающим требованиям государства и ожиданиям общества. Неуклонное следование нравственным принципам - дело чести и долга сотрудника органов внутренних дел.

 

Статья 7. Нравственные обязательства сотрудника органов внутренних дел

 

1. Сотрудник органов внутренних дел, руководствуясь требованиями Присяги, служебного долга, профессиональных чести и достоинства, принимает на себя следующие нравственные обязательства:

· признавать приоритет государственных и служебных интересов над личными в своей деятельности;

· служить примером строгого и точного соблюдения требований законов и служебной дисциплины в профессиональной деятельности и частной жизни, оставаться при любых обстоятельствах честным и неподкупным, преданным интересам службы;

· относиться нетерпимо к любым действиям, оскорбляющим человеческое достоинство, причиняющим боль и страдания, представляющим собой пытки или другие жестокие, бесчеловечные либо унижающие достоинство виды обращения и наказания;

· быть мужественным и неустрашимым перед лицом опасности при пресечении правонарушений, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, а также в любой обстановке, требующей спасения жизни и здоровья людей;

· проявлять твердость и непримиримость в борьбе с преступниками, применяя для достижения поставленных целей только законные и высоконравственные средства; в ситуациях морального выбора следовать этическому принципу: человек всегда является нравственной целью, но никогда - средством;

· руководствоваться в профессиональной деятельности и общении "золотым правилом" нравственности: относиться к людям, своим товарищам, сослуживцам так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе;

· хранить и приумножать служебные традиции органов внутренних дел, в их числе: мужество и готовность к самопожертвованию, корпоративную солидарность, товарищество и взаимопомощь, уважение и помощь ветеранам, семьям погибших и раненых сотрудников.

2. Безупречное выполнение нравственных обязательств обеспечивает моральное право сотрудника на общественное доверие, уважение, признание и поддержку граждан.

 

Глава 3. Профессионально-этические правила поведения сотрудника

 

Статья 8. Общие правила поведения

 

1. Поведение сотрудника всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам стража правопорядка. Ничто не должно порочить деловую репутацию и авторитет сотрудника.

2. Нормы профессиональной этики предписывают сотруднику:

· вести себя с чувством собственного достоинства, доброжелательно и открыто, внимательно и предупредительно, вызывая уважение граждан к органам внутренних дел и готовность сотрудничать с ними;

· постоянно контролировать свое поведение, чувства и эмоции, не позволяя личным симпатиям или антипатиям, неприязни, недоброму настроению или дружеским чувствам влиять на служебные решения, уметь предвидеть последствия своих поступков и действий;

· обращаться одинаково корректно с гражданами независимо от их служебного или социального положения, не проявляя подобострастия к социально успешным и пренебрежения к людям с низким социальным статусом;

· оказывать уважение и внимание старшим по званию или возрасту, всегда первым приветствовать: младшему - старшего, подчиненному - начальника, мужчине - женщину;

· придерживаться делового стиля поведения, основанного на самодисциплине и выражающегося в профессиональной компетентности, обязательности, аккуратности, точности, внимательности, умении ценить свое и чужое время;

· в поведении с коллегами проявлять простоту и скромность, умение искренне радоваться успехам сослуживцев, содействовать успешному выполнению ими трудных поручений, быть нетерпимым к бахвальству и хвастовству, зависти и недоброжелательности.

3. Сотруднику-мужчине по отношению к женщинам следует проявлять благородство, особую учтивость, внимание и такт, быть предупредительным и вежливым на службе и в повседневной жизни.

4. Сотруднику приличествует быть примерным семьянином, утверждать в семье атмосферу дружелюбия, доброты, искренности, доверия, проявлять заботу о воспитании детей, формировании у них высоких нравственных качеств.

5. Сотруднику, управляющему автомобилем или иным транспортным средством, следует:

· строго и точно выполнять установленные правила безопасности движения и эксплуатации транспорта как средства повышенной опасности;

· быть образцом соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости;

· принимать все меры по обеспечению безопасности движения и снижению риска при вождении в экстремальной ситуации, обусловленной служебной необходимостью.

6. Нормы и правила служебного этикета предписывают сотруднику воздерживаться от:

· употребления напитков, содержащих алкоголь, накануне и во время исполнения служебных обязанностей;

· организации в служебных помещениях застолий, посвященных праздникам, памятным датам, и участия в них;

· использования наркотических, наркосодержащих и психотропных веществ и препаратов, за исключением случаев официального медицинского назначения;

· курения табака в общественных местах, образовательных и иных государственных учреждениях, во время несения службы, а также на ходу и в движении;

· участия в азартных играх, посещения казино и других игорных заведений;

· беспорядочных половых связей;

· отношений и сомнительных связей с людьми, имеющими отрицательную общественную репутацию, криминальные прошлое и настоящее.

7. Сотрудник должен помнить, что аморальное поведение, неразборчивость и нечистоплотность в личных связях, отсутствие навыков самодисциплины и распущенность, болтливость и несобранность наносят непоправимый ущерб репутации и авторитету органов внутренних дел.

 

Статья 9. Правила поведения при выполнении задач оперативно-служебной деятельности

 

1. Правила служебного поведения при выполнении оперативно-служебных задач требуют от сотрудника:

· работать с полной отдачей в течение всего служебного времени, использовать находящиеся в его распоряжении материальные и нематериальные ресурсы исключительно в служебных целях;

· применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случае, когда меры ненасильственного характера оказались неэффективными или не обеспечивают безусловного выполнения оперативно-служебных задач;

· стремиться свести к минимуму моральный вред при силовом задержании, обыске, досмотре, не допускать излишней жесткости, глумления и издевательств по отношению к правонарушителям (подозреваемым);

· проявлять чуткость и внимание к потерпевшим и свидетелям, особенно к людям преклонного возраста, женщинам, детям, людям с физическими недостатками, делая их участие в ходе выполнения следственных действий максимально удобным;

· при проведении в жилом помещении обыска, выемки не допускать небрежного отношения к предметам и личным вещам, имеющим значимость или ценность для граждан.

2. При выявлении противоправных действий и их пресечении сотрудник должен:

· объяснить правонарушителю, если позволяет обстановка, в тактичной и убедительной форме причину обращения к нему;

· отдавать распоряжения властно, кратко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых они касаются;

· сохранять выдержку и достоинство, контролировать свое эмоциональное состояние, своим видом и действиями демонстрировать уверенность и спокойствие;

· проявлять эмоционально-психологическую устойчивость при провоцировании правонарушителями конфликтной ситуации; не позволяя втянуть себя в конфликт, предпринимать все возможные меры к его разрешению и пресечению;

· принимать все меры для установления психологического контакта с очевидцами и свидетелями, располагать их к себе, оставаясь в то же время принципиальным, решительным и авторитетно представляющим государственную власть;

· давать разъяснения правонарушителю о неправомерности его действий без нравоучений, доброжелательно, убедительно и ясно, со ссылкой на соответствующие требования нормативных правовых актов;

· воздерживаться от жестких действий и резких высказываний по отношению к правонарушителю в присутствии детей, людей преклонного возраста, стараясь не травмировать их психику.

3. При проведении опроса (допроса) сотруднику следует:

· разговаривать с правонарушителем (подозреваемым) в спокойной манере, уверенно и твердо, не оказывая психологического давления;

· найти соответствующий тон и нужные слова, чтобы снять эмоциональное напряжение, продемонстрировать подозреваемому и потерпевшему свою беспристрастность;

· обеспечить сочетание активности и настойчивости допрашивающего в получении правдивых показаний с уважением личности допрашиваемого.

4. Сотруднику органов внутренних дел, выполняющему оперативно-служебные задачи в особых условиях чрезвычайных обстоятельств, вызванных террористическими актами, стихийными бедствиями, катастрофами, эпидемиями, происшествиями и другими ситуациями экстремального характера, следует:

· проявлять высокую морально-психологическую устойчивость, бдительность, активность, настойчивость, упорство в оперативно-служебной деятельности, сохранять готовность к эффективным действиям в любой обстановке;

· соблюдать самому и требовать от других поддержания законности и правопорядка, пресекать попытки грабежей, мародерства, хищения государственной собственности и личного имущества граждан;

· действовать уверенно и хладнокровно в условиях паники, группового неповиновения представителям власти, массовых беспорядков;

· быть максимально предупредительным, чутким и эмоционально сдержанным в общении с людьми, особенно пострадавшими в результате чрезвычайных обстоятельств.

5. При выполнении контрольно-проверочных функций в ходе инспектирования, контрольных проверок, целевых выездов в органы, подразделения, учреждения системы МВД России сотруднику предписано:

· достойно представлять аппарат вышестоящего органа внутренних дел, проявляя требовательность, твердость, принципиальность в сочетании с корректностью, скромностью, уважением достоинства коллег;

· справедливо, объективно и компетентно оценивать деятельность проверяемого органа внутренних дел, исключая влияние предвзятых мнений и суждений;

· воздерживаться от застолий, недопустимых знаков внимания, излишеств в быту, завуалированных взяток в форме подарков или подношений, предлагаемых в ходе проверки.

6. Для сотрудника недопустимы:

· поспешность в принятии решений, пренебрежение процессуальными и моральными нормами, использование средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам;

· провокационные действия, связанные с подстрекательством, склонением, побуждением в прямой или косвенной форме к совершению правонарушений;

· разглашение фактов и обстоятельств частной жизни, ставших известными в ходе следственных действий;

· избирательный подход в принятии мер к нарушителям закона, правил дорожного движения;

· равнодушие, бездеятельность и пассивность в предупреждении и пресечении правонарушений.

7. Ограничение сотрудником прав и свобод граждан допустимо на основании и в порядке, предусмотренных федеральным законом. В ситуациях, связанных с ограничением прав и свобод гражданина, за исключением действий в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны, сотрудник должен разъяснить ему основание такого ограничения.

8. Чрезвычайные обстоятельства не могут служить оправданием для нарушений закона, пыток или других жестоких, бесчеловечных либо унижающих достоинство видов обращения и наказания.

 

Статья 10. Профессиональная нравственная деформация и ее профилактика

 

1. Руководители и сотрудники органов внутренних дел должны понимать сущность явления профессиональной нравственной деформации личности, представлять себе ее опасность и последствия.

2. Профессиональная нравственная деформация представляет собой негативное изменение ориентиров и девальвацию нравственных ценностей у части сотрудников под воздействием условий и опыта профессиональной деятельности, проявляющиеся в искаженном отношении к служебному долгу и дискредитирующие моральный облик сотрудника милиции.

3. Профессиональная нравственная деформация выражается в:

· правовом нигилизме, означающем пренебрежительное отношение к требованиям закона;

· подмене истинного представления о нравственном смысле служебной деятельности мнимым;

· поддержке ложной корпоративной солидарности, основанной на круговой поруке;

· чувстве непогрешимости и вседозволенности, стремлении к подавлению воли человека и подчинении своей;

· болезненной подозрительности и недоверии ко всем людям;

· утрате чувствительности к человеческой беде, равнодушии к горю;

· систематическом нарушении профессионально-этических норм службы в органах внутренних дел;

· равнодушии к процессу и результатам служебной деятельности;

· беспринципности в оценке нарушений служебной дисциплины;

· моральной нечистоплотности, следовании двойным моральным стандартам;

· индивидуализме, эгоизме, склочности, мелочности, конфликтности, недоброжелательности и зависти к успехам и достижениям коллег;

· использовании элементов криминальной субкультуры в служебной деятельности;

· нравственной распущенности, выражающейся в пьянстве, бытовом разложении, аморальных поступках.

4. Деятельность руководителей по профилактике профессиональной нравственной деформации предполагает:

· создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;

· формирование установки на сознательное соблюдение профессионально-этических принципов и норм;

· развитие морально-психологической устойчивости и деловой направленности сотрудников;

· информирование сотрудников о признаках и последствиях негативных изменений личности в профессиональной деятельности;

· выработку у сотрудников профессионального иммунитета к негативным воздействиям преступной среды и криминальной субкультуры;

· воспитание у сотрудников высокой общей и профессиональной культуры, эстетического вкуса, развитие самодеятельного художественного творчества;

· организацию активного отдыха с частичным или полным изменением социально-психологического фона общения.

 

Глава 4. Культура речи и правила служебного общения

 

Статья 11. Культура речи

 

1. Культура речи является важным показателем профессионализма сотрудника милиции и проявляется в его умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли.

2. Культура речи обязывает сотрудника придерживаться следующих речевых норм:

· ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;

· грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка;

· содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения;

· логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей;

· доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации;

· лаконичности, отражающей краткость и понятность речи;

· уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной ситуации.

3. Сотруднику необходимо соблюдать и отстаивать чистоту русского языка. В речи сотрудника неприемлемо употребление:

· грубых шуток и злой иронии;

· неуместных слов и речевых оборотов, в том числе иностранного происхождения;

· вульгаризмов, примитивизмов, слов-"паразитов";

· высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес определенных социальных или национальных групп;

· резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека.

· 4. В речи сотрудника органов внутренних дел исключается использование нецензурной брани, сквернословия и выражений, подчеркивающих негативное, презрительное отношение к людям.

5. Сотрудник, изучивший в оперативных целях уголовную лексику, не должен использовать жаргонизмы и другие элементы криминальной субкультуры в общении с коллегами и гражданами.

6. В случае служебного общения с гражданами различных национальностей сотруднику рекомендуется использовать русский язык как государственный язык Российской Федерации.

 

Статья 12. Общие правила служебного общения

 

1. В общении с людьми сотруднику необходимо руководствоваться конституционным положением о том, что каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

2. Сотруднику следует:

· начинать служебное общение с приветствия (приложив руку к головному убору, будучи в форменной одежде), воздерживаясь от рукопожатия; представиться, назвав свою должность, специальное звание, фамилию, кратко сообщить цель и причину обращения, по просьбе гражданина предъявить служебное удостоверение;

· излагать свои замечания и требования в корректной и убедительной форме; если требуется, спокойно, без раздражения повторить и разъяснить смысл сказанного;

· выслушивать объяснения или вопросы гражданина внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;

· относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь;

· быть предупредительным и внимательным к женщинам и детям.

3. При установлении личности гражданина или связанной с исполнением служебных обязанностей проверке документов сотруднику надлежит:

· попросить в тактичной и вежливой форме предъявить требуемые документы;

· предложить владельцу документов самому извлечь из них посторонние предметы при их наличии;

· проверить документы быстро и внимательно, при необходимости более тщательной проверки объяснить гражданину ее причину, сроки и способы проведения;

· поблагодарить гражданина за сотрудничество с милицией по окончании проверки и возвращении документов.

4. При общении с гражданами сотрудник должен проявлять выдержку и быть готов:

· к неадекватному поведению с их стороны, в том числе проявлению агрессии и оказанию сопротивления;

· к оказанию им необходимой медицинской помощи;

· к отправке нуждающихся людей в лечебное учреждение.

5. В общении с гражданами со стороны сотрудника недопустимы:

· любого вида высказывания и действия дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

· высокомерный тон, грубость, заносчивость, некорректность замечаний, предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений;

· угрозы, оскорбительные выражения или реплики;

· споры, дискуссии и действия, препятствующие нормальному общению или провоцирующие противоправное поведение;

· беспричинные, необоснованные проверки паспортов, миграционных карт и других документов.

6. Сотруднику рекомендуется не принимать на свой счет обидных и несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек, высказанных на улицах и в общественных местах, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию или скандал.

7. При пользовании телефоном сотруднику надлежит говорить негромко и лаконично, не создавая неудобств окружающим; отключать мобильный телефон до начала служебного совещания; воздерживаться от разговоров по телефону, находясь в общественном транспорте.

 

Статья 13. Особенности общения с посетителями органов внутренних дел

 

1. Сотрудник органов внутренних дел должен помнить, что каждый гражданин, обратившийся в милицию, как правило, столкнулся с неприятностью или бедой. От того, как сотрудник встретит и выслушает посетителя, какую окажет помощь, зависит настроение человека и его мнение о сотруднике и работе милиции в целом.

2. При приеме посетителей органов внутренних дел сотруднику рекомендуется:

· ответить на приветствие вошедшего в кабинет посетителя, предложить ему присесть;

· проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь посетителю;

· выслушать заявление посетителя и уяснить суть изложенной проблемы, задать уточняющие вопросы в корректной форме;

· разъяснить при необходимости требования действующего законодательства по рассматриваемому вопросу;

· принять решение по существу обращения посетителя;

· проинформировать посетителя о порядке и сроках рассмотрения обращения, а также обжалования принятого решения.

3. В случае конфликтного поведения со стороны посетителя сотруднику необходимо принять меры для того, чтобы снять эмоциональное напряжение гражданина, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.

4. Сотрудник не должен:

· заставлять посетителя необоснованно долго ожидать приема;

· перебивать посетителя в грубой форме;

· проявлять раздражение и недовольство по отношению к посетителю;

· разговаривать по телефону, игнорируя присутствие посетителя.

 

Статья 14. Особенности общения с иностранными гражданами

 

1. Профессионально грамотное поведение сотрудника при общении с иностранными гражданами способствует укреплению международного авторитета органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Сотруднику необходимо учитывать, что, находясь в нашей стране, иностранные граждане:

· обращаются к сотруднику как к представителю органов государственной власти;

· не владеют или слабо владеют русским языком, что затрудняет правильное понимание сотрудником обращений с их стороны;

· не в полной мере информированы о правилах поведения в общественных местах;

· представляют другую культуру и могут недостаточно ясно понимать местные обычаи и традиции.

3. В общении с иностранными гражданами сотрудник должен проявлять терпение, выдержку, корректность и предупредительность, готовность оказать помощь, при необходимости разъяснить правила поведения на территории Российской Федерации.

4. При незначительном нарушении иностранным гражданином общественного порядка сотруднику следует ограничиться разъяснением и предупреждением о недопустимости подобных действий.

5. Сотруднику не рекомендуется обсуждать с иностранцами вопросы политики, деятельности органов государственной власти, в том числе органов внутренних дел Российской Федерации.

 

Глава 5. Руководитель и служебный коллектив

 

Статья 15. Морально-психологический климат в коллективе

 

1. Руководитель и сотрудники обязаны поддерживать благоприятный морально-психологический климат в служебном коллективе, выражающийся в позитивном эмоционально-нравственном состоянии, высоком моральном духе сотрудников, их отношении к нравственным ценностям и степени мотивационной готовности к выполнению оперативно-служебных задач.

2. Благоприятный морально-психологический климат в служебном коллективе характеризуется:

· правильным пониманием сотрудниками целей деятельности органов внутренних дел и своего подразделения;

· способностью и готовностью совместными усилиями добиваться выполнения поставленных задач;

· степенью комфортности работы, социального самочувствия коллектива;

· уровнем развития взаимоотношений, основанных на честности и принципиальности в сочетании с товарищеской взаимопомощью и уважением;

· позитивными служебными традициями, сплачивающими коллектив.

3. В целях поддержания благоприятного морально-психологического климата в коллективе к сотруднику следует:

· способствовать установлению в коллективе деловых, товарищеских взаимоотношений;

· поддерживать обстановку взаимной требовательности и нетерпимости к нарушениям служебной дисциплины и законности;

· соблюдать субординацию, быть исполнительным, беспрекословно выполнять приказы и распоряжения, проявляя разумную инициативу, точно и в срок докладывать руководству об их исполнении;

· обладать морально-психологической устойчивостью, выдержанностью, быть ответственным за свои поступки и слова;

· оказывать всемерное содействие руководству в мобилизации личного состава подразделения на выполнение оперативно-служебных задач;

· принимать активное участие в работе общественных формирований сотрудников, критично и справедливо оценивая проступки сослуживцев.

4. Для сотрудника недопустимы действия, способные причинить вред морально-психологическому климату в коллективе, включая:

· обсуждение приказов, решений и действий старших начальников, реализуемых в пределах их полномочий;

· распространение слухов, сплетен и другой непроверенной информации сомнительного характера;

· предвзятое и необъективное отношение к коллегам;

· заискивание перед начальниками;

· претензии на особое отношение к себе и незаслуженные привилегии;

· обещания, выполнение которых находится под сомнением;

· проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;

· преувеличение своей значимости и профессиональных возможностей.

 

Статья 16. Профессионально-этические требования к руководителю

 

1. Руководитель органа внутренних дел должен:

быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм Кодекса;

помнить о традициях, чести и долге российского офицерства, носителем и продолжателем которых он является;

считать своей главной привилегией личную ответственность за безусловное выполнение оперативно-служебных задач, обучение и воспитание подчиненных.

2. Статус должности, занимаемой руководителем, должен подкрепляться его личным авторитетом.

3. Подлинный авторитет руководителя создается его безупречной репутацией, профессиональной компетентностью, служебным опытом, требовательностью и принципиальностью в сочетании с гуманным и уважительным отношением к подчиненным.

4. Культура профессионального поведения руководителя определяется степенью развития его интеллекта, широтой эрудиции, обширностью интересов, уровнем образованности и воспитанности.

5. Позитивный моральный облик руководителя основывается на профессионально-нравственных качествах: честности, порядочности, самокритичности, требовательности, доброжелательности, обязательности, ответственности, принципиальности, справедливости.

6. Требования профессиональной этики обязывают руководителя:

· соблюдать права и свободы сотрудника как человека и гражданина;

· относиться к сотруднику как к личности, признавая его право иметь собственные профессиональные суждения;

· проявлять высокую требовательность, принципиальность в сочетании с уважением личного достоинства;

· устанавливать справедливую, равномерную служебную нагрузку на личный состав;

· помогать сотрудникам словом и делом, оказывать морально-психологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;

· использовать в полной мере психолого-педагогические подходы и методы в воспитательной работе с личным составом;

· информировать личный состав о складывающейся морально-психологической обстановке в подразделении;

· регулировать взаимоотношения в служебном коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики;

· пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в служебном коллективе;

· рассматривать без промедления факты нарушения норм и принципов профессиональной этики и принимать по ним объективные решения;

· принимать беспристрастные, справедливые и объективные решения по социально-бытовым проблемам и вопросам поощрения личного состава;

· организовывать выработку и реализацию комплекса мер по профилактике конфликтов;

· обращаться к подчиненным, называя их по специальному званию и фамилии или только по специальному званию, добавляя в последнем случае перед специальным званием слово "товарищ", либо по имени и отчеству и только на "вы";

· контролировать соблюдение сотрудниками этикетных норм в оформлении и содержании служебных помещений;

· оставаться скромным в потребностях и запросах как на службе, так и в быту.

7. В случае, если подчиненный оказался в трудной жизненной ситуации, его начальник призван оказать всемерную помощь и поддержку.

8. Руководитель не имеет морального права:

· перекладывать свою ответственность на подчиненных;

· использовать служебное положение руководителя в личных интересах;

· проявлять формализм, чванство, высокомерие, грубость, применять рукоприкладство по отношению к подчиненным;

· создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;

· обсуждать с подчиненными действия вышестоящих начальников;

· занимать деньги у подчиненных сотрудников, принимать подарки, используя их зависимое служебное положение.

 

Статья 17. Неформальные отношения в служебном коллективе

 

1. Неформальными являются личные отношения между сотрудниками вне рамок служебной субординации.

2. Личные отношения не должны являться основанием для продвижения сотрудника по службе, его поощрения или наказания, решения кадровых, социальных вопросов.

3. Коллеги по службе должны уважительно и внимательно относиться к работающим в коллективе сотрудникам-женщинам, которые в свою очередь не должны злоупотреблять своими преимуществами.

4. К грубым нарушениям профессионально-этических принципов и норм в сфере неформальных отношений между сотрудниками относятся:

· использование дружеских или родственных связей между начальником и подчиненным в целях решения служебных вопросов в личных корыстных интересах;

· установление отношений круговой поруки и протекционизма на национальной основе и по признаку землячества;

· дискриминация сотрудников по половому (гендерному) признаку, вследствие которой предпочтение необоснованно отдается одному полу перед другим;

· сексуальные домогательства, принуждение к интимной связи, особенно выражающиеся в агрессивном, оскорбительном поведении, унижающем достоинство женщины или мужчины, и сопровождающиеся физическим насилием, психологическим давлением, шантажом, угрозами;

· демонстрация приверженности моральным антиценностям, таким как культ денег, власти, силы; цинизм, пошлость, разврат.

5. Руководителю в целях предупреждения негативного влияния неформальных отношений на обстановку в служебном коллективе необходимо:

· контролировать соблюдение сотрудниками профессионально-этических ограничений и запретов, в равной мере распространяемых как на мужчин, так и на женщин, состоящих на службе в органах внутренних дел;

· обеспечивать деятельность сотрудников в строгом соответствии с их должностным предназначением;

· исключить панибратство и фамильярность в общении с подчиненными, препятствовать влиянию неформальных отношений на принимаемые служебные решения.

 

Глава 6. Отдельные проблемы профессиональной этики

 

Статья 18. Внешний вид и форма одежды

 

1. Достойный внешний вид сотрудника обеспечивает моральное право на самоуважение, способствует укреплению доверия граждан к органам внутренних дел, оказывает влияние на поведение и поступки людей.

2. Сотруднику органов внутренних дел следует:

· носить форменную одежду в соответствии с установленными требованиями, чистой и аккуратной, хорошо подогнанной и отглаженной;

· поддерживать образцовый внешний вид, вызывающий уважение у коллег и граждан;

· носить в праздничные дни на форменной одежде государственные и ведомственные ордена, медали и знаки отличия, а в повседневной обстановке - орденские планки;

· демонстрировать строевую выправку, держаться прямо, с развернутыми плечами, не сутулиться, ходить твердым, энергичным шагом;

· придерживаться здорового образа жизни, соблюдать правила личной и общественной гигиены.

3. Сотрудники в форменной одежде при встрече приветствуют друг друга в соответствии с требованиями Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

4. В случае выполнения служебных обязанностей в гражданской одежде допускается ношение костюма (платья) и обуви строгого делового стиля, неяркого цвета, подчеркивающих аккуратность и опрятность сотрудника.

5. Сотруднику в форменной одежде не рекомендуется: посещать рынки, магазины, рестораны, казино и другие торговые объекты и увеселительные заведения, если это не связано с выполнением служебных обязанностей, а также носить сумки, пакеты, коробки и другие предметы хозяйственно-бытового назначения.

6. Сотрудник-мужчина должен быть всегда аккуратно подстрижен, тщательно выбрит, опрятно и со вкусом одет, может умеренно использовать парфюмерию.

7. Сотруднику-женщине рекомендовано носить одежду в строгом деловом стиле, соблюдать скромность и разумную достаточность в использовании косметики и ношении украшений.

8. Сотруднику не рекомендуется отращивать бороду, длинные бакенбарды, выбривать голову, носить ювелирные украшения, за исключением обручального кольца.

9. Сотруднику не следует делать татуировки, носить пирсинг, смешивать предметы форменной и гражданской одежды, держать руки в карманах, ходить в нечищеной и стоптанной обуви, а также в форменной одежде, утратившей надлежащий вид.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: