Специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По курсовой работе по профессиональному модулю

ОП.06 Гражданское право

специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

 

ТОЛЬЯТТИ, 2016

 

      УТВЕРЖДАЮ
    Директор ГБПОУ СО «Гуманитарный колледж» _________________И.А. Клименко
    «____»_________________2016г.
     
     
     
     
     
     
СОГЛАСОВАНО Председатель цикловой комиссии социально-гуманитарных дисциплин ____________ Т.И. Григорьева- Ершова Протокол №____ от«_____»______________2016 г.   СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР ____________Л.Н. Аббасова «_____»______________2016 г.    

 

 

Методические указания определяют порядок разработки заданий, планирования структуры, объема, содержания и оформления курсовой работы, сроки подготовки, представления к защите и организации защиты, а также формы соответствующего контроля над студентами на всех этапах их работы.

Методические рекомендации предназначены для подготовки и выполнения самостоятельных научно-исследовательских работ в форме курсовых для студентов очного отделения в соответствии с ФГОС и учебным планом специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, реализуемых к ГБПОУ СО «Гуманитарный колледж».

 

 

Ó Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Колледж гуманитарных и социально-педагогических дисциплин имени Святителя Алексия, Митрополита Московского», 2016 г.


  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В системе самостоятельной работы студентов по освоению учебного материала профессионального модуля важное место отводится выполнению курсовых работ. В соответствии с действующими учебными планами курсовые работы рекомендованы для всех направлений подготовки (специальностей) среднего профессионального образования и предусматриваются по основополагающим общепрофессиональным и профессиональному модулю.

Курсовая работа является индивидуальной научной работой студента. Выполнение курсовой работы представляет собой самостоятельный анализ студентом под руководством преподавателя какой-либо частной, например юридической, задачи или проведение исследования, освещающего один из вопросов изучаемой дисциплины, завершающееся публичной защитой полученных результатов. Главными целями этой формы учебной работы являются закрепление, углубление и обобщение знаний, полученных студентами за время обучения, а также выработка умения самостоятельно применять эти знания для творческого решения конкретных практических или теоретических задач в соответствующей области знаний по изучаемому модулю ОП. 06 Гражданское право.

В процессе выполнения курсовой работы студенты приобретают навыки работы со специальной литературой фундаментального и прикладного характера, с государственными и нормативными актами, со справочной и методической литературой, а также с проектными материалами (ГОСТы, единые нормы и расценки, таблицы, типовые проекты и справочники укрупненных производственных и сметных норм и т.п.). Студенты учатся отбирать, систематизировать фактический материал, статистические данные, обобщать и анализировать их, делать определенные выводы и предложения.

Наряду с этим выполнение курсовой работы должно развить навыки использования студентами приобретенных общенаучных знаний, приемы и навыки научной дискуссии, работы с нормативными источниками; специальной литературой; опубликованной и неопубликованной судебной практикой, приемы логического толкования и анализа исследуемых источников.

Написание курсовой работы является результатом процесса обучения и показателем уровня подготовки специалиста, владеющего не только теоретическими знаниями, но и навыками научно-исследовательской работы в области права.

Выполнение студентом курсовой работы осуществляется на заключительном этапе изучения профессионального модуля по ОП. 06 Гражданское право с целью сформировать и овладеть профессиональными компетенциями (ПК), общими компетенциями (ОК):

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.3. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.

ОК 1. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 2. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 3. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 4. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 5. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

 

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

уметь:

- применять на практике нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;

- составлять договоры, доверенности;

- оказывать правовую помощь субъектам гражданских правоотношений;

- анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданских правоотношений;

- логично и грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения по гражданско-правовой тематике;

знать:

- понятие и основные источники гражданского права;

- понятие и особенности гражданско-правовых отношений;

- субъекты и объекты гражданского права;

- содержание гражданских прав, порядок их реализации и защиты;

- понятие, виды и условия действительности сделок;

- основные категории института представительства;

- понятие и правила исчисления сроков, в том числе срока исковой давности;

- юридическое понятие собственности, формы и виды собственности, основания возникновения и прекращения права собственности, договорные и внедоговорные обязательства;

- основные вопросы наследственного права;

- гражданско-правовая ответственность;

 

Курсовая работа должна удовлетворять следующим основным требованиям:

- целевая направленность;

- четкость построения;

- логическая последовательность изложения материала;

- полнота освещения отдельных вопросов;

- краткость и точность формулировок;

- убедительность аргументации;

- конкретность изложения результатов работы;

- доказательность выводов;

- обоснованность рекомендаций и их практическая направленность;

- определение нормативно-правовой базы и научной литературы;

- грамотное оформление в соответствии с требованиями стандартов.

Тематика курсовых работ определяется программой учебной дисциплины ОП.06 Гражданское право.

Как правило, тему курсовой работы студент выбирает из перечня тем, рекомендуемых руководителем (преподавателем, ведущим соответствующую дисциплину, модуль,).

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа должна быть логичной, научной по своему содержанию, в ней в систематизированной форме должны быть изложены материалы проведенного исследования и его результаты. Структурными элементами курсовой работы являются:

-титульный лист;

- задание на выполнение курсовой работы;

- содержание;

- перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц, терминов;

- введение;

- основную часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- последний лист работы;

- приложения.

В зависимости от конкретного содержания и особенностей работ по ОП.06 Гражданское право, по согласованию с руководителем в их структуру могут не включаться приложения или некоторые другие элементы, исключение которых не снижает ценности и обоснованности решений, предложений, рекомендаций и выводов.

Общий объем курсовой работы определяется руководителем с учетом особенностей ОП.06 Гражданское право, но не должен быть менее 30 листов и более 40 листов.

Примерный объем в машинописных страницах составляющих курсовой работы представлен в табл.1.


 

Рекомендуемый объем структурных элементов курсовой работы.

 

 

Таблица №1

Наименование частей работы Количество страниц
Титульный лист  
Задание  
Содержание (с указанием страниц)  
Перечень сокращений, условных обозначений, символов, единиц, терминов 1–2
Введение 2–3
Основная часть 20–30
Заключение 2-3
Список использованных источников 1–2
Последний лист работы  
Приложения Без ограничений

 

Титульный лист курсовой работы оформляется по установленному образцу, приведенному в приложении А. Студент не должен забывать ставить на титульном листе свою подпись.

Типовая форма задания на выполнение курсовой работы приведена в приложении Б.

В содержании приводятся наименования структурных частей работы, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

В перечне сокращений, условных обозначений, символов, единиц и терминов приводятся используемые в курсовой работе малораспространенные сокращения, условные обозначения, символы, единицы измерения и специфические термины. Если в перечне отсутствуют специфические термины или единицы измерения или условные обозначения, то данный элемент не приводится.

Во введении дается общая характеристика курсовой работы: обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения; описываются объект и предмет исследования, используемые методы и информационная база исследования, а также кратко характеризуется структура работы по главам.

Приобосновании актуальности темы студент должен показать, что, несмотря на имеющиеся материалы по выбранной проблеме, научные знания и практические решения в данной области управления еще недостаточны, устарели или отсутствуют; что ранее таких исследований либо не выполнялось, либо не были учтены определенные аспекты, либо необходимо продолжить разработки, принимая во внимание новые условия, критерии, возможности и т.д. В результате обоснования актуальности темы должна быть сформулирована проблема исследования и очерчен круг вопросов, необходимых для ее решения.

Обязательно должны присутствовать следующие фразы: актуальность и практический аспект данных проблем связаны с тем.... или актуальность курсовой работы заключается (или проявляется) в следующем.. или вопросы, касающиеся того-то и того-то являются очень актуальными. Либо просто Актуальность курсовой работы, а потом начинаете с нового предложения.

После описания актуальности темы можно написать: актуальность темы курсовой работы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.

Объект исследования курсовой работы - это определенная область реальности, социальное явление, которое существует независимо от исследователя.

Предмет исследования - это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта. Предмет исследования показывает, через что будет познаваться объект. В каждом объекте исследования существует несколько предметов исследования и концентрация внимания на одном из них означает, что другие предметы исследования данного объекта просто остаются в стороне от интересов исследователя.

Объект всегда шире, чем его предмет. Если объект - это область деятельности, то предмет - это изучаемый процесс в рамках объекта курсовой работы. Предмет во введении к курсовой работе указывается после определения объекта.

Пример : « Объектом курсовой работы являются правоотношения, возникающие в сфере социального обеспечения. Предмет исследования - нормы права, регулирующие привлечение к юридической ответственности в Праве социального обеспечения».

Пример: « Объектом курсовой работы являются правоотношения, возникающие в процессе назначения пенсии по потере кормильца».

Предметом курсовой работы является действующее законодательство РФ, регулирующее отношения по назначению пенсии по потере кормильца, а также научные публикации, в которых затрагиваются указанные вопросы, судебная практика.

Цель курсовой работы показывает то, чего хочет достичь студент в своей исследовательской деятельности, цель показывает, какой необходимо достигнуть конечный результат в работе.

Пример: Целью курсовой работы является исследование правовой регламентации назначения пенсии по потери кормильца, выявление актуальных проблем, возникающих в процессе назначения и сбора документальной базы, а также поиск путей совершенствования механизма назначения.

Пример: Цель курсовой работы исследовать юридическую ответственность субъектов правоотношений в сфере социального обеспечения.

Пример: Ц елью данной работы является изучение (описание, определение, установление, исследование, разработка, раскрытие, выявление, анализ, обобщение....

Задачи раскрывают путь к достижению цели. Каждой задаче, как правило, посвящена глава курсовой работы. Задачи могут вводиться словами:

  1. выявить;
  2. раскрыть;
  3. изучить;
  4. разработать;
  5. исследовать;
  6. проанализировать;
  7. систематизировать;
  8. уточнить и т.д.

Количество задач должно быть 4-5. Задачи обязательно должны быть отражены в заключении, выводах и рекомендациях.

 

Пример: Для достижения поставленной в курсовой работе цели решались следующие задачи:

выявить актуальность привлечения к юридической ответственности за правонарушения в сфере социального обеспечения.

исследовать практику применения и актуальные вопросы юридической ответственности в праве социального обеспечения.

разработать рекомендации по применению санкций за правонарушения в сфере социального обеспечения».

Методы исследования. Методы - это способы, приемы познания объекта. В любой курсовой работе используются сравнительно-правовой метод, обобщение, исторический метод, специально-юридический и сравнительно-правовой метод анализа литературы, анализа нормативно-правовой документации по теме курсовой работы.

Информационная база исследования. Перечисляются источники, которые использовались для написания работы.

Например: «Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили исследования...

Практическая часть работы выполнялась на основании документов... (перечисляются конкретные документы)»

или:

«При написании курсовой работы использовалась литература по.... Для выполнения практической части были использованы материалы...».

или:

«Теоретической основой курсовой работы послужили исследования отечественными ученными вопросов применения санкций в сфере социального обеспечения. Среди российских ученых можно назвать Захарова М.Л., Тучкову Э.Г., Лушникову М. В., Лушникова А. М., Васильеву Ю.В., Гусеву Т.С. и других авторов. Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы регулирующих правоотношение субъектов, в праве социального обеспечения, Уголовный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ и иные нормы права. Практическая часть работы выполнялась на основании документов судебной практики».

Или простой вариант:

«Курсовая работа написана при использовании литературы по теории права социального обеспечения, юридической ответственности в праве социального обеспечения, специализированным исследованиям, раскрывающим затронутую в работе проблему, нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также материалам периодической печати. Для выполнения анализа в практической части были использованы материалы судебной практики, полученные из Интернета»

В заключение раздела «введение» необходимо описать структуру курсовой работы.

Пример:

«Курсовой проект состоит из введения, двух глав, и заключения. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, указываются объект и предмет исследования. Первая глава посвящена исследованию теоретических вопросов, этапам исторического развития Права социального обеспечения. Во второй главе раскрыты понятие и виды юридической ответственности в Праве социального обеспечения. В заключении подведены итоги и сделаны выводы исследования

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения цели курсовой работы и решения задач в процессе ее выполнения. Как правило, она включает в себя две главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2–3 параграфа. Здесь описывается процесс исследования, освещаются методы, методика, техника проведения исследования, демонстрируется навык применения в работе законодательных актов, инструкций, нормативов, проведения расчетов, эксперимента и т.д.

Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Главы и параграфы курсовой работы содержат описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов должны соответствовать формулировкам задач работы. Заголовка «ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ» в содержании работы быть не должно.

Обязательным для курсовой работыявляется логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, критический подход к изучаемым данным, проведение необходимого анализа, аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций. Также обязательным является наличие в основной части курсовой работы ссылок на использованные источники.

Первая глава носит теоретико-методологический характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, дается их критический анализ и оценка, обосновываются собственные позиции студента. Эта глава служит теоретическим обоснованием практической части курсовой работы. Название первой главы должно отражать содержание материала, изложенного студентом для разработки теоретической базы своей исследовательской работы.

В первой главе должны быть раскрыты понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки и др. Затем можно сделать небольшой исторический экскурс по проблеме, по возможности оценить степень ее изученности, рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные и дискуссионные, по-разному освещаемые в научной литературе, и обязательно высказать свою точку зрения. Можно также осветить изменения изучаемой проблемы за более или менее длительный период с целью выявления основных тенденций и особенностей ее развития.

Вторая глава носит практический характер. В ней дается глубокий анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования, включая экономико-математические. При этом студент не ограничивается констатацией фактов, а выявляет тенденции развития, вскрывает недостатки и причины, их обусловившие, намечает пути их возможного устранения. Эта глава должна послужить обоснованием рекомендаций, предлагаемых студентом для устранения проблем. От полноты и качества ее выполнения непосредственно зависят глубина и обоснованность сформулированных выводов и предложений.

В заключительном параграфе второй главы студент вносит предложения, обосновывает рекомендации, разрабатывает конкретные мероприятия. Состав комплекса мероприятий определяется, прежде всего, результатами проведенного анализа проблемы, поскольку они должны быть направлены на устранение недостатков, выявленных в аналитической части курсовой работы, с учетом имеющегося прогрессивного отечественного и зарубежного опыта.

Предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, быть обоснованными, а также доведенными до стадии разработки, обеспечивающей их практическое применение.

Обязательным требованием к курсовой работе является оценка эффективности предлагаемых решений проблемы.

Необходимо помнить, что курсовая работа не пишется от первого лица, исключаются формулировки типа «Я рассмотрел», «Целью моей работы», «Я считаю» и т.д. Изложение необходимо вести от третьего лица, например: «Автор полагает...» либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения: «На втором этапе исследуются следующие методы…», «Проведенное исследование позволило: доказать...» и т.п..

В заключении логически последовательно излагаются теоретические выводы и практические предложения, к которым пришел студент в результате выполнения работы. Они должны отражать основные выводы по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предлагаемым направлениям решения проблемы, практическую значимость результатов работы, а также направления реализации полученных выводов и предложений. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели курсовой работы.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для курсовой работы их рекомендуемое количество от 20 до 30. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в работе. оформляется следующим образом.

Студент несет полную ответственность за научную самостоятельность и достоверность результатов курсовой работы, что подтверждается на последнем листе работы. Форма заполнения последнего листа курсовой работы приведена в приложении Г.

В случае обнаружения плагиата курсовая работа снимается с рассмотрения без права доработки (студент должен выполнить новую работу на новую тему).

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных цифровых данных, инструкции, методики, формы отчетности и других документов и т.п.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: