Общая характеристика географического положения р. Молога




Ручковская сельская библиотека-филиал

 

Туристический маршрут

«По берегу реки Молога»

(Ручки – Загородье – Коргово – Репинка)

МЦП «Развитие туризма в Максатихинском районе»

Автор: Кудрявцева Т.А.

Библиотекарь 2 категории

Ручковской сельской

библиотеки-филиала

МКУК «Максатихинская МЦБ»

Ручки 2015 год

Утверждаю: ________________ Н.А.Степанова

Директор МКУК «Максатихинская МЦБ»

Введение

Природа! Многоликая и разнообразная. Ее нельзя не любить, ей нельзя не восхищаться. Природа – это все то, что нас окружает: горы, реки, леса.

Молога – это красивейшая река, созданная самой природой. Как раз в нашем поселении протекает Молога. Предлагаю туристический маршрут по реке Молога с населенными пунктами Ручки, Загородье, Коргово, Репинка.

 

Цель:

Создание туристического маршрута.

 

Задачи:

-определить месторасположение маршрута;

-обозначить достопримечательности маршрута;

-изучить географические особенности данного маршрута.

 

Общая характеристика географического положения р. Молога

Молога – река в Тверской, Новгородской и Вологодской областях России, впадает в Весьегонский плес Рыбинского водохранилища на Волге. Длина – 456 км, площадь – 29,7 тыс. км2. Крупные притоки – Ривица, Волчина, Сарогожа.

Точки маршрута:

Дер. Ручки

Деревня Ручки находится на левом берегу реки Молога в 8 км от поселка Максатиха. Расположение деревни очень удобно, потому что в старые времена, когда не было еще железных дорог, сообщение между населенными пунктами проходило по рекам, тогда еще судоходным.

По берегам рек бойко шла торговля. О том, что около Ручков на Мологе останавливались купцы для торговли, говорит название местечка «пристань». Это же подтверждают старожилы.

Очень интересно название деревни Ручки. Дело в том, что деревня находится между двумя ручьями, впадающими в Мологу, и первоначальное название было Ручьи, но так как это название было очень распространено, слово заменили на Ручки.

Если заглянуть поглубже в историю, то можно узнать, что люди на территории деревни появились очень и очень давно. Но до появления славян вся средняя и северная Россия была занята финнами. Ильменские славяне появились на этой территории в 9 веке н.э..торговлю вели с Новгородом, поставляя пушнину, мед, воск, рыбу. Местность была прорезана реками и ручьями. В лесу привольно было плодиться зверям, в реке – рыбам, и поэтому население, главным образом занималось охотой, рыболовством, бортничеством. Земледелие было развито слабо.

В 13 веке жители края участвовали в борьбе против литовских князей, которые пытались захватить русские земли. На это указывают курганы в д. Загородье. Находили кости и на берегу Мологи у д. Ручки.

В д. Ручки не было барских усадеб. Помещик был, но жил он в Лощемле. Фамилия его была Зарайский.

Дома крестьян были небольшие, крытые соломой. Только с появлением щеподралки, крыши покрылись дранкой.

Земля в Ручках делилась по душам, но давали землю только на душу мужского пола.

Из-за земли часто случались конфликты, и поэтому в 1921 году часть семей из Ручков переехала на новое место. Там быстро построили дома, распахали наделы, и появилась деревня Чикулиха, кот. существует до сих пор. Учиться дети ходили в д. Загородье за 4 км в церковно-приходскую школу, кот. стояла рядом с церковью. Эта школа просуществовала до 1932 года, но туда еще раньше ручковские ребятишки бросили ходить. Дело в том, что стали освобождаться дома зажиточных крестьян, кот. выселяли в Сибирь, и у детей появилась новая школа. В 1934 году школа сгорела вместе со всей деревней. Это был второй пожар. Первый пожар, когда сгорела вся деревня, был в 1914 году. Другую школу построили между деревнями Ручки и Ямники. И эта школа сгорела по недосмотру техслужащей.

В 1950 году построили новую школу. Детей было много, поэтому в 1952 году рядом построили еще одну школу.

В 1931 году образовался колхоз «Трудовик».

В 1939 году в Ручках насчитывалось 230 жителей.

К сожалению, хозяйство в деревне развалилось. Молодежь уезжает и на данный момент в Ручках проживает около 80 жителей, в основном, люди пенсионного возраста.

 

Дер. Загородье

На левом берегу Мологи, в 10 км от Максатихи расположено село Загородье. Это одно из самых древнейших поселений в Максатихинском районе.

Давным-давно бежавшие из Новгорода холопы, как гласит предание, основали на Мологе Холопий Городок. В этом селе есть местечко, которое старые люди по привычке именуют Городком. Да и само название «Загородье» говорит о том, что это село основано «за городом».

Холопий Городок входил в число форпостов новгородцев, которые постепенно осваивали речной путь по Мологе и ее притокам, выходили на Волгу, а затем на ее восточные притоки. Ряд историков считает, что новгородцы по этим рекам добрались до Ополья и основали такие города как Суздаль и Юрьев Польский. Холопий Городок прекратил свое существование, по-видимому, в период страшного татаро-монгольского разгрома всей центральной и северо-восточной Руси. Разбив последнее владимиро-суздальское войско в битве на р. Сити в марте 1238 г., татаро-монгольские отряда рванулись к осажденному другой частью их орды – Торжку. По пути они разграбили все села и города и уничтожили почти все население. Только поэтому почти не сохранилось сведений о судьбе Холопьего Городка.

Правда, упоминание о Холопьем Городке появилось 300 лет назад, но мимоходом. Возможно, что Городок существовал в виде сел, и в нем проводилась ярмарка. О ней и упомянуто в нескольких источниках. При описи 1545 г. московские писцы зафиксировали сельцо Городок (все-таки, видимо, жизнь Холопьего Городка продолжалась). В селе была церковь Дмитрия Солунского. В селе проживал и владелец села Богдан Родичев, а также две семьи дворовых людей, обслуживающих хозяина, поп, дьяк и другой церковный люд.

Моры, эпидемии чумы, холеры и других страшных болезней, в те времена были обычным явлением. Не обошли они стороной и Загородье. Об этом свидетельствует перепись 1551 года: «Пустая волость Загородье, а запустела в 1548 году».

Прошло 300 лет. В переписи 1859 г. указано Загородье с 240 жителями.

В 1866 году в Загородье была построена Преображенская церковь на пожертвования прихожан. Первым его настоятелем являлся отец Арсений, его фамилия была Петровский. Это был образованный человек с широким кругозором. У батюшки было 4 дочери и 3 сына.

Рядом с церковью стояло двухэтажное деревянное здание школы. Школа являлась церковно-приходской. Посещали школу, в основном, крестьянские дети. Эта школа просуществовала до 1932 года. Потом ей на смену пришла Загородская начальная школа. В 1932 году в школе учились 72 ученика. Ходили в школу ученики, кроме загородских, из Коргово, Горки, Паржи, Замелья, х.Черемушки.

Издавна село Загородье славилось своими умельцами. Крестьяне сами катали валенки, выделывали кожу, шили сапоги и шубы.

Долгими зимними вечерами ткали и пряли. заготавливали лес зимой, а летом сплавляли его по реке и продавали на дрова.

Жители Загородья часто уезжали на заработки в Тверь, Петербург. Население деревни было, в основном, карельское.

В названиях окрестностей Загородья проявляется их карельское происхождение: «калилахушка» - поле на западе от села, «палилахушка» - поле на юго-востоке от Загородья.

Современное село насчитывает 72 дома, из них дачные 56.

Уже подъезжая к селу Загородье, чувствуется какая-то особая атмосфера этого места. Деревянный Спасо - Преображенский храм был выстроен на высоком взгорье на берегу ручья, который чуть ниже впадает в Мологу. Не случаен и заплывший за столетия ров, окружающий храмовый холм, который дает нам понять, что на месте этой церкви стоял город, жили люди, шумели торги и празнества. Храм, поднявшийся над вершиной древнего городища, деревянный, небольшой по размерам, но довольно вместительный. Он поделен на две части – летнюю и зимнюю.

Этот замечательный храм украшал берег реки Молога почти 150 лет и к большому горю всех прихожан, в 2015 году храм сгорел. В настоящее время идет подготовка для строительства нового храма.

 

 

 

Дер. Коргово

 

Следующая точка водного маршрута – деревня Коргово. Раскинулась эта небольшая деревенька на самом берегу реки Молога. Местных жителей в деревне не осталось, но в летнее время деревеньку населяют дачники. Деревня Коргово – любимое местечко рыбаков.

 

Дер. Репинка

Живописнейший уголок нашего края – деревня Репинка. Лев Кассиль описывает эту деревеньку и природу в своей повести «Ранний восход»:

 

 

«Местность за деревней оказалась очень живописной. Почти со всех сторон Репинку окружала малахитовая стена леса с большими прогалинами. Ярко-зеленые, округлой формы холмы мягко спускались к реке. А за рекой глаз отдыхал на просторных лугах. И робкий утренний ветерок катил шелковистые волны по всходам молодой ржи. У Коли глаза разбежались от этого приволья – разнообразного, ласкающего глаз, заставляющего дышать во всю грудь. Да, здесь можно было хорошо поработать! Написать вон ту лощинку, к которой так плавно скатываются линии холмов, и позолоченную утренним солнцем околицу Репинки с прочными, хорошо срубленными избами, и поля, когда они заколосятся и желтизной своей будут контрастировать у горизонта с синевой неба…».

В деревне Репинка гостил у своих бабушки и дедушки юный талантливый художник Коля Дмитриев, который по трагической случайности на охоте погиб в возрасте 15 лет. Он создал здесь 150 акварелей (преимущественно пейзажей) и рисунков.

Лев Кассиль пишет: «с небольшого квадрата бумаги, наколотого на дощечку, которую держал перед собой Коля, смотрело затянутое серыми тучами, невеселое небо. Поникли вдали в сумрачном воздухе деревья. Пряная теплынь и истома летнего ненастного денька как бы изливались с этюда. Только кое-где на омытой траве горели золотистые островки, рожденные лучами солнца, пробившегося сквозь скупые просветы в небо. Не было кричащих красок, ярких, цветистых пятен. Все было скромно на рисунке Коли, все жило какой-то застенчивой, полной внутренней прелести, задумчивой жизнью».

 

 

 

«Рожь. Домики. Деревья. Клубящиеся облака. Золотистые холмы. Прохладная тишина реки Мологи. Все, что так ласкало и радовало ее в эти летние месяцы, ожило здесь и повторилось еще более прекрасным, чем казалось там, за окнами».

 

 

 

 

 

Своему другу Вите Коля писал: «Деревушка, в которой я обитаю, стоит посреди поля, с четырех сторон окруженная лесом. От нас до железной дороги около двадцати километров. Вокруг нас довольно живописно. Лес тут смешанный. В полутора километрах от деревни река. Речка довольно скромная. По берегам да и вообще по всей местности разбросаны невысокие холмы, курганы. Местные жители говорили, что в эти места приезжала экспедиция и делала раскопки, довольно удачные. Некоторые курганы оказались монгольскими могилами. В этом отношении тут довольно интересно.

Работаю в последнее время вяло. Все хорошие места давно перерисованы. Собираюсь написать портрет деда».

«Коля писал рожь на косогоре. Позднее писал хлеба, убранные в копны. Большая серия акварелей изображала то поле перед дождем, то реку и кусты, покорно затихшие в ожидании надвигающейся грозы, то гладь лугов, прошитые первыми нитями дождя, или развидневшееся, только что омытое недавним ливнем небо, напоенные долины, деревья с отяжеленной листвой».

Коля Дмитриев

Выводы:

1.Маршрут проложен по берегу реки Молога от нас. пункта Ручки до дер. Репинка.

2.Определены и изучены особенности точек маршрута, которые дают возможность полюбоваться красотами и уникальностью нашего края.

3.Организованный и грамотный туризм позволит без ущерба использовать природное богатство.

 

Список литературы:

Смирнов Ю.М. «Русские и карелы – рядом и вместе».Тверь: Изд. ГЕРС, 2004 г.

Головкин А.И. «История Тверской Карелии». Тверь, 1999 г.

Головкин А. «Карелы: от язычества к православию». Тверь, 2003 г.

Кассиль Л. «Повести» Изд. Дет. Лит. Москва, 1955 г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: