ИДЕАЛ БУДДИЗМА : АСКЕТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ




Для того чтобы достичь нирваны, необходима аскеза в течение многих жизней. Самым идеальным способом осуществления этого учения является монашеская жизнь. Монастырей в Азии очень много, и их населяют тысячи монахов. Образ жизни их очень прост. Он способствует тому, чтобы монахи без помех предавались медитации — особому методу сосредоточения, который приводит к отрыву от вещей этого мира и к тому, что они называют просветлением.

Главным священным текстом буддизма является Трипитака («три корзины»), содержащая поучения Будды, систематизированные комментарии к ним и дисциплинарные правила для монахов. На протяжении веков возникли и другие священные книги, связанные с местными традициями.

ОСНОВНЫЕ ВЕТВИ БУДДИЗМА

Буддизм не остался единой религией. После II века в результате смешения буддизма с другими религиозными традициями от первоначального учения отделилась новая ветвь. Таким образом буддизм разделился на тхераваду («учение старейших») или хинаяну («малую колесницу»), соответствующую его первоначальной форме, и махаяну («большую колесницу»), являющуюся его позднейшей измененной формой. В Китае и Японии получила преимущественное распространение махаяна, например, в форме дзэн (или чань) — буддизма. Ламаизм в Тибете и Монголии синтезировал элементы хинаяны и махаяны. В странах ЮгоВосточной Азии преобладает хинаяна. Вкратце, хинаяна и махаяна различаются следующим образом. В первой форме главной целью буддиста является достижение индивидуального спасения в Нирване в качестве архата («достойного»). Вторая создала пантеон бодхисаттв (существ, стремящихся к просветлению), чей альтру-истический* подвиг состоит в том, что они добровольно отказываются от пребывания в нирване ради служения ближним и указания им пути к спасению.

* Альтруизм — (лат. alter) — другой — бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами.


БОГОСЛУЖЕНИЕ

Многие азиатские народы, перенявшие эту религию приняли Будду за сверхъестественное существо, создав множество форм богослужения, праздников, святилищ, храмов и т.д.

Центрами религиозной жизни буддизма становятся обычно монастыри, куда стекаются верующие в Будду. Предметами поклонения являются Зуб Будды, останки различных учеников Будды или других духовных учителей этой религии, священное дерево, под которым к Будде пришло просветление, и статуи Будды. Останки сохраняются в особых строениях, которые называются ступами. Богослужение включает в себя молитвы Будде, обеты соблюдения основных обязанностей и жертвоприношение цветов, свечей и пищи статуям Будды. Одной из молитв является провозглашение «тройного убежища»:

• Прибегаю к Будде.

• Прибегаю к Дхарме (учение).

• Прибегаю к Сангхе (монашеская община или вообщесовокупность всех верующих в Будду).

Слушание проповеди также считается делом, которое способствует награде в будущем. Важнейшим делом для каждого буддиста является медитация, самопогружение, достигаемое с помощью определенных технических методов. Почтение к Будде выражается также в праздниках (например, рождение Будды, его Просветление и др.).

БУДДИЗМ СЕГОДНЯ

В настоящее время в мире насчитывается около 400 млн. исповедующих буддизм в повседневной жизни и 1 млн. монаховбуддистов. Буддизм сочетает в себе свойства религии, включающей в себя систему вероопределений и нравственных принципов, с утонченными философскими размышлениями и проницательным психологическим истолкованием человека. В условиях, когда западный мир все дальше отходит от христианских религиозных и нравственных ценностей, многие вожди современного буддизма пытаются предложить разочарованным и духовно дезориентированным людям свое вероучение в качестве альтернативы. Психология и философия буддизма стали компонентами современных неоязыческих движений, старающихся привлечь человека, уставшего от давления технологического прогресса. Личному спасению во Христе противопоставляется путь к нирване, где лишившаяся индивидуальности душа должна слиться


с абсолютным «ничто». В западных странах основываются буддистские монастыри, которые ведут миссионерскую работу, главным образом, среди городского населения.

Приложение к уроку № 29

Одни возвращаются в материнское лоно*, делающие зло попадают в преисподнюю, праведники — на небо, лишенные желаний достигают нирваны.

Трипитака, Дхаммапада. 126. Цитируется по книге:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: