Философия Древнего Китая




Лекция 1

Предмет философии

Ряд мировоззренческих проблем:

Как устроен мир?

Имеет ли он начало?

Что управляет миром? (Гегель считал, что разум; Шопенгауер – слепая воля)

Место человека в мире

Каковы возможности человека?

Каков рецепт счастья? (Гедонистическая школа – удовольствие; Грегористическая школа – выполнение долга).

 

 

Различные мировоззрения:

1) Обыденное (обычный человек). Не систематизировано.

2) Религиозное. Отличие от философии. Религия опирается на веру, философия – на разум.

3) Философское – в отличие от науки имеет размытый характер, наука – четкий ограниченный предмет. У науки – цель получение объективного знания. В философии – объективная оценка присутствует всегда.

 

Философия возникла в Др Индии, Китае и Гренции, Более 2,5 тыс лет назад.

 

Раздела философии

1) Антология (происхождение человеческого бытия. Бытие от глагола «быть». Бытие материальное и духовное (идеальное). Какков из этих видов главный. В зависимости от этого разные подходы:

А) материализм (первичность материи)

Б) идеализм (первичность духа, сознания)

В) дуализм (материальное и идеальное начала равнозначны

2) Гносеология – как устроен мир, методы познания.

А) Что такое истина?

Б) доступна ли человеку истина? (человечество приближается к истинному знанию.

Анностицизм (И.Кант – истинное знание недоступно. Человек может анализировать явление, но не его сущность. Люди могут строит гипотезы и догадки, но не могут

В) Каков наилучший метод познания

Эмпиризм – направление, кот утверждает, что наиболее надежные эмпирические методы: наблюдение и эксперимент, чувственный опыт.

Рационалисты – чувственный опыт ограничен. Наиболее надежный инструмент познания – логические приемы. Логические законы одинаковы для всех людей.

3) Аксеология – теория ценностей

Классификация ценностей: материальные, духовные.

Иерархия ценностей: любовь, красота, истина, милосердие, деньги (сделать иерархию для себя). Зависит от идеала жизненного. Бывают индивидуальные, груповые, ценностные предпочтения общечеловеческие

4) Этика – теория морали.(Конфуций)

Золотое правило Морали «не делай другому того, чего не желаешь себе»

 

5) Эстетика – прекрасное. Греки определили красоту как гармонию. Прекрасное в природе, искусстве, природе, творчестве.

Безобразное, трагическое, комическое.

6) Социальная философия.

7) Основные вопросы:

А) природа (сущность) общества: политика, культура, экономика, мораль – основные сферы – что важнее? Основные школы по разному отвечают: Маркс – экономический приоритет.

 

Спрашивает на экзамене

 

Основные исторические типы философии повторяют исторические культурные типы.

 

1) Философия Др Востока. (Индия. Китай)

У Египтян не было философии.

Основная характеритика – традиционность. Существует до сих пор.

Не отделена от религии, от реальной жизни, иногда превращалась в идеологию.

2) Античная (6 век до нашей эры – 6 век нашей эры).

Отличительный признак – космоцентричность. Для античного человека космос значит порядок. Видят природу как порядок (космос), общество, человека (единство тела и души)

3) Средневековая (2-15 века) Европа – связь с христианством. Христианство доминирует во свех сферах. Теоцентризм (бог).

4) Философия возрождения (14-16 века). Переключение с бога на человека. Антропоцентризм. Гуманизм.

5) Философия нового времени (17-19 века) в Европе. Европа меняется. Формируются основы современной философии. Фундамент капитализма, наука, система либеральрных ценностей. Бурное развитие науки. Философия изучает как познается мир. Общественные проблемы: упадок монархии, национальные государства.

6) Современная (конец 19 – 20 век). Ницше.

Нет единого стиля, их огромное множество. Нет культурной доминанты ни в искусстве, ни в философии. Философский многоцентризм.

Основная цель – проблема личности. Уничтожение личности: 2 мировые войны, тоталитарные режимы (Италии, германии, СССР – комунизм).

Школы изучающие эту проблемы: философия жизни, экзистенциолизм.)

 

 

Русская философия.

Общие черты: интересна и не похожа на европейскую

 

Эти темы и общие темы не брать на экзамен.

 

 

Философия Древнй Индии:

 

Зародилась в Др Индии. Называется Даршана. Школы: два типа:

1) Традиционная (астика)

2) Нетрадиционная (дастика)

Отличие в отношении к ведам. Нетрадиционная не признает веды. Что такое веды.

 

Веды – священная литература индуизма. Религия: 33 млн. богов. Множество священных текстов. Создавались очень долго. Написаны на сакскрите. На санкрите ведется богослужение. Язык мертвый.

Веды разделы:

Самхиты – веды, котрые используются в обрядах. Гимны, песнопения, магические формулы. Самая древняя часть.

Брахманы – более поздние. Книги написанные жрецами для жрецов.

Араньяки – лесные книги. Человек, вырастивший детей, внуков, может уйти в лес и философствовать. Араньяки и создали такие лесные люди.

Апанишады – диалоги учителя и учеников. Сидение возла ног – буквальный перевод. Дань уважения. Самая философски содержательная часть вед.

 

 

Традиционные школы (6):

1) Нья (логика) и Вайшишика

2) Санкхья (освобожение духа) и йога (как освободить)

3) Миманса (философское осмысление и растолкование) и веданта (наиболее чтимая философская школа).

 

Веданта

 

Шанкара – основатель веданты. Изображают почти как бога.

 

Основные понятия:

1) Что представляет мир? Мир – единое целое. Основа единства – брахман. Брахмен – первооснова. Существует только брахман, а все остальное это его проявление. Брахман – единое тело, а все остальное, как его органы, без него не существует. Брахман – это дух. Идеалистическая школа. Превооснова – дух.

2) Сансара – переселение душ. Каждое существа несет в себе частицу духа – атман. Изображают в виде круга.

3) Карма – закон переселения душ. Суть – каковы твои дела в прошлом в прежних жизнях, таким ты и будешь в будущей жизни (насекомым, крысой, деревом). Карма – в переводе – дело.

4) Дхарма – закон. Мораль. В Др. Индии общество из сословий: жрецы, воины, трудящиеся, слуги. Касты – объединяют профессии по степени чистоты религиозной. На верхушке – духовная деятельность, по дну – занятые в уборке, обслуживании, похоронами. Каждый стремится улучшить свою карму, для этого нужно следовать дхарме. Для каждой касты своя дхарма. У каждой касты свои обычаи и традиции. Люди не равны.

5) Ахимса – дхарма которая для всех – означает «не насилие» любому живому существу. Убивать, мучить без крайней необходимости нельзя. Жизнь имеет одинаковую цену: не зависимо от того, в какую оболочку она заключена.

6) Мокша – освобождение духа от связи с собственным телом и с телесным миром. Йога показывает путь, который приобретает свободу атмана.

 

Человек вырабавает в себе:

Самоконтроль

Выполнение предписаний учителя

Дисциплина тела – гимнастика, управление телом. Осаны – статические позы.

Дисциплина дыхания – управление этим процессом: ускорение. Замедление

Дисциплина чувств – независимость от среды (слух, зрение, холод)

Дисциплина сознания – созерцание. Все предыдущие этапы – это только подготовка.

Саматхи – человек приобратает сверхестественные способности. Нет временныъ и пространственных преград.

 

 

 

Не признают веды:

1) Буддизм

2) Джайнизм(по имени основателя. Карма – вещество, которое прилипает к душе, если человек грешит. Принцип ахимсы. Е занимались земледелием.

3) Локаята – чувственно воспринимаемая реальность. Существует только то, что мне дано в опыте, только то, что я могу осязать, видеть. Богов мы никогда не видели, следовательно мы не знаем об их существовании.

Буддизм основатель Ситхарха Гаитана. Мировая религия. Распространился по странам европы. После его назвали Буддой. Имеет национальные отличия, но ядро родно. Суть – 4 благородные истины:

1) Жизнь есть страдание: потеря близких, встреча с невзгодами. Неудачи временные и непостоянные.

2) У страданий есть причины – наши привязанности и страсти. Без страданий – нирвана.

3) Путь избавления от страданий – 8 этапов.

 

Философия Древнего Китая

 

Практические, здравомыслящие. Ценят жизнь на земле.

Была эпоха сражающихся царств. Страна развалилась на удельные части. Ранее подчинялись Вану. Крупных было 7. 500 лет кровопролитий. Войны за власть. Это время – расцвет философских школ. Эпоха 100 школ (их было меньше)

Основные 4 школы:

1) Конфуцианство. Конфуций. Книга Афоризмов, мыслей. Книга «Лунюи». Как вернуть обществу мир и порядок (во врея гражданский войн).

 

Путь 1 – исправление имен (название социального статуса человека. Чтобы в обществе воцарился порядок, нужно чтобы каждый на своем месте соответствовал своему имени (царь, сын, слуга).

В семье есть старшие (родители, мужчины) и младшие (дети, женщины).

Основные люди маленькие, обыкновенные – живут собственными интересами, другие интересы интересуют мало. Их нельзя допускать к власти.

Благородные мужи - к власти. Качества: гуманность, образованность, человеколюбие. Путьк власти должен быть открыт только этим людям.

В обществе нужна только мораль, закон не нужен.

Семья – воспитательная роль. Сыновняя почтительность. Уважение и любовь – на этом строятнся отношения в семье. В обществе – должно быть также.

Через 200 лет после его смерти становится государственной идеологией до 1911 года.

2) Легизм (школа законников)

3) Даосизм. Лоа Дзы основатель

 

 

 

Предполагается, что был современником Конфуция. Покинул свою родину и отправился на запад. Книга Дао Цзы – афоризмы

Дао – источник всякого существования

Дао рождает Ци, Ци рождает Ян-инь, Ян-инь рождает небо, землю, человека - рождает мириады

ци - то из чего все состоит

Ян-инь – 2 противоположности (женское и мужское, активное и пассивное и т.д.). противоположности способны перетекать.

Нравственный смысл – у-вэй – «недеяние» (умное недействие, которое сообразуется с естественным ходом вещей).

Дэ – проявленное Дао, видимое

Добрые дела, управление техникой дыхания, правильная пища (соки растений, минералы, чтобы не нужно организму перерабатывать ненужное). Путь к бессмертию: здоровью долголетию. Сексуальная практика.

Превращается в религию.

 

4) Буддизм (из Индии в первом веке по великому шелковому пути). Чайн-буддизм (в Японии Дцен-Буддизм) – результат окитаивания буддизма.

 

Античная философия

 

Зародилась в Греции (существовала 1200 лет, до 6 века нашей эры). Римляне – их ученики.

Периоды

 

 

Сформировалась в условиях полиса – небольшое государства, окруженное с/х.

Гражданин в отличие от подданного (на востоке) участвует в управлении государством. Демократия. Способствует развитию философии. Народные собрания, политики убеждали людей в правильности их законопроектов. Особая роль слова, логики. Уважение к рациональному мышлению, философии.

Периоды:

1) Натурфилософский – обращение к природе. Нет науки, есть единое теоритическое знание. Умозрительные умозаключения.

Множество школ.

 

Один вопрос- что есть первоначало сущего, природы. Что делает природу вечной, хотя ее элементы смертны. Есть неистощимый источник, питающий жизнь.

Милетская школа – первоначало у Фалеса – вода, у Анаксимена – воздух

У Гераклита – огонь. Противоположности

Пифагор – первоначало – число.

Эллейская школа – появляется понятие «бытие» у Парменида. Бытие – это все, что есть. Бытие неизменно, вечно. Есть только бытие, небытия нет.

Его ученик Зенон. – доверять нужно только разуму с логикой.

Демокрит. Гипотеза: об атомах и пустоте. Первоначало – все состоит из атомов, неделимые, образуют тела.

2) Гуманистический – обращение к человеку.

Софисты:

Сократ не любил софистов

3) Классический: Платон и Аристотель

4) Эллинистический этап = этический

5). После походов А.Македонского. Полисы приходят в упадок. Большие государства

6) Позднеантичный = религиозный (неоплатонизм). Напоминает христианство.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: